ЧЕРЕЗ ТАМОЖНЮ - ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Президент России подписал новый Таможенный кодекс, который начнет действовать с 1 января 2004 года. Предыдущий документ, по которому работали российские таможенники, был принят в 1993 году - на заре развития цивилизованного рынка, - и уже через несколько лет стало ясно, что многие его положения устарели, а установка на ведомственное регулирование себя не оправдала. По этому поводу мы беседуем с начальником Нижневартовской таможни полковником таможенной службы В.Жаровым.
- Василий Иванович, что представляет собой новый кодекс, чем кардинально отличается от прежнего закона, принятого десять лет назад? Чего ожидать участникам внешнеэкономической деятельности с его принятием?
- Документ претерпел настолько серьезные изменения, что уже вряд ли можно говорить о правительственном варианте кодекса. Сегодня он вобрал в себя все лучшее, что предлагали таможенники, депутаты, предприниматели, эксперты. Найден разумный компромисс, отвечающий интересам и бизнеса, и государства. Концепция документа принципиально изменена, и сегодня он направлен на содействие развитию внешней торговли.
Новый кодекс значительно объемнее предыдущего. И это не просто количественное, это качественное изменение. Все 439 статей нового кодекса посвящены собственно таможенному делу, и четко регламентируются как права и обязанности таможенных органов, так и права и обязанности участников внешней торговли.
Законодательные нормы преимущественно прямого действия обеспечивают для делового сообщества стабильность и предсказуемость таможенных правил, единообразную практику их применения на всей территории Российской Федерации. Это, несомненно, является большим плюсом нового законодательного акта. Детальное описание процедур, механизмов взаимоотношения таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности - все это направлено на то, чтобы кодекс стал законом предельно прямого действия. В нем все прописано четко и ясно, и у таможенных инспекторов не будет необходимости искать разъяснения в различных инструкциях и подзаконных актах, которых сейчас насчитывается около трех тысяч.
Кодекс стал более подробным - появились новые главы, новые разделы, в которых подробно прописаны действия декларанта от въезда на таможенную территорию и заканчивая выпуском товара в свободное обращение. Вот, например, перевозка товаров в багаже пассажиров. В действующем кодексе этому посвящена одна статья. А в новом кодексе отведена отдельная глава. То же могу сказать и о международных почтовых отправлениях. Сейчас этой теме уделяется даже не статья, а ее часть, в новом законе все подробно прописано в отдельной главе.
В новом законе особое внимание уделено и статусу таможенного брокера, который должен стать своеобразным буфером в отношениях между участниками ВЭД и таможенными органами, незаинтересованными в нарушениях законодательства. Как показывает опыт других стран, наличие на рынке посреднических услуг профессионалов способствует уменьшению риска коррупции.
- Что новый Таможенный кодекс даст бизнесу?
- В целом принятый кодекс отражает новую идеологию таможенного дела - из органа, контролирующего внешнюю торговлю, таможенная служба трансформируется в организацию, обслуживающую участников внешнеэкономической деятельности. Это означает, что таможня должна будет контролировать не все, что движется через нее, а выбирать себе цели, которые так или иначе сопряжены с рисками для экономики, безопасности, здоровья. Для организаций, стабильно работающих в сфере ВЭД в течение нескольких лет, предусмотрено оформление товаров по упрощенной схеме. Будучи уверенными в чистоплотности организации, таможенные инспекторы не будут проверять фуры, вагоны, контейнеры, отслеживать качество документов. Это позволит сосредоточить максимальные усилия на недобросовестных участниках внешней торговли. Таможенное оформление и таможенный контроль товара компаний, которые уже нарушали таможенное и налоговое законодательство, фирм-однодневок и прочих сомнительных участников ВЭД будут проводиться тщательно, с соблюдением всех регламентных норм. По отношению к недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности Таможенный кодекс будет достаточно жестким и либеральным - к законопослушным импортерам и экспортерам.
- В соответствии с новым кодексом срок таможенного оформления товаров резко сокращен - с десяти до трех дней. Это реальный срок? Как этого можно добиться?
- Действительно в новом кодексе срок прохождения товаров составляет 3 дня - это максимальный срок. Но на деле таможня должна будет 90 % товаров оформлять день в день. Для большинства товаров должен быть установлен режим "утром - документы, вечером - товар". Сокращение срока передачи товаров импортерам приведет к снижению издержек участников внешнеэкономической деятельности, которые могут быть связаны с хранением товаров на складах временного хранения и простоем транспортных средств. Решить эту задачу позволит введение простых, понятных таможенных процедур и внедрение информационных технологий. Новое программное обеспечение позволит видеть движение товара и реализовывать технологию поступления таможенных платежей в режиме одного дня. Широкое использование информационных технологий позволит ускорить документооборот, упростить таможенные формальности, сократить издержки, связанные со сбором и представлением необходимых документов. Ускоряет работу и электронное декларирование. Смысл его в том, что таможня будет видеть поступление платежа в режиме on-line. То есть участник ВЭД, оплатив товар до его поступления на таможенную территорию, без задержки пересекает границу, имея при себе грузовую таможенную декларацию, по которой остается только доставить во внутренний таможенный орган и выпустить в свободное обращение. Таким образом, исключается задержка товара на складе в ожидании подтверждения таможенного платежа.
Новая редакция кодекса позволяет также миновать границу, не вступая в контакт с таможенными структурами. Для этого в кодексе прописан механизм предварительного декларирования товаров. Так, еще до прибытия товара на таможенную территорию России декларация может быть подана в таможенный орган, по ней будут уплачены все необходимые таможенные сборы. Но и покинуть территорию России товары смогут без подачи таможенной декларации, для этого необходимо лишь письменно подтвердить, что декларация поступит на таможню в установленный срок.
Несомненную выгоду для участников ВЭД принесет установление новых сроков уплаты таможенных платежей. Вместо требования уплаты платежей в момент подачи декларации, как это предусмотрено сейчас, предполагается, что уплата таможенных платежей будет требоваться непосредственно при выпуске товаров.
Будет установлен налогонеоблагаемый минимум для товаров с низкой стоимостью. Это позволит выпускать такие товары максимально быстро, что особенно актуально для экспресс-перевозчиков.
Идеология Таможенного кодекса выстроена таким образом, чтобы участникам внешнеэкономической деятельности было более выгодно работать открыто, по закону. И выгоду искать не в уклонении от уплаты таможенных пошлин, а в ускорении оборота товара. Таким образом, можно уверенно сказать, что в новый кодекс пришла принципиально новая идеология. Таможенная служба всегда была исключительно контролирующим ведомством. Теперь она должна трансформироваться в организацию, чья основная задача - содействие внешней торговле и российскому бизнесу, который не славится особой законопослушностью. Новый таможенный кодекс "скроен" по международным стандартам, полностью соответствует международным правовым нормам, Киотской конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур. Он позволит России энергично и эффективно двигаться вперед в развитии внешней торговли, открывает стране дорогу во Всемирную торговую организацию.
Елена Колпакова, пресс-секретарь Нижневартовской таможни, 77, Новости Югры
15/07/2003