Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Азаров Юрий Федорович

Интернет-конференция
статс-секретаря – заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Азарова Юрия Федоровича

Обзор публикаций СМИ


Таможенная революция

Произойдут ли кардинальные изменения в ВЭД?

Антон ДОРОШЕВ, Алексей КАПЛУНОВ.

В конце мая президент Владимир ПУТИН подписал один из самых главных законодательных долгостроев современной России - новый Таможенный кодекс. Сам кодекс вступает в силу с 1 января 2004 г., а пока "ЗР" решил провести небольшой опрос специалистов и выяснить, что же он сулит Приморью.

Виктор ГОРЧАКОВ, вице-губернатор Приморского края, генерал-майор таможенной службы:

- Главное преимущество кодекса очевидно. Он позволит привести российское законодательство в соответствие с международными стандартами и правилами. Это очень важное условие для вхождения РФ в международное сообщество, и прежде всего, в ВТО. Ведь было бы наивно полагать, что Россия, на которую приходится лишь 1,5-2% всей мировой торговли, может диктовать свои условия мировому сообществу. Наша задача - научиться эффективно использовать сложившиеся правила.

Думаю, что отчасти это удалось сделать. Некоторые юристы считают, что с теоретической точки зрения наш кодекс - один из самых продвинутых в мире. Понятно, что его реализация требует определенной правовой культуры в обществе, и у нас еще будут определенные проблемы с применением кодекса. Однако общее направление движения, бесспорно, правильное.

Важна и еще одна особенность кодекса. Это закон прямого действия. Для работы с ним потребуется минимум промежуточных документов, тогда как сейчас ВЭД в РФ регулирует несколько тысяч различных подзаконных актов.

Андрей ВЛАСОВ, начальник службы таможенных декларантов ЗАО Морская агентирующая компания "Трансфес":

- Новый кодекс не убрал главное препятствие для внешнеэкономической деятельности - коррупцию внутри таможни. И даже попыток к этому предпринято не было. То, что они (разработчики кодекса) широко афишируют: дескать, в течение трех дней все будет оформляться - чушь большая. Три дня - это так, цифра, предназначенная для того, чтобы взимать потом с участника ВЭД еще большие платежи. Они (таможенники) и сейчас не могут за 10 дней выпустить груз без денег, без дополнительной оплаты, без коррупции.

Тотальная зависимость участника ВЭД от рядового инспектора была и осталась. Необходимо ее убрать. В среде такого контингента, который сейчас работает в таможне, кодекс функционировать не будет.

Виктор ВОБЛИКОВ, специалист по таможенному праву, в прошлом - сотрудник таможенных органов:

- Новый Таможенный кодекс ждали как сотрудники таможенных органов, так и участники ВЭД. Трудно сказать, оправдал ли он ожидания таможенников, - все в конце концов будет зависеть от правоприменительной практики, однако для участников ВЭД он, бесспорно, изменит ситуацию в лучшую сторону, даже если будет реализовано лишь 50% посылов, заложенных в кодексе.

Очень важна конкретизация основных таможенных процедур и понятий. Самый показательный для Приморья пример - толкование термина "товар". Был некоторое время назад правовой казус с морскими судами. Являются ли они "товаром" или нет? Если нет, то любые операции с судами, тот же бербоут-чартер, оставались за бортом таможенного законодательства. В конце концов их отнесли к товарам, но для этого понадобилось множество судебных процессов.

Еще одна проблема - перечень документов, необходимых для таможенных целей. Раньше таможенный инспектор мог запросить сведения, которые очень трудно предоставить. Теперь в самом кодексе содержится перечень документов, необходимых для оформления отдельных видов транспортных средств.

Не менее важна ситуация с так называемым "особым порядком декларирования" (ОПД). Дело в том, что при декларировании должны быть заявлены точные сведения о товаре. Однако не всегда они известны. К примеру, отправитель может элементарно не знать номер ж/д вагона. Тогда и применяется ОПД, разрешающий уточнять сведения после таможенного оформления.

Однако раньше ОПД была посвящена всего лишь одна статья: ГТК постоянно менял "правила игры", усложняя работу и таможенниками, и декларантам. Теперь все иначе. В новом кодексе подробно прописана процедура ОПД.

Владимир БРЕЖНЕВ, президент Приморской торгово-промышленной палаты:

- Новый кодекс обсуждался достаточно давно. Были различные варианты. Но говорить теперь, что один "хуже", а другой "лучше", бессмысленно. Кодекс принят Госдумой и подписан Президентом РФ, и теперь его надо исполнять. При этом очень много будет зависеть от правоприменительной практики. Я разделяю опасения, что в реальности новый кодекс не сможет стать законом прямого действия и постепенно обрастет множеством ведомственных актов.

Алексей АБРАМОВ, руководитель таможенного департамента ООО "Петра":

- Новый кодекс не оправдал наших ожиданий. Кодекс, который вносился на первое чтение в Госдуму, был более либеральным по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности и более четко регулировал порядок предоставления документов таможней для оформления товаров и транспортных средств. После первого чтения ГТК новый таможенный кодекс не хвалил. Зато после второго таможенникам сразу понравился новый кодекс.

Кодекс отменяет лицензирование брокеров, складов и подразумевает их бесплатное внесение в реестр. Но, чтобы попасть в этот реестр, необходимо собрать тот же пакет документов, что и при лицензировании.

Хотя свидетельство о внесении в реестр таможенного брокера бессрочное, согласно 339 статье, брокер должен оплатить так называемое обеспечение, сумма которого равна 50 млн. рублей. Фактически это внесение средств на депозит таможни, то есть капитальное замораживание $1,5 млн. Кроме того, брокеру необходимо оплатить страховку - 20 млн. рублей. При этом ни одна страховая компания не выдаст страховой полис на бессрочной основе.

Сложно сказать, сколько останется здесь брокеров после вступления в силу кодекса. Может, один-два. Все сделано под Москву, где найти $2 млн. не составляет большого труда.



#46, Деловой еженедельник Приморья "Золотой Рог" (online)
17/06/2003

Оригинал материала
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Таможенный кодекс
Азаров Ю.Ф.
ГТК России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ГТК  России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации