Новый Таможенный кодекс - документ развитых мировых демократий
Так считает глава Государственного таможенного комитета Михаил Ванин
ПРЕЗИДЕНТ подписал новую редакцию Таможенного кодекса (сегодня публикуется в "Российской газете"). Работа над ним продолжалась более 3 лет. Согласно планам разработчиков, новый кодекс уже в начале будущего года должен прийти на смену старому, работающему с 1993 года. На вопросы корреспондента агентства "Интерфакс" отвечает председатель Государственного таможенного комитета (ГТК) России Михаил ВАНИН.
- На какое место вы бы поставили Россию в мире по качеству таможенного законодательства и таможенной практики после вступления кодекса в действие? - С уверенностью могу сказать только, что мы приблизились или вошли в первую десятку (или, может быть, от силы двадцатку) государств, имеющих наиболее продвинутое, наиболее цивилизованное, прозрачное и обращенное к интересам внешней торговли таможенное законодательство.
Мы рядом со странами Европейского союза. Собственно, мы свое законодательство и основывали на действующем европейском таможенном кодексе, брали основные его принципы, положения, философию этого законодательства. Мы восприняли и инкорпорировали их в наш Таможенный кодекс.
Наверное, можно сказать, что новый кодекс - это кодекс развитых демократий, потому что в нем реализована концепция, которую реализует таможенное законодательство развитых государств, - концепция управления рисками. Это означает, что таможня должна контролировать не все, что движется через нее, а должна выбирать себе цели, которые так или иначе сопряжены с рисками для экономики, для безопасности, для здоровья. для интеллектуальной собственности.
Кодекс позволяет нам войти в систему государств, которые исповедуют свои принципы и принципы ВТО, принципы, которые заложены в Киотской конвенции по упрощению таможенных процедур.
- А таможня готова к такому кардинальному изменению задач?
- Таможенники не все готовы. Бизнес не весь готов, но это та планка, которую мы себе задали, к которой мы должны будем двигаться и расти до нее. Мы сегодня можем сказать, что кодекс, который вступит в силу с 1 января, - пока еще не отражает внутреннее содержание нынешней таможенной службы и во многом не отражает нынешнюю ситуацию во внешней торговле. Поэтому и нам, и участникам внешней торговли нужно будет подтягиваться к цивилизованным отношениям друг к другу, и к прозрачным отношениям, и к новому уровню ведения дела. Как с нашей стороны, так и со стороны бизнеса.
Важно отметить, что принятие кодекса совпало с тем решением, которое было буквально накануне одобрено советом директоров Мирового банка, - это выделение российской таможенной службе 140 миллионов долларов, точнее - Российской Федерации, на развитие и реформирование информационных систем таможенных служб. Такое сочетание - новое законодательство и серьезное ресурсное обеспечение - позволит нам создать условия для резкого движения вперед.
- Что новый Таможенный кодекс даст бизнесу?
- Он говорит о том, что таможня не может оформлять ваш товар дольше, чем три дня, причем три дня являются предельным сроком оформления товара. А мы в свою очередь планируем выйти на режим "день в день". Кодекс исключает какие-либо внесудебные процедуры привлечения к ответственности участников внешней торговли. Он позволяет разрешать споры, которые возникают между таможенными органами и участниками, на месте (это специально оговорено в Таможенном кодексе), все разъяснения, реакция на жалобы и заявления участников внешней торговли даются немедленно по их поступлении начальником таможенного органа или лицом, его замещающим.
Кодекс - это закон прямого действия, все почти 440 статей этого кодекса посвящены собственно таможенному делу. Там нет никаких отвлекающих разделов, там нет тех разделов, которые были в предыдущих кодексах, - административные правонарушения, производство по административным правонарушениям, таможенные преступления, порядок дознания по таможенным преступлениям и многое другое.
В этом кодексе такого вообще нет. Это закон, который посвящен исключительно таможенному делу. Он регламентирует права и обязанности таможенных органов, и ничего другого мы себе больше придумывать не имеем права. Он одновременно регламентирует права и обязанности участников внешней торговли.
- Но есть в кодексе "лазейки" для таможни? Например, можно продлить срок таможенного оформления, если требуется экспертиза товара? - Это можно будет сделать, но при согласии участника внешней торговли. Если он не согласен, то мы производим так называемый "условный выпуск товара", а потом будем оставаться в состоянии дискуссии с ним. Если подтвердятся наши сомнения в отношении товара, значит, будут произведены соответствующие переоценка или доначисление таможенных платежей. Если подтвердится позиция участника внешней торговли, мы ему вернем излишне взысканные платежи.
Это, в частности, и есть то самое, что отличает европейское таможенное законодательство, - постаудит и управление рисками. Но и сама структура внешней торговли должна меняться.
В принципе внешней торговлей должны заниматься, на мой взгляд, в основном крупные структуры, которые понятны, прозрачны, счета которых нам известны, которые имеют свои офисы, а не фирмы, зарегистрированные на умерших, находящихся в розыске лиц, или организации, которые не встали на учет в налоговые службы. Мы четко понимаем, что так должна выглядеть картина участников внешней торговли.
Мы видим, что крупные участники внешней торговли в последние годы значительно продвинулись по пути цивилизации своей деятельности. Они стали более прозрачными. Это касается рынка импорта алкоголя, рынка импорта автомобилей, некоторых других товаров. А там, где такое укрупнение этого вида деятельности нет, мы пока наблюдаем определенную непрозрачную ситуацию. Если это укрупнение будет происходить и крупные импортеры будут выходить из тени, будут сами объявлять свои товары таможенным органам, будут сами оплачивать таможенные платежи, это очень оздоровит внешнюю торговлю и околотаможенный бизнес.
- Будет ли у ГТК возможность предоставлять льготы по отдельным видам деятельности?
- У нас никогда такой возможности и не было, мы не выходили с таким предложением, потому что те или иные льготы в сфере внешней торговли - это потеря бюджетных платежей. Все решения о льготах принимались или на уровне законодательства, или на уровне правительственных решений, но никогда не предпринимались самими таможенными органами. Это не было ни в ранее действовавшем кодексе, ни в советском кодексе, этого нет и в новом кодексе.
20, стр. 3, Российская Бизнес-газета
03/06/2003