Льготные условия ввоза производственного оборудования
Комментарий
С 1 января будущего года вступит в силу новый Таможенный кодекс РФ. Этот документ, несомненно, будет подробно рассматриваться и анализироваться в научных и периодических изданиях, по нему будут написаны комментарии и проведены различные конференции и семинары.
В настоящей статье мы рассмотрим лишь один из аспектов будущего таможенного регулирования внешнеэкономических связей, представляющий, тем не менее, на наш взгляд, большой интерес для иностранных инвесторов и являющийся новеллой по сравнению с существующими таможенными правилами.
На сегодняшний день наиболее популярной формой легального освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе в Россию товаров (технологического оборудования) является их помещение в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями.
Данная форма получения льгот не всегда оптимальна как для иностранного инвестора, так и для российской компании. Иностранный инвестор в первую очередь заинтересован в получении прибыли, однако он не всегда хочет терять право собственности на ввезенные товары, как это происходит при их передаче в уставный капитал российской организации. Отечественные компании, в свою очередь, испытывают интерес к современному иностранному оборудованию, вместе с тем, не у всех есть желание одновременно попадать под контроль иностранного инвестора. При ввозе же дорогого оборудования в уставный капитал нерезидент обычно получает 90-100 % долей (акций) в таком капитале.
В приведенной ситуации большой интерес представляют условия таможенного режима временного ввоза.
Режим временного ввоза исторически возник в практике таможенного регулирования для ввоза единичных экземпляров товара для демонстрации на выставках и аукционах, исследования образцов новой продукции и тому подобных целей. Очевидно, что ограниченный срок нахождения таких товаров на таможенной территории иного государства и отсутствие коммерческого использования диктовали необходимость полного их освобождения от уплаты таможенных платежей.
Однако затем понимание целей временного ввоза расширилось. Под данный режим стали помещать товары для коммерческого использования, а по завершении сроков временного ввоза вместо вывоза возникла необходимость их дальнейшего оставления на таможенной территории того государства, куда оно было временно ввезено. Это породило потребность в пересмотре условий таможенного налогообложения в отношении данной категории товаров.
Уже действующий Таможенный кодекс РФ разделяет временно ввезенные товары на две категории: полностью освобожденные от уплаты таможенных платежей и те, в отношении которых предусмотрено частичное освобождение.
Частичное освобождение, применяемое в первую очередь для товаров, подвергающихся коммерческой эксплуатации в период временного ввоза, предполагает уплату ежемесячного периодического таможенного платежа в размере 3 % от общего размера платежей. В случае если размер уплаченных периодических платежей становится равным общей сумме платежей, подлежащих уплате при выпуске данного товара в свободное обращение, этот товар будет считаться выпущенным в свободное обращение (ч. 5 ст. 72 действующего Таможенного кодекса Российской Федерации). По сути, это является беспроцентной рассрочкой платежа. Для того чтобы размер уплаченных периодических платежей сравнялся с общим размером платежей, необходимо, чтобы оборудование находилось под режимом временного ввоза в течение 34 месяцев.
В настоящее время широкому применению рассрочки таможенных платежей, предусмотренных условиями режима временного ввоза, мешают два обстоятельства.
Во-первых, таможня самостоятельно вправе разрешить временный ввоз только на 2 года (24 месяца). Дальнейшее продление временного ввоза вправе осуществлять только ПГК России (ст. 71 действующего Таможенного кодекса РФ). При этом заранее неизвестно, будет ли такое продление предоставлено или нет.
Во-вторых, в коммерческом использовании ввезенного товара может быть заинтересована не та компания, которая ввезла товар и поместила его под режим временного ввоза. Однако действующий Кодекс по сути запрещает передачу товаров иным лицам.
Например, в Методических рекомендациях по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (Приложение к Письму ГТК России от 30 сентября 2002 г. N 01-06/39049) указывается, что распоряжение товаром, помещенным под таможенный режим временного ввоза, свидетельствует о нарушении лицом одного из ограничений таможенного режима, предполагающего лишь пользование товаром на таможенной территории России (ст. 68 ТК РФ), в связи б чем такого рода действия подлежат квалификации по 4.1 ст. 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение требований (условий, ограничений) таможенного режима при проведении операций с товарами. При этом под распоряжением следует понимать в том числе и передачу товара третьему лицу в форме договора аренды.
С подобными трудностями столкнулись, например, лизинговые компании. Российский лизингополучатель, ввезя оборудование в рамках договора международного финансового лизинга с иностранным лизингополучателем, хочет быть уверен, что ему будет гарантирована рассрочка уплаты таможенных платежей на 34 месяца и предоставлена возможность сдать это оборудование в субаренду другим российским предприятиям.
Данные вопросы нашли свое разрешение в новом Таможенном кодексе РФ.
По данному документу в отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам, допускается временный ввоз сразу на 34 месяца (п. 1 ст. 213 нового Таможенного кодекса Российской Федерации).
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Основные фонды состоят из материальных и нематериальных основных фондов.
К материальным основным фондам (основным средствам), в частности, относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь.
