Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Азаров Юрий Федорович

Интернет-конференция
статс-секретаря – заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Азарова Юрия Федоровича

Обзор публикаций СМИ


Гости : Юрий Михеев , Начальник ростовской таможни, генерал-майор таможенной службы.

Ольга Третьякова. - Я приветствую в студии «Эха» начальника ростовской таможни Юрия Владимировича Михеева. Здравствуйте.






Юрий Михеев.- Здравствуйте!






О.Т. – Сегодня тема нашего разговора – новый таможенный кодекс РФ, который был принят Государственной Думой в апреле этого года, а потом, в мае, был одобрен Советом. С 1 января 2004 года он вступает в силу. Хотелось бы сразу узнать, чем вызвано принятие нового таможенного кодекса? Чем не устраивал старый?



Ю.М. – Прежде всего, старый не устраивал тем, что существует он и руководствуемся мы им уже – юбилей – 10 лет. Он был принят в 93-ем году. Во всем мире таможенное законодательство принимается в соответствии с состоянием экономики страны. На сегодняшний день кодекс устарел и не отвечает нашему экономическому уровню. Причем, если учесть, что работа над новым кодексом велась три года, то он, можно сказать, принят с небольшим опозданием.



О.Т. – Чем новый кодекс отличается от старого? Я знаю, что в нём изменено больше половины статей.



Ю.М. – Как сказал председатель таможенного комитета в одном из интервью: «Новый таможенный кодекс – это кодекс развитых демократий». Больше половины – это Вы сказали мягко. Из 460 статей предыдущего кодекса изменены 400. Остались неизменными только 60. Так что назвать это новой редакцией действующего кодекса невозможно. Это совершенно новый закон, на основании которого будет развиваться страна, её экономика и, в частности, внешняя торговля.



О.Т. – Я понимаю, что если обсуждать все изменения нового таможенного кодекса, то не хватит эфирного времени. Но хотя бы основные пункты вы могли бы обозначить?



Ю.М. – С удовольствием. Мы намерены проводить целый ряд информационных мероприятий по пропаганде новых положений таможенного кодекса.



О.Т. – Каким образом? Это будут консультации? То есть люди смогут к вам обращаться?



Ю.М. – Мы готовы на любые формы сотрудничества со СМИ, и занимаемся этим: разрабатываем программу и для телеканалов, и для радио…



О.Т. – Как сегодня.



Ю.М. – Да, сегодня, можно сказать, начало. Мы первые с «Эхо Ростова». Кодекс, прежде всего, закон прямого действия. Прошлый кодекс имел (по разным оценкам) от 3500 до 4000 нормативных документов, подзаконных актов, которыми руководствовалась таможня, ну и соответственно участники ВЭД, которые занимаются внешней торговлей. Нынешний кодекс – это кодекс, в основном, прямого действия. В нём изложены все исчерпывающие ответы на возможные вопросы. По сути, – это правила игры во внешней торговли. Из наиболее интересных новшеств и, соответственно, сложных в своей реализации – это прежде всего то, что многих может интересовать. Это возможность таможенного оформления для таможни ограничено тремя сутками.



О.Т. – Кстати, прежде чем вы перейдете к следующему пункту, мне хотелось бы уточнить, сколько дней занимало таможенное оформление раньше, и что будет, если, например, таможенники будут задерживать положенный срок?



Ю.М. – Раньше эта процедура занимала примерно десять суток, сегодня - три дня. Но эти три дня отводятся для принятия решения, а не для выпуска товара. В том случае, если выявляются какие-то нарушения или недостаточно сведений, которые должны были быть заявлены, решение принимается в течение трех дней. Причем, если происходит отказ в оформлении, то он должен быть письменно мотивирован со ссылками на законодательство, по какой причине товар не выпущен.



О.Т. –Что происходит, если через три дня этого решения нет?



Ю.М. – Происходит запрет выпуска, и мы письменно представляем его причины.



О.Т. – Я имею в виду, что происходит с таможенниками, которые этого решения не приняли, то есть затягивают эту процедуру? Может быть, есть какие-то карательные меры?



Ю.М. – Злоупотребления служебными обязанностями пресекаются дисциплинарным уставом и административным кодексом. Если все документы поданы своевременно и в полном объеме, то таможенники должны вынести решение в течение трех дней. Кстати говоря, перечень документов, которые таможня в праве требовать, оговорены в новом таможенном кодексе, и за его приделы таможня выходить не вправе. Даже есть такая фраза – «таможня в праве сокращать перечень требуемых документов», но ни коем образом не увеличивать.



