Комментарий
В новом Таможенном кодексе все таможенные режимы разбиты на четыре группы: основные, экономические, завершающие и специальные. Их общее число - 16, включая режим перемещения припасов.
Два режима, введенных ранее Правительством РФ (вывоз товаров для представительств РФ за рубежом и вывоз отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР), отменены.
Названия некоторых режимов изменились. Например, выпуск для свободного обращения теперь будет называться выпуском для внутреннего потребления, а транзит - международным таможенным транзитом. Однако существо самих режимов от этого не изменилось.
Рассмотрим новые таможенные режимы подробнее.
Основные таможенные режимы
Выпуск для внутреннего потребления
Пока этот режим называется выпуском для свободного обращения. Название изменилось из-за того, что понятие "выпуск для свободного обращения" в новом Таможенном кодексе приобрело более широкий смысл. Находящимися в свободном обращении будут считаться не только импортированные товары, но также, к примеру, товары, произведенные в России и обращенные в федеральную собственность.
Кроме названия, в этом режиме не поменялось ничего. Это - обычный импорт, который предполагает уплату всех налогов и соблюдение всех запретов и ограничений (квотирование, лицензирование и т. д.).
Экспорт
Режим экспорта также не претерпел каких-либо изменений, кроме незначительных корректировок в формулировках. Это по-прежнему режим, в соответствии с которым товары могут вывозиться для свободного обращения за пределы России.
Как и при выпуске для внутреннего потребления, за экспортируемые товары нужно будет уплатить все "выездные" налоги, предусмотренные законодательством. Так же, как и сейчас, нужно будет соблюдать разрешительный порядок вывоза, то есть получить все необходимые документы: паспорт сделки, лицензии, сертификаты и т. д.
Международный таможенный транзит
Несмотря на новое "международное" название, этот режим остался режимом, который заявляется, когда товар должен просто пересечь страну. В целом условия его применения такие же, как действуют в настоящее время.
Смена названия во многом связана с подготовкой к вступлению России в ВТО. Этот режим предусмотрен для стран-участниц ВТО международной Конвенцией о международном таможенном транзите.
Экономические таможенные режимы
Переработка на таможенной территории
По-другому этот режим называют толлингом. Суть его в том, что товары ввозятся в Россию, здесь они тем или иным способом перерабатываются, а затем вывозятся из страны.
Первое отличие, введенное для этого режима новым Таможенным кодексом, является экономическим. Ныне действующий кодекс разрешает возврат ввозных налогов, если участник ВЭД выполнил все условия режима. С будущего года. вводится полное условное освобождение товаров, ввозимых для переработки.
Для участников ВЭД - разница колоссальная. Ведь одно дело - заплатить деньги и ждать, вернут их или нет (а если вернут - то когда). Другое дело - получить на определенных условиях соответствующее разрешение и не платить ввозные налоги совсем.
Новый кодекс сокращает перечень условий для получения налоговой льготы. Чтобы таможенники не взыскали налоги с переработчика, ему достаточно лишь своевременно вывезти полученную продукцию из России (ст. 173 нового ТК РФ).
В отличие от действующего новый кодекс допускает переработку товаров на таможенной территории только при соблюдении специальных мер - сертификации, лицензирования (получение разрешения), квотирования и т. д.
Правительству РФ дано право:
- запрещать на таможенной территории переработку определенных видов товаров;
- вводить ограничения (по количеству или цене) на переработку товаров на таможенной территории.
Сейчас толлинг осуществляется без подобных ограничений.
Статьей 177 нового Таможенного кодекса установлены предельные сроки переработки -два года. Кроме того, вводится показатель, который будет использоваться во всех режимах переработки. Речь идет о норме выхода продукта переработки. Это количество продуктов, получаемых в результате производственного процесса из одной единицы товара в абсолютном или в относительном значении (в процентах).
При использовании нормы выхода количество каждого образующегося в производственном процессе продукта рассчитывается умножением количества товара для переработки на норму выхода данного продукта переработки.
В настоящее время при выдаче разрешений на переработку таможенники определяют такое значение как общее количество продуктов переработки. Норма выхода может использоваться для расчета этого количества по желанию участника ВЭД. По новому кодексу применять при расчетах норму выхода должны будут все. Более того. Правительство РФ получит право устанавливать обязательные нормы выхода продуктов переработки.
Заметим, что обязательные нормы могут быть установлены только при переработке товаров, имеющих практически постоянные характеристики. Причем в результате переработки должны получаться товары неизменного качества (п. 3 ст. 178 нового ТК РФ).