Таким образом, предоставленная Таможенным кодексом РФ льгота направлена в первую очередь на стимулирование ввоза технологического оборудования, необходимого для модернизации и развития производства.
После вступления в силу нового Кодекса будет урегулирован и порядок передачи временно ввезенных товаров иному лицу. Передача временно ввезенных товаров допускается российскому лицу, правомочному распоряжаться данным товаром в соответствии с гражданским законодательством (например, на правах субаренды).
Такая передача осуществляется с разрешения таможенного органа. Условием передачи является взятие лицом, которому передается товар, на себя всех обязательств перед таможенным органом по соблюдению условий таможенного режима временного ввоза. С момента передачи лицо, получившее временно ввезенный товар, становится ответственным:
- за сохранность оборудования в неизменном состоянии;
- за использование оборудования в заявленных целях;
- за уплату периодических таможенных платежей.
Обычно компании, сдающие импортное оборудование в субаренду внутри страны, стараются в максимальной степени замкнуть все таможенные вопросы на себя, избавив от них субарендатора. Как видно из приведенных условий передачи временно ввезенных товаров, полностью избежать возникновения каких-либо отношений между субарендатором и таможней не удастся. Однако такие отношения допустимо свести к минимуму.
Таможенные операции, связанные с переоформлением временного ввоза на другое лицо, можно поручить таможенному брокеру. Что же касается уплаты периодических таможенных платежей, то новый Таможенный кодекс РФ, так же, как и действующий, разрешает делать это любому заинтересованному лицу. Следовательно, лицо, ввезшее товары, может уже после передачи товара по-прежнему уплачивать деньги на таможню за субарендатора.
Не исключены и ситуации, когда в отношении временно ввезенного оборудования возникает необходимость в выпуске его в свободное обращение, не дожидаясь истечения 34 месяцев. Как в такой ситуации будет рассчитываться таможенный платеж? На сегодняшний момент этот вопрос стоит достаточно остро, и ряд документов ГТК России, его касающихся, был даже предметом рассмотрения Верховного суда Российской Федерации.
С нового года порядок уплаты таможенных платежей в такой ситуации будет урегулирован на законодательном уровне.
Согласно ст. 214 нового Таможенного кодекса РФ при определении сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения, производится зачет сумм таможенных платежей, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин. При этом за период, когда применялось частичное освобождение (периодический платеж), подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые уплачивались бы, если в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения.
Что же касается таможенной стоимости и количества товаров, которые являются налоговой базой для расчета таможенных платежей, то в соответствии с той же статьей при- завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения таможенная стоимость и количество товаров определяются на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, а ставки таможенных пошлин, налогов - на день выпуска товаров для свободного обращения. При этом декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Корректировка таможенной стоимости товаров и (или) их количества может производиться, если декларант представляет в таможенный орган достоверную и документально подтвержденную информацию.
При применении таможенного режима временного ввоза к сложному технологическому оборудованию необходимо учитывать, что условиями данного режима являются неизменность состояния товара с момента ввоза (за исключением естественного износа и убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и эксплуатации), а также возможность идентификации таможенным органом оборудования при обратном вывозе или изменении таможенного режима внутри страны. В данной связи для оборудования, требующего перед началом эксплуатации сборки и монтажа (что нарушает условие о неизменности состояния), таможенный режим временного ввоза не может быть заявлен сразу после перемещения такого товара через границу в разобранном состоянии.
Как по действующему, так и по будущему Таможенному кодексу РФ монтаж и сборка оборудования относятся к операциям по переработке товаров (ст. 59 действующего Таможенного кодекса РФ, ст. 176 нового Кодекса).
В данной связи для осуществления сборки и монтажа оборудование первоначально должно быть заявлено под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Для помещения под режим переработки в настоящее время необходима лицензия таможенного органа, с 1 января 2004 г. - разрешение.
В любом случае для получения указанных лицензии или разрешения в таможенный орган предварительно необходимо представить достаточно объемный пакет документов, содержащий в том числе сведения:
- о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об остатках и отходах;
- об операциях по переработке, о способах и сроках их совершения;
- о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых осуществляются операции по переработке;
- о норме выхода продуктов переработки;
- о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;
- о сроке переработки и др.
Налоговые условия нахождения товара под режимом переработки на таможенной территории, однако, в новом Кодексе более либеральны.
По действующему Таможенному кодексу РФ ввозные таможенные пошлины и НДС подлежат внесению на депозит таможенного органа. Они возвращаются лишь при вывозе продуктов переработки за пределы таможенной территории России. По будущему Кодексу переработка осуществляется с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По окончании переработки собранное оборудование может быть заявлено под режим временного ввоза. Как уже отмечалось выше, под этим режимом оно может находиться 34 месяца с уплатой периодических таможенных платежей, после чего будет считаться выпущенным в свободное обращение.
И.Б. НОВОКШОНОВ, директор таможенно-правового департамента юридической фирмы "И.Л.Т.С.", 6, стр. 96-99, Иностранный капитал в России - налоги, валютное и таможенное регулирование, учет
24/06/2003