О.Т. – Давайте перейдем к следующим пунктам.



Ю.М. – Я бы хотел назвать несколько основополагающих пунктов, которые многих заинтересуют. Так новый таможенный кодекс исключает какие-либо внесудебные формы привлечения к ответственности нарушителей таможенного законодательства. Другими словам, если раньше решение принимала таможня, сегодня – частично таможня, частично суд, а с 1 января 2004 года это может делать только суд, что является принципиальным отличием нового таможенного кодекса. Также отменяется лицензирование деятельности околотаможенной сферы, т.е. каждый в праве создавать склад временного хранения, таможенный склад, стать таможенным брокером, таможенным перевозчиком. Таможня лишь будет вести общероссийский реестр. Это нужно для контроля, поскольку следующее новшество – это право выбора места пересечения и места оформления товара. Сегодня товар оформляется, пересекая границу в местах установленных таможенными органами, и по месту регистрации предприятия. Также существует процедура подкрепления, если нужно оформить товар в другом месте с указанием причин. С 1 января 2004 года согласно новому таможенному кодексу человек в праве оформлять то ли во Владивостоке, то ли в Хабаровске, то ли в Москве, то ли в Ростове, т.е. на свое усмотрение. Изменились временные сроки хранения – до 4 месяцев. Причем, в случае неуплаты платежей, пеня не начисляется при условии хранения товара на СВХ. Сегодня по истечении 14 суток с момента даты подачи декларации начисляется пеня. С 1-го января, если товар хранится на складе, пеня начисляться не будет. Также, в новом таможенном кодексе установлен срок данности при уплате таможенных платежей – три года. Условно говоря, если таможня за три года не смогла взыскать правомерно платежи, то по истечении трех лет мы этим уже не должны заниматься. Также мы лишены права постконтроля уже выпущенных товаров, точнее, ограничены сроком. Если сегодня это бессрочно, то есть можно и через двадцать лет вернуться к какому-то импортному товару, то по новому законодательству это должно произойти в течение года. И, возможно, будет интересно для физических лиц. Если сегодня правила перемещения товара через границу устанавливает правительство, то с 1 января правила устанавливаются законом, и могут быть изменены только внесением изменений в закон.



О.Т. – Как вы думаете, кому новый таможенный кодекс поможет больше -



участникам внешнеэкономической деятельности или самой таможне?



Ю.М. – Я думаю, что из тех новшеств, которые были перечислены, уже можно сделать какой-то вывод…



О.Т. – Вот давайте и обобщим.



Ю.М. – Очевидно, здесь будет легче участникам ВЭД, т.к. кодекс направлен на то, чтобы в дальнейшем либерализовать внешнюю торговлю, подготовить почву для вступления России в ВТО. Работать, естественно, таможне будет сложнее. Главное перестроить психологию и таможенников, и коммерсантов, добиться уважения друг друга. А кодекс нужен для экономики страны в целом, а не для кого-то в частности.



О.Т. - Юрий Владимирович, насколько будет сложный переход к новым методам и формам, которые предлагает новый таможенный кодекс?



Ю.М. – Подобный переход будет, конечно, сложным. Старая нормативная база (примерно 4000 распорядительных документов) претерпела большие изменения. Поэтому для нас главное – изменить психологию. Новый таможенный кодекс рассчитан, главным образом, на доверие. Участник ВЭД должен подать все документы своевременно и в полном объеме, и нести ответственность, если он обманул. Иными словами, таможня меняет свои жандармские функции на функции таможенного аудита и постконтроля. Конечно, для этого нужно поработать многим. Времени у нас полгода.



О.Т. – Вы думаете, этого достаточно будет?



Ю.М. – У нас нет выбора. Многое зависит от таможенного комитета, т.к. в их компетенции вся нормативная база. Наша задача – изучение кодекса (к чему мы сейчас и приступили активно), его освещение в СМИ, консультации, семинары, переговоры с участниками внешней экономической деятельности, владельцами складов. С принятием этого закона мы можем отнести себя к десяткам стран мира с наиболее продвинутым и прозрачным таможенным законодательством, то есть он полностью соответствует Киотской конвенции по упрощению таможенных процедур, требованиям всемирной торговой организации ВТО.



