Через границу - по новым таможенным правилам
28 мая 2003 года Президент России В. В. Путин подписал новый Таможенный кодекс Российской Федерации, работа над которым продолжалась более трех последних лет. 1 января 2004 года новый кодекс заменит старый, действующий с 1993 года. На сегодняшний день это - один из основополагающих документов, который I необходим России для вступления в ВТО. Он полностью основан на признанных международным сообществом нормах и адекватен тому законодательству, которое требует от стран Всемирная торговая организация.
Все 439 статей нового кодекса четко регламентируют права и обязанности как таможенных органов, так и участников внешней торговли.
Принятый таможенный закон комментирует начальник Северо-Осетинской таможни, генерал-майор таможенной службы Будзи БАСИЕВ:
- Главный плюс нового Таможенного кодекса в том, что этот документ является законом прямого действия. Становится ненужным огромное количество подзаконных актов (постановлений правительства, распоряжений и приказов ГТК), существующих на сегодняшний день. Ведомственное регулирование правоотношений не устраивало никого, ибо провоцировало нестабильность: правила игры меняются очень часто... Теперь полномочия того или иного ведомства находятся в очень узком и понятном правовом коридоре. Исчерпывающий перечень сведений, которые может требовать таможня, определен законом, так же как и исчерпывающий перечень мер воздействия.
Новое таможенное законодательство потребует во многом изменить не только деятельность таможни, но и саму структуру внешней торговли.
Во-первых, с нового года значительно упрощается процедура основного таможенного оформления. Серьезные изменения содержит процедура декларирования товаров. По новому кодексу срок оформления товара не должен превышать трех дней (для примера, по старому кодексу он растягивался до 10 дней).Предусмотрено и большое количество вариаций декларирования, которые могут быть удобны для участников торговли. Прежде всего предусмотрена возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации. В нынешней практике это применяется крайне редко. Например, при ввозе каких-то чрезвычайных грузов, товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, когда дело не терпит отлагательств. Теперь формы декларирования могут быть разными. Если одно и то же лицо регулярно перемещает товары через таможенную границу, то в этом случае можно использовать периодическую Декларацию, то есть не подавать ее на каждую партию товаров, а декларировать все грузы на определенный период.
Вводится и форма неполной таможенной декларации. Сегодня, как известно, без набора всех сведений декларация не принимается. А по новому кодексу декларант может заявить, что он по объективным причинам не располагает всей необходимой информацией для заполнения декларации, но обязуется представить ее в течение 45 дней. В этом случае принимается неполная декларация. Предусмотрена также возможность использования одной декларации на ввоз и вывоз.
В процессе обсуждения нового Таможенного кодекса не раз говорилось и о несовершенстве системы уплаты таможенных платежей. Сегодня у вас не примут таможенную декларацию, если нет соответствующих платежей: их нужно внести или до подачи декларации, или одновременно с ней. Таким образом, вы выводите деньги из оборота, не имея товара. Новый кодекс предлагает более справедливую схему: в нем прописано, что факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи декларации не является основанием для отказа в принятии этого документа. Уплата платежей проверяется на этапе выпуска товаров. Таким образом, срок уплаты максимально приближен к тому моменту, когда декларант уже может пустить товар в оборот.
Конечно, те новые возможности (в первую очередь, ускорение и упрощение таможенного оформления грузов, четко оговоренный список необходимых для этого документов, условный выпуск товара, упрощение системы расчетов с таможней и т. д.), которые появляются у участников внешней торговли, наверняка будут использованы недобросовестными предпринимателями. И мы уже изучаем варианты развития событий, просчитываем не только возможные новые каналы и способы ухода от уплаты таможенных платежей, но и собственные меры реагирования.
Новый кодекс гласит, что ГТК России не будет иметь права определять места оформления отдельных категорий товаров (сейчас он может направлять те или иные товары на строго определенные склады). За исключением тех, которые могут представлять угрозу безопасности или здоровью граждан, все остальные товары будут оформляться на складах без каких-либо территориальных ограничений. Проще говоря, - там, где это удобнее для хозяев товара.
Принципиальным новшеством законодателя можно назвать главу об участии таможенных органов в защите прав правообладателя. До этого существовали только общие правовые принципы, на основе которых можно было хоть каким-то образом участвовать в этой работе.
Кодекс исключает какие-либо внесудебные процедуры привлечения к ответственности участников внешней торговли и позволяет решать все споры на месте. И, что немаловажно, при столкновении тех или иных точек зрения приоритет будет отдаваться интересам участника внешней торговли.
Конечно, нельзя говорить о том, что с введением нового кодекса в действие таможенные органы захватят какие-то новые области и вторгнутся в отношения, которые раньше никак не регулировались. Просто сам кодекс стал намного подробнее и четче.
Вот, например, перевозка товаров в багаже пассажиров. В действующем кодексе этому посвящена одна статья. В новом - целая глава. О пересылке товаров в международных почтовых отправлениях в действующем кодексе - всего лишь часть одной статьи. В новом — целая глава.
Но главное, он гарантирует стабильность и предсказуемость в сфере таможенного регулирования. Именно поэтому он и был однозначно поддержан и бизнес-сообществом, и Госдумой, и Советом Федерации, и Президентом России.
Немаловажно, что в обязанности таможенных органов теперь будут входить информирование и консультирование, разъяснение таможенных правил. В кодексе есть новелла, которую нельзя найти ни в одном другом законе: гражданин освобождается от ответственности за нарушение таможенных правил, если это вызвано недостоверной информацией, представленной ему таможней. Выполнить правила, конечно, все равно придется. К примеру, если на таможне сказали, что необходимо уплатить ставку пошлины 5 процентов, а на самом деле нужно было десять, дополнительную сумму необходимо будет уплатить, но к ответственности за такое нарушение привлечь уже нельзя.
В законе прописано и другое правило: если таможня не может выпустить товар по тем или иным причинам, то она обязана не только обосновать свои действия, но и разъяснить, что необходимо сделать, чтобы товар был выпущен.
Надо заметить, что кодекс принят раньше, чем закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который только обсуждается в Госдуме. Однако, как представляется, проблем в этой ситуации не возникнет. Сегодня курс России во внешнеторговой сфере четко определен - интеграция в мировую экономику. Поэтому и концепция нового кодекса, и концепция нового закона строятся по одним международным нормам и стандартам.
Главная задача таможни сегодня - всемерно содействовать развитию внешней торговли в России, и новый Таможенный кодекс предоставляет все возможности для ее успешного выполнения.
Работа, проводимая сегодня Правительством России по снижению налогового бремени, модернизация таможенной службы на основе нового кодекса позволят создать принципиально иной деловой климат, благоприятные условия для активизации внешней торговли.
***
фото:
128, стр. 2, Северная Осетия
15/07/2003