Таможенная революция
Произойдут ли кардинальные изменения в ВЭД?
Антон ДОРОШЕВ, Алексей КАПЛУНОВ.
В конце мая президент Владимир ПУТИН подписал один из самых главных законодательных долгостроев современной России - новый Таможенный кодекс. Сам кодекс вступает в силу с 1 января 2004 г., а пока "ЗР" решил провести небольшой опрос специалистов и выяснить, что же он сулит Приморью.
Виктор ГОРЧАКОВ, вице-губернатор Приморского края, генерал-майор таможенной службы:
- Главное преимущество кодекса очевидно. Он позволит привести российское законодательство в соответствие с международными стандартами и правилами. Это очень важное условие для вхождения РФ в международное сообщество, и прежде всего, в ВТО. Ведь было бы наивно полагать, что Россия, на которую приходится лишь 1,5-2% всей мировой торговли, может диктовать свои условия мировому сообществу. Наша задача - научиться эффективно использовать сложившиеся правила.
Думаю, что отчасти это удалось сделать. Некоторые юристы считают, что с теоретической точки зрения наш кодекс - один из самых продвинутых в мире. Понятно, что его реализация требует определенной правовой культуры в обществе, и у нас еще будут определенные проблемы с применением кодекса. Однако общее направление движения, бесспорно, правильное.
Важна и еще одна особенность кодекса. Это закон прямого действия. Для работы с ним потребуется минимум промежуточных документов, тогда как сейчас ВЭД в РФ регулирует несколько тысяч различных подзаконных актов.
Андрей ВЛАСОВ, начальник службы таможенных декларантов ЗАО Морская агентирующая компания "Трансфес":
- Новый кодекс не убрал главное препятствие для внешнеэкономической деятельности - коррупцию внутри таможни. И даже попыток к этому предпринято не было. То, что они (разработчики кодекса) широко афишируют: дескать, в течение трех дней все будет оформляться - чушь большая. Три дня - это так, цифра, предназначенная для того, чтобы взимать потом с участника ВЭД еще большие платежи. Они (таможенники) и сейчас не могут за 10 дней выпустить груз без денег, без дополнительной оплаты, без коррупции.
Тотальная зависимость участника ВЭД от рядового инспектора была и осталась. Необходимо ее убрать. В среде такого контингента, который сейчас работает в таможне, кодекс функционировать не будет.
Виктор ВОБЛИКОВ, специалист по таможенному праву, в прошлом - сотрудник таможенных органов:
- Новый Таможенный кодекс ждали как сотрудники таможенных органов, так и участники ВЭД. Трудно сказать, оправдал ли он ожидания таможенников, - все в конце концов будет зависеть от правоприменительной практики, однако для участников ВЭД он, бесспорно, изменит ситуацию в лучшую сторону, даже если будет реализовано лишь 50% посылов, заложенных в кодексе.
Очень важна конкретизация основных таможенных процедур и понятий. Самый показательный для Приморья пример - толкование термина "товар". Был некоторое время назад правовой казус с морскими судами. Являются ли они "товаром" или нет? Если нет, то любые операции с судами, тот же бербоут-чартер, оставались за бортом таможенного законодательства. В конце концов их отнесли к товарам, но для этого понадобилось множество судебных процессов.
Еще одна проблема - перечень документов, необходимых для таможенных целей. Раньше таможенный инспектор мог запросить сведения, которые очень трудно предоставить. Теперь в самом кодексе содержится перечень документов, необходимых для оформления отдельных видов транспортных средств.
Не менее важна ситуация с так называемым "особым порядком декларирования" (ОПД). Дело в том, что при декларировании должны быть заявлены точные сведения о товаре. Однако не всегда они известны. К примеру, отправитель может элементарно не знать номер ж/д вагона. Тогда и применяется ОПД, разрешающий уточнять сведения после таможенного оформления.
Однако раньше ОПД была посвящена всего лишь одна статья: ГТК постоянно менял "правила игры", усложняя работу и таможенниками, и декларантам. Теперь все иначе. В новом кодексе подробно прописана процедура ОПД.
Владимир БРЕЖНЕВ, президент Приморской торгово-промышленной палаты:
- Новый кодекс обсуждался достаточно давно. Были различные варианты. Но говорить теперь, что один "хуже", а другой "лучше", бессмысленно. Кодекс принят Госдумой и подписан Президентом РФ, и теперь его надо исполнять. При этом очень много будет зависеть от правоприменительной практики. Я разделяю опасения, что в реальности новый кодекс не сможет стать законом прямого действия и постепенно обрастет множеством ведомственных актов.
Алексей АБРАМОВ, руководитель таможенного департамента ООО "Петра":
- Новый кодекс не оправдал наших ожиданий. Кодекс, который вносился на первое чтение в Госдуму, был более либеральным по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности и более четко регулировал порядок предоставления документов таможней для оформления товаров и транспортных средств. После первого чтения ГТК новый таможенный кодекс не хвалил. Зато после второго таможенникам сразу понравился новый кодекс.
Кодекс отменяет лицензирование брокеров, складов и подразумевает их бесплатное внесение в реестр. Но, чтобы попасть в этот реестр, необходимо собрать тот же пакет документов, что и при лицензировании.
Хотя свидетельство о внесении в реестр таможенного брокера бессрочное, согласно 339 статье, брокер должен оплатить так называемое обеспечение, сумма которого равна 50 млн. рублей. Фактически это внесение средств на депозит таможни, то есть капитальное замораживание $1,5 млн. Кроме того, брокеру необходимо оплатить страховку - 20 млн. рублей. При этом ни одна страховая компания не выдаст страховой полис на бессрочной основе.
Сложно сказать, сколько останется здесь брокеров после вступления в силу кодекса. Может, один-два. Все сделано под Москву, где найти $2 млн. не составляет большого труда.