О.Т. – Кстати, если говорить о сравнении с другими странами, то, насколько известно, именно таможня обеспечивает 40% российского бюджета, в то время как в других государствах всего 3-5%. И в то же время в Молдавии – 60%! О чем говорят эти цифры?



Ю.М. – Молдаване впереди. Мы даем 40%. С одной стороны мы гордимся этим, т.к. каждый второй-третий рубль пенсионера, учителя, врача, военного это рубль таможенный, но с другой стороны, 2-5% в экономически развитых странах – это правильная пропорция. Поэтому сегодня может говорить о том, что наша экономика еще не работает в полную силу, а внутренние налоги не собираются в том объеме, в котором должны собираться в стране с нормальной экономикой. Учитывая экономические и политические особенности России, было бы разумно иметь не больше 20%.



О.Т. – Тем не менее, известно, что планку хотят ещё повысить.



Ю.М. - В новой таможенной системе плановое задание повышено на 50 миллиардов. И мы работаем в этом направлении и по первому полугодию ростовская таможня должна дать около 2,5 миллиардов. Если брать прошлое полугодие, мы дали 2 миллиарда.



О.Т. – Юрий Владимирович, я думаю, имеет смысл перейти к вопросам, которые задали наши слушатели. Андрей Ковтун спрашивает: «Как гость прокомментирует недавнее нововведение на российско-украинской границе. На Украине установили упрощённый пропускной режим: автомобили досматривают 6 минут, автобус – 20 минут. Может ли этот опыт применяться у нас?»



Ю.М. – Нам известно об этих нововведениях со стороны Украины. Что касается их разумности, я думаю, есть смысл в принятии подобных документов и у нас, но объективности ради отмечу – пока это лишь эксперимент, с начала которого прошло несколько дней. У нас есть указания ежесуточно докладывать о состоянии на границе. Сегодня уже появились небольшие очереди автотранспорта перед российской границей после выезда с Украины, но это связано только с пограничным контролем. Хотя пункты пропуска и называются «таможенными», там работают, кроме нас, еще восемь контролирующих служб. Я вам скажу, что месяц назад мы объезжали границу и были у своих коллег, так вот, если у нас не было ни одной регистрации машины на границе, то на украинской стороне четыре раза машина регистрировалась: при въезде на пункт пропуска, перед началом оформления, после начала оформления и при выезде после оформления. Поэтому нельзя сказать, что у нас эта процедура намного усложнена. Более того, в трех донских пунктах пропуска к концу этого года и к середине следующего будут функционировать три современнейших пункта пропуска, на которые наши украинские коллеги смотрят с завистью. Мы создадим там нормальные, цивилизованные условия для пересечения границы и, к сожалению, прогнозируем, что могут возникнуть проблемы, поскольку украинские пункты пропуска не скоро будут реконструированы. Однако, возможно, цель эксперимента в том, чтобы совместить упрощенный порядок на украинской стороне с нашими техническими возможностями.



О.Т. – Алексей Петрович задает такой вопрос: «Станет ли новый таможенный кодекс заслоном лжеэкспорту, и насколько, вообще, сейчас актуальна эта проблема?» Как я знаю, большое внимание сейчас уделяется этой проблеме, т.к. люди все больше изощряются в лжеэкспероте.



Ю.М. – Сегодня проблема лжеэкспорта как таковая не существует. Существуют ее производные: экспорт товара по завышенной стоимости с целью возврата НДС из бюджета, экспорт товара под другим наименованием. Условно и это можно назвать лжеэспортом. Однако важно помнить, как появилась эта криминальная схема: благодаря нерадивым сотрудниками и поддельными печатями транспорт перемещался через границу «виртуально», по документам.



О.Т. – Со второй частью вопроса все ясно. Что касается первой части, ставит ли новый кодекс заслон лжеэкспорту?



Ю.М. – В таможенном кодексе предусмотрен только порядок ведения внешней торговли таможенного контроля и оформления, но не прописаны методы борьбы с его нарушениями. Правоохранительная часть, производство по делам, выявление нарушений и категория нарушений – все это есть в уголовном кодексе, в кодекс об административных правонарушениях, т.е. в действующем законодательстве.



О.Т. – Напомню, о новом таможенном кодексе РФ, который был принят в мае этого года, мы разговаривали с начальником ростовской таможни Юрием Владимировичем Михеевым.









Радио "Эхо Ростова"
18/06/2003 14:18:00

Оригинал материала
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Таможенный кодекс
Азаров Ю.Ф.
ГТК России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ГТК  России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации