Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Азаров Юрий Федорович

Интернет-конференция
статс-секретаря – заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Азарова Юрия Федоровича

Обзор публикаций СМИ


РЕВИЗИЯ ПО ЗАКОНУ

Новый Таможенный кодекс Российской Федерации призван значительно оживить внешнеторговую деятельность России. Сама его идеология выстроена таким образом, чтобы участникам внешнеторговой деятельности было более выгодно работать "в открытую". Правила, которые прописаны в новом документе, помогут снять проблему длительных таможенных процедур, которые сегодня серьезно замедляют движение товаров, окажут содействие торговле.

Юрий АЗАРОВ, статс-секретарь - заместитель председателя ГТК России

В процессе работы над Таможенным кодексом мы достаточно подробно информировали население через всевозможные средства массовой информации, включая и ваше издание, о концепции нового Таможенного кодекса Российской Федерации, о его специфике, особенностях, в том числе об особенностях правового регулирования, о его отличии от ныне действующего Таможенного кодекса, который был издан в 1993 году.

Впереди серьезный анализ и мониторинг самого закона в процессе его применения. Придется неоднократно возвращаться к его содержательной части. В этот период, до 1 января 2004 года, даты его вступления в силу, нам необходимо решить несколько очень важных задач.

Во-первых, за оставшиеся без малого семь месяцев необходимо тщательно проанализировать сам закон и сделать из него выборку, определить темы, по которым нужно издать нормативные акты либо методические рекомендации. Мы не оставим без внимания ни один из ныне действующих подзаконных нормативных актов, независимо от того, что это - закон, постановление Правительства Российской Федерации или приказ ГТК России. Вся нормативная база подлежит тщательному анализу, или, иначе говоря, ревизии.

Во-вторых, мы должны, и этим уже практически занимаемся, сгруппировать всю работу по направлениям. Главное - нужно внести изменения в законы. К примеру, новые подходы к таможенному оформлению, либерализация таможенных процедур, естественно, потребуют сейчас корректировки Кодекса РФ об административных правонарушениях. То, что трактовалось Таможенным кодексом РФ 1993 года как нарушение таможенных правил, по новому кодексу трактуется не более чем исполнение таможенной процедуры. То, что раньше делалось с разрешения таможенного органа, то есть жестко управлялось административно, сегодня по многим позициям носит заявительный характер. А раз есть заявительный характер, значит, ответственность отпадает. Такие разные подходы потребуют довольно существенной корректировки, в частности, шестнадцатой главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Есть еще целый ряд федеральных законов, в которые потребуется внести изменения. Без решения этих очень важных задач мы в дальнейшем можем встретиться с затруднениями. Поэтому все эти законопроекты нужно сейчас проработать, внести в правительство с тем, чтобы в течение осени они прошли первое, второе и третье чтения, а с 1 января 2004 года уже вступили в действие. Времени, как понимаете, остается мало.

Существует много постановлений Правительства РФ, которыми мы сегодня руководствуемся в сфере таможенных правоотношений. Многие нормы, как предписано ныне действующим Таможенным кодексом, регулируются правительством. А поскольку новый кодекс прямого действия, то часть этих вопросов он взял на себя. С одной стороны, законодатель как бы перенес акцент, вывел из полномочий правительства и напрямую прописал их в кодексе. С другой стороны, появились полномочия, которые раньше были даны таможенным органам, а сегодня они в силу прописанных в законе норм отданы правительству. Допустим, вопрос, связанный с определением мест пересечения границы отдельными видами товаров. Ранее эти места определяли таможенные органы, сейчас это должно делать правительство. Или мы вместе с правительством должны подготовить и внести проект постановления, которым будет определен перечень товаров, запрещенных для помещения на таможенный склад. Это тоже станет прерогативой правительства. Если раньше срок временного хранения определяли таможенные органы, то сегодня базовый срок - два года - может продлевать только Правительство Российской Федерации. Исходя из этого мы должны подготовить такую нормативную базу, которая позволяла бы реализовывать эти полномочия правительства. Иначе говоря, надо вычистить нормативную базу и сформировать новую на этом уровне. Работа эта очень трудоемкая. И сама процедура принятия постановлений правительства нельзя сказать, чтобы была более легкой, чем принятие закона. Она не менее сложная, требует многочисленных согласований с министерствами и ведомствами.

Третье тоже достаточно сложное направление. Это - проведение ревизии нормативных актов на предмет их соответствия новому таможенному закону. К 1 января мы должны отменить все, что не соответствует Таможенному кодексу Российской Федерации. Даже те нормативные акты, которые вписываются в его рамки, тоже могут потребовать изменений, дополнений и уточнений. При этом надо учесть, что все новые нормативные акты нужно зарегистрировать в Минюсте России.

И четвертое, что важно отметить, - это пересмотр ряда нормативных актов ГТК России. Особенно тех, по которым кодекс напрямую прописал вступление их в силу через 90 дней после принятия. Прежде всего это касается установления сведений, которые должны быть в документах, утверждаемых таможенными органами, например, при декларировании. Чтобы включить все рычаги и применять эти нормы с 1 января 2004 года, необходимо определиться и подготовить целый блок серьезных нормативных документов и зарегистрировать их в Минюсте РФ до 1 октября 2003 года. Этим мы активно сейчас занимаемся.

Все ли удастся учесть, чтобы кодекс заработал с 1 января? Безусловно, мы самым тщательнейшим образом будем анализировать закон и прогнозировать его действия, что в дальнейшем приведет к перестройке самой таможенной системы, перестройке таможенного контроля и оформления, к внедрению информационных систем. Нужно говорить о выработке концептуальных подходов к таможенному администрированию, по какому пути нужно идти. И это очень серьезно. Необходимо посмотреть направление товаропотоков, учесть специфику более либерального таможенного контроля за перемещением транспортных средств, четко определиться с функциями, которые должен исполнять центральный аппарат ГТК России и таможенные органы. Закон прямого действия непосредственно направлен на его исполнение теми низовыми органами, которые принимают решение. Мы должны переместить уровень принятия окончательных решений с Государственного таможенного комитета РФ непосредственно в таможни, на таможенные посты, довести их до нашего специалиста. И в конечном счете все это должно лечь в основу нашей подзаконной нормативной базы.

Особо хочу подчеркнуть, что эту работу мы не сможем выполнить качественно, если не будем продолжать взаимодействие с бизнесом, с предпринимателями, с юристами, работающими в сфере внешнеторговой деятельности. Вместе с ними таможенники должны прогнозировать, как выстраивать практическую работу и ту подзаконную нормативную базу, которая бы все это определяла и закрепляла.



21, стр. 1, Ваше право. Документ (приложение к газете Ваше право. Газета о правах человека)
02/06/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Таможенный кодекс
Азаров Ю.Ф.
ГТК России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ГТК  России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации