Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Азаров Юрий Федорович

Интернет-конференция
статс-секретаря – заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Азарова Юрия Федоровича

Обзор публикаций СМИ


С НОВЫМ ВАС ТАМОЖЕННЫМ КОДЕКСОМ, ДОРОГИЕ РОССИЯНЕ!

Таким образом вполне мог бы завершить свое новогоднее поздравление президент России - ведь с 1 января 2004 года вступит в действие новый Таможенный кодекс. Многострадальный документ, более четырех лет обсуждавшийся Федеральным собранием, 14 мая был наконец принят Советом Федерации и 29 мая - подписан президентом. Принятие нового кодекса является первой частью масштабной реформы таможенно-тарифного регулирования и, по мнению некоторых экспертов, выдвинет Россию в число наиболее продвинутых в сфере таможенного законодательства европейских стран.

Кодекс - закон прямого действия, не требующий принятия каких-либо дополнительных приказов и разъяснений, заменяющий более трех тысяч подзаконных актов. Как говорит заместитель председателя Комитета по налогам и бюджету Государственной думы Валерий Драганов, "это лишает ГТК возможности вносить отсебятину и выбивает почву из-под ног коррупционеров, будет существенно ограничивать правительство и ГТК в вопросах таможенного администрирования". Согласно новому Таможенному кодексу не будет лицензироваться деятельность таможенных перевозчиков, таможенных брокеров, складов временного хранения и магазинов беспошлинной торговли, обязательное лицензирование сохранится лишь для таможенных складов и свободных таможенных зон.
Взяться за создание новой редакции Таможенного кодекса правительство вынудило практически неизбежное вступление России в члены Всемирной торговой организации (ВТО). Старая редакция была принята в 1993 году, еще до принятия ныне действующей Конституции. Существующий же кодекс не вписывается даже в российскую действительность, не говоря о международных нормах, сами таможенники признают, что он не стимулирует внешнеэкономическую деятельность, создает препятствия на пути бизнеса. Высокие таможенные тарифы провоцируют рост "серого" импорта, а сложность таможенного оформления приводит к тому, что импортеры и экспортеры несут огромные убытки из-за очередей на таможне. Валерий Драганов говорит, что действующая система таможенного администрирования порождает нелегальный оборот, который составляет, по разным оценкам, от 7 до 10 млрд долларов в год. Новая же редакция Таможенного кодекса будет "новым этапом во взаимоотношениях власти и бизнеса, кодекс уравняет их права на таможенном поле".
Как пояснили в Государственном таможенном комитете, в документе четко прописана ответственность не только участников внешнеэкономической деятельности, но и чиновников. В действующем кодексе эта сторона тоже прописана, но в таких размытых формулировках, что привлечь к ответственности сотрудника таможни практически невозможно (разумеется, речь идет не об уголовных преступлениях).
Впрочем, сами таможенники признают, что кодекс может быть сколь угодно хорошим, - все упирается в проблему его исполнения. Уже сейчас таможенное ведомство добровольно снизило срок оформления декларации с 10 дней, предусмотренных старым кодексом, до трех. Тем не менее, по словам импортеров, грузы могут простоять на таможне и 2-3 недели. В результате импортеры несут убытки, оплачивают перевозчикам штрафы за простой контейнеров, а таможня ссылается на очереди, с которыми ничего сделать нельзя. На таможне заявляют, что проблема очередей к законодательству никакого отношения не имеет и связана с нехваткой пропускных пунктов на границах.
Тем не менее с принятием новой редакции Таможенного кодекса ожидается приход едва ли не "светлого будущего". Как сообщили в ГТК, время оформления таможенной декларации может сократиться до 20 минут. Связано это в первую очередь с введением ее электронной формы. Такая декларация может быть заполнена импортером в момент отгрузки или заключения контракта в стране-экспортере, а на таможне надо будет лишь проставить штамп. Эта процедура занимает несколько минут и даже не требует "живого" общения с сотрудником таможни. Эксперимент с "электронными" декларациями уже проводится в некоторых федеральных округах. Но пользоваться такой схемой пока смогут лишь крупные фирмы, имеющие долгий опыт работы с таможней и хорошую репутацию. С принятием нового кодекса так называемый "белый список" будет расширен и доступ к "зеленому коридору" получит большее число фирм. Вероятно, прежде всего в "белый список" попадут таможенные брокеры - фирмы, которые специализируются на оказании помощи импортерам и экспортерам в таможенном оформлении партий товаров (обычно брокеры находятся в хороших отношениях с таможенниками). По словам импортеров, многие фирмы не имеют возможности напрямую перевозить грузы через таможню - это слишком сложно и дорого, выгоднее пристроиться к какому-нибудь брокеру и оформить груз на него. Посредник, естественно, получит свой процент за помощь. Главная проблема отношений с брокерами возникает, если груз застрянет на таможне. Виноватых найти невозможно, взыскать ущерб не с кого.
Сомнительно, что действующая система легко смирится с требованиями нового кодекса и все участники ВЭД станут проходить таможню за 20 минут. Вопрос о деятельности брокеров бурно обсуждали и депутаты Госдумы. Правда, в самом Таможенном комитете полагают, что парламент излишне педалирует проблему, утверждают, что брокерские фирмы не имеют прямого отношения к таможне и что такая постановка вопроса на совести депутатов Госдумы.
Участники ВЭД опасаются, что декларируемая либерализация окажется в итоге реальностью только для избранных - крупных фирм и "дружественных" брокеров. А всем остальным, как и сегодня, придется делать выбор: стоять в очереди и нести расходы или обращаться за помощью в брокерскую фирму, входящую в "белый список".
И тем не менее принятие новой редакции Таможенного кодекса, по оценкам экспертов, должно привести к значительному (в несколько раз) росту внешней торговли. Помимо всего, принятие нового кодекса совпадает с периодом запланированного на 2003-2005 годы снижения импортных таможенных тарифов (с 11,1 процента в 2001 году до 8,7 процента в 2008-м), которое должно привести к увеличению объемов импорта. В несколько более отдаленной перспективе очередь дойдет и до экспортных пошлин.
Валерий Драганов заметил, что таможенные тарифы нуждаются в пересмотре. "Таможенный тариф должен опираться на приоритеты промышленной политики и быть не только фискальным инструментом, но и решать вопросы защиты и стимулирования рынка, создания конкурентоспособной среды", - пояснил он. Валерий Драганов считает, что необходимо отменить экспортные пошлины, оставив их только для экспортеров минерального сырья, в частности нефти и газа: "Экспортная пошлина - это атавизм, и для стимулирования отечественных экспортеров он должен быть отменен". Правительство придерживается более умеренной позиции и собирается к 2004 году отменить экспортные пошлины лишь на продукцию химической, лесобумажной и металлургической промышленности.

Михаил ЖУРАВЛЕВ, Невское время (online)
10/06/2003

Оригинал материала
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Таможенный кодекс
Азаров Ю.Ф.
ГТК России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ГТК  России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации