В ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
Новый Таможенный кодекс содержит целый ряд принципиальных изменений, которые должны значительно снизить административный пресс.
Новый Таможенный кодекс рассматривался в Госдуме почти пять лет, с осени 1998 года. Спустя год он был принят депутатами в первом чтении. В начале 2002 года по инициативе депутатов в рамках комитета по бюджету и налогам был сформирован экспертный совет в составе двухсот человек. Причем соотношение предпринимателей и чиновников получилось семь к трем. В состав экспертного совета входили представители отраслевых ассоциаций, экономисты, юристы и адвокаты. Эти люди во многом и определили качество закона.
В ходе обсуждения было преодолено 396 принципиальных разногласий между правительством и депутатами и согласовано около шести тысяч поправок, внесенных разными субъектами законодательной инициативы. Надо отметить, что принятие парламентариями кодекса свидетельствует о том, что на сегодняшний день позиции законодателей и руководителей Правительства РФ совпадают. В то же время встревожены некоторые руководители таможен и рядовые инспектора, для которых, например, отказ от лицензирования некоторых видов таможенной деятельности, сокращение срока таможенного оформления с десяти до трех дней стали неприятной неожиданностью.
В новом кодексе сосредоточена масса реальных положений, защищающих конституционные права граждан, интересы бизнеса и государства. В кодексе прописана судебная и финансовая ответственность таможенных органов за затягивание таможенного оформления, а также оплата всех необходимых платежей после выпуска товаров в свободное обращение, а не авансом, как в настоящее время.
Закон предусматривает дебюрократизацию таможенного режима в русле подготовки России к вступлению во Всемирную торговую организацию. Таможенный кодекс, действующий с 1993 года, устарел, он создавал много проблем экспортерам и импортерам и не соответствовал нормам Всемирной торговой организации. Например, Таможенный комитет имел право на неопределенный срок задерживать продукцию на границе, требуя представления дополнительных документов по своему усмотрению. Иногда стоимость вынужденного хранения товара на складах таможни достигала тысяч долларов за несколько дней.
Новый кодекс отменяет лицензирование складов и таможенных брокеров, устанавливает трехдневный срок для выпуска товара в свободное обращение и приводит ограниченный перечень документов, которые таможня вправе требовать при импорте и экспорте. Кроме того, отменяются три с лишним тысячи внутренних инструкций.
Другое новшество: кодекс обязывает таможенников предварительно и бесплатно консультировать всех участников внешнеторговой деятельности вместо того, чтобы ловить их потом на незнании каких-то правил. Причем если таможенник не уложится в нормативные сроки предоставления консультации, которые составляют один месяц и это приведет к убыткам для лица, обратившегося за консультацией, то ГТК обязан возместить убытки.
Документ существенно меняет режим временного ввоза некоторых товаров. Теперь оборудование, полученное в лизинг, будет облагаться таможенными платежами лишь по истечении трех лет и по остаточной стоимости, что, по идее, должно помочь техническому перевооружению реального сектора экономики. Он предельно упростит процесс контроля при перемещении товаров физическими лицами. Эксперты утверждают, что это ускорит оборот товаров. Значит, они станут дешевле.
Новый Таможенный кодекс открывает широкие возможности для большего доверия между бизнесом и властью, повышает эффективность судебной защиты прав граждан и государства.
Кроме того, документ раскрепощает и делает более свободным обращение товара через границу, а для государства оставляет и закрепляет права по таким важным функциям, как борьба с экономическими преступлениями, контрабандой, терроризмом, наркотиками, и для этой цели в кодексе предусмотрена специальная статья по управлению рисками. Это значит, что власть получит возможность выявлять лица, которые действительно нарушили закон. Раньше же по причине нечетких формулировок статей и нормативных актов в разряд нарушителей попадали и добросовестные граждане. В кодексе четко закреплена презумпция невиновности. Этой цели служат статьи, определяющие точный перечень документов, которые должны быть представлены таможне. И вообще все правовые нормы сформулированы таким образом, что это лишает возможности чиновников администрировать по собственному усмотрению, игнорируя букву закона. Важнейшей новацией кодекса является освобождение от лицензирования всего "околотаможенного бизнеса" - институтов перевозчиков и таможенных брокеров, складов временного хранения и магазинов беспошлинной торговли. Раньше, чтобы стать таможенным брокером, требовалось преодолеть множество бюрократических препятствий, доказать, что имеется опыт работы в этой сфере, сделать серьезный финансовый взнос. По новому же порядку достаточно предъявить поручение юридического лица на эту деятельность и можно приступать к работе. Однако либеральность нового ТК компенсируется жесткостью санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные уголовным и административным законодательствами.
С введением нового закона все стороны найдут в нем опору и смогут оперировать четкими формулировками документа, защищая свои права. Стоит отметить, что новый Таможенный кодекс России "похоронил" около 3,5 тысячи подведомственных нормативных актов и инструкций. Он является законом прямого действия, что существенно ограничивает командно-административные возможности Государственного таможенного комитета России и "разбюрокрачивает" внешнеторговую деятельность. В новой редакции кодекса заложена идея упрощения и ускорения таможенных процедур. Еще раз напомню, если до сих пор на оформление декларации таможне отводилось десять дней, то теперь - только три дня. В оставшиеся полгода до вступления в силу закона ГТК предстоит не только привести свою нормативную базу в соответствие с ТК, но и создать необходимые инфраструктурные условия, чтобы укладываться в этот трехдневный срок.
Недавно мы побывали в Финляндии, где ознакомили представителей деловых и политических кругов с новым Таможенным кодексом России и с перспективами развития деловых отношений между Россией и ЕС, которые открываются благодаря этому законодательному акту. Этот своеобразный семинар собрал обширную аудиторию, что свидетельствует об исключительно большом интересе деловых кругов и политиков Финляндии к положительным сдвигам в прохождении экспортно-импортных грузов через российско-финляндскую границу, которые должны произойти с вступлением в силу нового российского Таможенного кодекса. Мы также обсуждали меры информационно-просветительного характера, которые необходимо принять еще до вступления в силу нового Таможенного кодекса России для того, чтобы с первого же дня обеспечить его четкое и безукоснительное соблюдение.
Сейчас мы приступили к подготовке качественного комментария к новому кодексу, цель которого - разъяснить отдельные его положения всем участникам внешнеэкономической деятельности. Это будет своего рода путеводитель как для участников ВЭД, так и для таможенных работников и простых граждан. Комментарии будут дополняться и корректироваться по результатам мониторинга практики применения нового ТК. Эту работу планируется завершить к 1 декабря 2003 года.
Напомню, что новый Таможенный кодекс России вступает в силу с 1 января 2004 года.
Валерий ДРАГАНОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, государственный советник таможенной службы 1 ранга, 26, стр. 1, Ваше право. Документ (приложение к газете Ваше право. Газета о правах человека)
14/07/2003