Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Азаров Юрий Федорович

Интернет-конференция
статс-секретаря – заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Азарова Юрия Федоровича

Обзор публикаций СМИ


ГРАНИЦА БЕЗ ГРАНИЦ

1 января 2004 года вступает в действие новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации. Свое мнение о важнейшем для страны экономическом документе мы попросили высказать одного из его разработчиков - депутата Государственной Думы Николая Шаклеина, а также одного из тех, кому по новому кодексу придется, собственно говоря, жить и работать, - начальника Кировской таможни генерала М. А. Лазарева,

Николай Шаклеин: разумный баланс интересов

- Николай Иванович, за три с половиной года, пока Государственная Дума работала над новым Таможенным кодексом, мнения о нем высказывались диаметрально противоположные. Тем не менее в решающем втором чтении законопроект был одобрен с редким единодушием: за его принятие высказались 396 депутатов из 397, принимавших участие в голосовании. Что, по вашему мнению, обусловило такое "гладкое" прохождение документа через Думу?

- На мой взгляд, это объясняется тем, что новый Таможенный кодекс стал достойным итогом совместных усилий депутатов, правительства, таможенников и бизнесменов. При этом хочется отметить, что к своей части работы депутаты Государственной Думы подошли на этот раз очень взвешенно, я бы даже сказал - осторожно.

Перед нами стояли три очень серьезные задачи. В новом законе мы обязаны были, во-первых, четко определить права и обязанности как участников ВЭД, так и таможенников. Текст должен был стать конкретным и понятным, а главное - реально сузить пространство для произвола и злоупотреблений. Вторая задача, которую нам предстояло решить, - это законодательно упростить процедуру прохождения товара через границу. И, наконец, мы должны были привести российское таможенное законодательство в соответствие с мировыми нормами.

Об уровне проработки документа говорит хотя бы тот факт, что из 460 статей правительственного варианта 400 получили новую редакцию, при этом количество статей с отсылочными нормами было сокращено нами более чем в десять раз. А всего в процессе обсуждения в Думе было внесено 3500 (!) поправок, около 500 из которых приняты. Здесь хотелось бы отметить, что итоговый текст кодекса настолько отличается от первого, правительственного, варианта, что мы вправе говорить о принципиально новом документе. Однако я не могу согласиться с утверждениями о том, что стараниями депутатов на первом месте в новом кодексе оказались интересы бизнеса, что они возобладали над государственными. Нет. На мой взгляд, нам как раз удалось найти ту самую "золотую середину", тот разумный баланс интересов, при котором и участникам ВЭД, и таможенникам работать станет значительно проще.

Растаможка прямого действия

- В центральной прессе Таможенный кодекс называют то принципиально новым, а то и вообще революционным документом. Неужели разница между ним и прежним кодексом столь значительна?

- В отличие от действующего кодекса новый в большей степени построен по принципу закона прямого действия. Вместо множества ссылок на подзаконные акты в тексте приведены исчерпывающие перечни необходимых документов, а ГТК имеет право разве что сократить тот или иной перечень. То есть можно смело утверждать, что в компетенции ведомственного регулирования теперь остались вопросы в основном технического содержания. Из-за этого, правда, кодекс стал раза в два толще, зато у участников ВЭД нет необходимости изучать более трех тысяч внутриведомственных таможенных инструкций.

Вторая важная особенность нового кодекса заключается в том, что он поставил всех участников ВЭД в равные условия с "околотаможенными" структурами - брокерами, перевозчиками, владельцами таможенных терминалов. Новый закон не предусматривает специального лицензирования деятельности названных структур, а значит, теперь, чтобы открыть, к примеру, таможенный терминал, любому участнику ВЭД достаточно в письменном виде уведомить о своем намерении ГТК. При этом решение о внесении заявителя в соответствующий реестр должно быть принято в течение 15 дней. Попросту говоря, с 1 января 2004 года товар можно будет хранить на любом таможенном терминале, который сочтет для себя удобным участник ВЭД.

Более того, экспортерам и импортерам передано право самим выбирать место таможенного оформления товаров и склад их временного хранения, то есть решать те ключевые вопросы, вокруг которых, по данным компетентных органов, всегда кормились иные нечистые на руку люди. При этом предельный срок нахождения товара на складе временного хранения продлен с 2 до 4 месяцев.

Зелеными коридорами

Важнейшее, я считаю, изменение внесено в так называемый "режим временного ввоза товаров", причем не столько в смысле сроков (они увеличены до трех лет), сколько в отношении ввоза основных производственных фондов, закупаемых российскими предприятиями по лизинговым схемам. Новые нормы позволят нашим промышленникам импортировать оборудование, выплачивая таможенные пошлины и налоги в рассрочку, к примеру, через те же три года и по остаточной стоимости. А это, как вы понимаете, значительно снизит финансовую нагрузку на отечественные предприятия, в том числе на нашу кировскую "оборонку".

Еще один серьезный шаг в сторону ускорения таможенных процедур - это прописанный в кодексе механизм предварительного декларирования товаров, который, образно говоря, откроет для добросовестных участников ВЭД самый настоящий °зеленый коридор°. У импортеров появляется легальная возможность декларировать товары заранее, еще до ввоза в Россию, причем декларация должна приниматься таможенными органами даже без уплаты соответствующих пошлин. Одновременно процедура предельно упрощается для экспортеров. То есть новый закон фактически даст возможность миновать границу, не вступая в прямой контакт с таможенными структурами. При этом сам срок для принятия решения о пропуске товара против прежних десяти дней сокращен до трех.

- Хороших законов в России много, беда в том, что никто не спешит их выполнять. Всегда находятся какие-то отговорки, лазейки...

- По этому поводу в новом кодексе есть однозначная норма: любое решение, действие либо бездействие таможенных органов может быть обжаловано вами в суде. Даже если оформление товара затянется, к примеру, дольше, чем на три дня, вы уже будете иметь право обратиться в суд, причем, я вас уверяю, в суде вы обязательно выиграете. Кроме того, для тех случаев, когда стоимость товара, перемещаемого через границу, не превышает 1,5 миллиона рублей, новый закон предусматривает упрощенный порядок обжалования.

То есть достаточно будет обратиться с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу, чтобы ваша жалоба была рассмотрена, как требует кодекс, °безотлагательно°, а решение по ней принято "незамедлительно".

Учет и контроль

- Николай Иванович, а не получится ли так, что, максимально упростив таможенные процедуры, мы просто-напросто ослабим таможенный контроль и откроем границу для недобросовестных участников ВЭД?

- Нет, таможенный контроль ослаблен не будет. Как вообще можно говорить об ослаблении контроля, если, по оценкам счетной палаты, федеральный бюджет ежегодно теряет до 20 миллиардов долларов только из-за того, что импортеры занижают таможенную стоимость ввозимых товаров? Я допускаю, что цифры несколько преувеличены, но масштабы нарушений в сфере ВЭД все равно слишком велики. Таможенные сборы (по данным РСПП) составляют сегодня до 40% доходов федерального бюджета, поэтому малейшее ослабление таможенного контроля автоматически ставит под угрозу финансовую безопасность страны.

Другое дело, что в новый кодекс нам удалось заложить, я бы сказал, новую идеологию таможенного контроля. Со следующего года таможенники вместо того, чтобы заниматься тотальным надзором за товарами и транспортными средствами, как это происходит сейчас, должны будут сосредоточиться на рискованных группах товаров, по которым действительно возможны недостоверное декларирование таможенной стоимости или другие серьезные нарушения. Таким образом, из фискально-контрольного ведомства таможня будет постепенно превращаться в структуру экономическую, основная задача которой - содействовать внешней торговле и предоставлять услуги участникам ВЭД.

При этом, напоминаю, о каком-то ослаблении бдительности не может быть и речи. Более того, в новом кодексе не только детально прописаны порядок и формы осуществления таможенного контроля (проверок по документам, товарам и т. п.), но и установлена исчерпывающая компетенция ГТК по проведению контрольных мероприятий.

И здесь мне хотелось бы вернуться к одной из главных задач, которая стояла перед депутатами в процессе работы над законопроектом, а именно - к необходимости привести наше таможенное законодательство в соответствие с общемировыми стандартами. Дело в том, что в рыночных странах таможенные органы в первую очередь - мощные регуляторы торгово-экономических отношений, и, к примеру, влияние государства на уровень конкуренции на внутреннем рынке осуществляется там исключительно при помощи таможенных пошлин и квот. По правилам Всемирной торговой организации таможенный тариф - единственный инструмент государственного регулирования ВЭД. Поэтому, особенно в свете неизбежного вступления России в ВТО, мы были просто обязаны, не умаляя финансовой значимости нового Таможенного кодекса, максимально усилить именно его торгово-экономическую роль.

***

Генерал Лазарев: ЖИЗНЬ ВНЕСЕТ СВОИ КОРРЕКТИВЫ

Новый Таможенный кодекс, на мой взгляд, - самый передовой законодательный акт в новейшей истории Россия. И не только потому, что это документ максимально прямого действия. Таможенный кодекс такого типа является одним из важнейших условий вступления России во Всемирную торговую организацию. Положения кодекса соответствуют современной зарубежной практике, а это значит, что с 1 января 2004 года таможенные органы будут °играть по общемировым правилам°.

Новый Таможенный кодекс очень либерален по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности. Но именно этот либерализм у нас, практиков, вызывает вопросы. Мировое таможенное законодательство исходит из принципа законопослушности предпринимателей. В странах западной Европы и в США неуплата налогов является тяжким преступлением и наказание за него суровое. В России же не платить налоги - чуть ли не достоинство. Поэтому перестраиваться психологически придется не только (и не столько) таможенникам, сколько бизнесменам. Не хотелось бы, чтобы в °группу риска° попали почти все участники ВЭД.

Реальные опасения вызывает сокращение сроков таможенного оформления товаров и транспортных средств до трех дней (сейчас - до 10 дней). Дело в том, что принципиально Таможенный кодекс рассчитан на работу таможенных органов в условиях высоких технологий, чтобы минимизировать непосредственный контакт декларанта с таможенником, чтобы всю контрольную работу (за исключением таможенного досмотра) выполняли компьютеры. Наши же реалии гораздо приземленное. И если до начала действия нового Таможенного кодекса не произойдет замены парка СВТ таможни на более современную и скоростную технику, то неминуемы задержки в оформлении, а значит - жалобы участников ВЭД на таможню. Но ведь компьютер не заставить °думать° быстрее!

А в общем и целом мы приветствуем принятие нового Таможенного кодекса. Ныне действующий кодекс был принят в 1993 году и, естественно, сильно отстал от жизни. Поэтому мы, таможенники, засучив рукава начинаем тщательное изучение нового главного таможенного документа. "Абсолютного" закона не бывает, и жизнь через некоторое время сама внесет в кодекс свои коррективы. Нам же остается его только применять.



Материал подготовил Лев БИТВИНЕР, 55, стр. 1,3, Губернские вести
22/07/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Таможенный кодекс
Азаров Ю.Ф.
ГТК России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ГТК  России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации