С НОВЫМ ВАС ТАМОЖЕННЫМ КОДЕКСОМ, ДОРОГИЕ РОССИЯНЕ!
Таким образом вполне мог бы завершить свое новогоднее поздравление президент России - ведь с 1 января 2004 года вступит в действие новый Таможенный кодекс. Многострадальный документ, более четырех лет обсуждавшийся Федеральным собранием, 14 мая был наконец принят Советом Федерации и 29 мая - подписан президентом. Принятие нового кодекса является первой частью масштабной реформы таможенно-тарифного регулирования и, по мнению некоторых экспертов, выдвинет Россию в число наиболее продвинутых в сфере таможенного законодательства европейских стран. Кодекс - закон прямого действия, не требующий принятия каких-либо дополнительных приказов и разъяснений, заменяющий более трех тысяч подзаконных актов. Как говорит заместитель председателя Комитета по налогам и бюджету Государственной думы Валерий Драганов, "это лишает
ГТК возможности вносить отсебятину и выбивает почву из-под ног коррупционеров, будет существенно ограничивать правительство и
ГТК в вопросах таможенного администрирования". Согласно новому
Таможенному кодексу не будет лицензироваться деятельность таможенных перевозчиков, таможенных брокеров, складов временного хранения и магазинов беспошлинной торговли, обязательное лицензирование сохранится лишь для таможенных складов и свободных таможенных зон.
Взяться за создание новой редакции
Таможенного кодекса правительство вынудило практически неизбежное вступление России в члены Всемирной торговой организации (ВТО). Старая редакция была принята в 1993 году, еще до принятия ныне действующей Конституции. Существующий же кодекс не вписывается даже в российскую действительность, не говоря о международных нормах, сами таможенники признают, что он не стимулирует внешнеэкономическую деятельность, создает препятствия на пути бизнеса. Высокие таможенные тарифы провоцируют рост "серого" импорта, а сложность таможенного оформления приводит к тому, что импортеры и экспортеры несут огромные убытки из-за очередей на таможне. Валерий Драганов говорит, что действующая система таможенного администрирования порождает нелегальный оборот, который составляет, по разным оценкам, от 7 до 10 млрд долларов в год. Новая же редакция
Таможенного кодекса будет "новым этапом во взаимоотношениях власти и бизнеса, кодекс уравняет их права на таможенном поле".
Как пояснили в Государственном таможенном комитете, в документе четко прописана ответственность не только участников внешнеэкономической деятельности, но и чиновников. В действующем кодексе эта сторона тоже прописана, но в таких размытых формулировках, что привлечь к ответственности сотрудника таможни практически невозможно (разумеется, речь идет не об уголовных преступлениях).
Впрочем, сами таможенники признают, что кодекс может быть сколь угодно хорошим, - все упирается в проблему его исполнения. Уже сейчас таможенное ведомство добровольно снизило срок оформления декларации с 10 дней, предусмотренных старым кодексом, до трех. Тем не менее, по словам импортеров, грузы могут простоять на таможне и 2-3 недели. В результате импортеры несут убытки, оплачивают перевозчикам штрафы за простой контейнеров, а таможня ссылается на очереди, с которыми ничего сделать нельзя. На таможне заявляют, что проблема очередей к законодательству никакого отношения не имеет и связана с нехваткой пропускных пунктов на границах.
Тем не менее с принятием новой редакции
Таможенного кодекса ожидается приход едва ли не "светлого будущего". Как сообщили в
ГТК, время оформления таможенной декларации может сократиться до 20 минут. Связано это в первую очередь с введением ее электронной формы. Такая декларация может быть заполнена импортером в момент отгрузки или заключения контракта в стране-экспортере, а на таможне надо будет лишь проставить штамп. Эта процедура занимает несколько минут и даже не требует "живого" общения с сотрудником таможни. Эксперимент с "электронными" декларациями уже проводится в некоторых федеральных округах. Но пользоваться такой схемой пока смогут лишь крупные фирмы, имеющие долгий опыт работы с таможней и хорошую репутацию. С принятием нового кодекса так называемый "белый список" будет расширен и доступ к "зеленому коридору" получит большее число фирм. Вероятно, прежде всего в "белый список" попадут таможенные брокеры - фирмы, которые специализируются на оказании помощи импортерам и экспортерам в таможенном оформлении партий товаров (обычно брокеры находятся в хороших отношениях с таможенниками). По словам импортеров, многие фирмы не имеют возможности напрямую перевозить грузы через таможню - это слишком сложно и дорого, выгоднее пристроиться к какому-нибудь брокеру и оформить груз на него. Посредник, естественно, получит свой процент за помощь. Главная проблема отношений с брокерами возникает, если груз застрянет на таможне. Виноватых найти невозможно, взыскать ущерб не с кого.
Сомнительно, что действующая система легко смирится с требованиями нового кодекса и все участники ВЭД станут проходить таможню за 20 минут. Вопрос о деятельности брокеров бурно обсуждали и депутаты Госдумы. Правда, в самом Таможенном комитете полагают, что парламент излишне педалирует проблему, утверждают, что брокерские фирмы не имеют прямого отношения к таможне и что такая постановка вопроса на совести депутатов Госдумы.
Участники ВЭД опасаются, что декларируемая либерализация окажется в итоге реальностью только для избранных - крупных фирм и "дружественных" брокеров. А всем остальным, как и сегодня, придется делать выбор: стоять в очереди и нести расходы или обращаться за помощью в брокерскую фирму, входящую в "белый список".
И тем не менее принятие новой редакции
Таможенного кодекса, по оценкам экспертов, должно привести к значительному (в несколько раз) росту внешней торговли. Помимо всего, принятие нового кодекса совпадает с периодом запланированного на 2003-2005 годы снижения импортных таможенных тарифов (с 11,1 процента в 2001 году до 8,7 процента в 2008-м), которое должно привести к увеличению объемов импорта. В несколько более отдаленной перспективе очередь дойдет и до экспортных пошлин.
Валерий Драганов заметил, что таможенные тарифы нуждаются в пересмотре. "Таможенный тариф должен опираться на приоритеты промышленной политики и быть не только фискальным инструментом, но и решать вопросы защиты и стимулирования рынка, создания конкурентоспособной среды", - пояснил он. Валерий Драганов считает, что необходимо отменить экспортные пошлины, оставив их только для экспортеров минерального сырья, в частности нефти и газа: "Экспортная пошлина - это атавизм, и для стимулирования отечественных экспортеров он должен быть отменен". Правительство придерживается более умеренной позиции и собирается к 2004 году отменить экспортные пошлины лишь на продукцию химической, лесобумажной и металлургической промышленности.