Новый кодекс разрешил получать лицензию на переработку (по-новому - разрешение) любому лицу. Сейчас по сложившейся практике это может сделать только сам переработчик. Если же участник ВЭД, получивший разрешение, поручит выполнение каких-либо работ другому лицу, например, заводу, то это расценивается как административное правонарушение.
По новому кодексу переработка на таможенной территории - единственный режим переработки, который допускает перемену пользователя режима, то есть передачу разрешения на переработку другому лицу. Такая "эстафета" допускается с письменного разрешения таможенников. Кроме того, "сдающий" должен отчитаться обо всех операциях по переработке, произведенных на момент сдачи; и уплатить "накопившиеся" платежи. "Принявший" участник ВЭД несет все права и обязанности "сдавшего", как если бы он самостоятельно заявлял таможенный режим переработки товаров на таможенной территории.
Получить разрешение на переработку можно будет упрощенным способом, не подавая предварительного запроса в таможню. Таким запросом будет считаться сама таможенная декларация, где будет заявлен этот таможенный режим.
Упрощенный порядок получения разрешения возможен в тех случаях, когда фирма ввозит товары для переработки и вывозит продукты их переработки через одну и ту же таможню и там же их декларирует. Кроме того, должно соблюдаться одно из следующих условий:
1) целью переработки на таможенной территории является ремонт товаров (в том числе на возмездной основе);
2) таможенная стоимость товаров не превышает 500 000 рублей;
3) перерабатываться будут остатки ранее ввезенных товаров.
Таможня может отказать в выдаче разрешения в следующих случаях (п. 6 ст. 180 нового ТК РФ):
- если при подаче заявления участник ВЭД не выполнил условия и требования, предусмотренные параграфом 1 главы 19 нового Таможенного кодекса для заявленного режима;
- если таможенники не могут согласовать заявленные участником ВЭД сведения о сроке переработки и норме выхода продуктов переработки.
Новый Таможенный кодекс не разрешает аннулировать уже выданные разрешения на переработку. Однако если правительство запретит допуск конкретных товаров к переработке, их отзыв будет возможен.
Различие между аннулированием и отзывом состоит в следующем. Аннулирование означает, что разрешения не существует. То есть все товары нужно декларировать заново, даже те, которые уже переработаны. Аннулирование действует с даты выдачи разрешения.
Отзыв же обратной силы не имеет. Другими словами, товары, которые уже были помещены под этот режим, можно будет переработать до конца. Нельзя только начинать переработку новых товаров.
Отходы и остатки, образовавшиеся в результате переработки, нужно задекларировать и уплатить ввозные налоги. Исключение сделано для отходов, которые:
- вывезены из России;
- непригодны для использования и не могут быть восстановлены экономически выгодным способом.
Новый кодекс предусматривает интересную возможность. Участник ВЭД может ходатайствовать о приостановлении таможенного режима переработки. В частности, переработка будет считаться приостановленной, если товары, ввезенные для переработки, и продукция, произведенная из них, помещаются на таможенный склад. Сроки переработки на это время прерываются, а проценты и пени на налоги не начисляются (ст. 185 нового ТК РФ).
Новый кодекс возродил институт эквивалентной компенсации. Напомним, что это возможность перерабатывать российские товары вместо иностранных, а затем "на их место" ввозить зарубежные товары. На практике эквивалентная компенсация позволяет переработчику экономить время. С местным сырьем он может начать работу раньше, чем с импортным. Однако допускается такая замена лишь с разрешения таможенников и только при условии, что иностранный и российский товар являются полностью взаимозаменяемыми.
Переработка для внутреннего потребления
Сейчас этот режим называется переработкой под таможенным контролем. Сущность его тоже не меняется. Это по-прежнему таможенный режим, заявив который участник ВЭД может переработать иностранный товар на территории РФ и здесь же пользоваться продуктами переработки. Однако кое-что все же изменилось.
Новый кодекс предполагает, что под переработку для внутреннего потребления можно будет помещать лишь те товары, которые внесены в специальный список, разрабатываемый Правительством РФ. То есть ассортимент переработки будет регулироваться государством.
Вводится два новых условия для помещения товаров под этот режим (п. 3 ст. 188 нового ТК РФ):
1) продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом;
2) суммы таможенных пошлин, подлежащие уплате в отношении продуктов переработки, ниже тех, которые подлежали бы уплате (на день помещения товаров под этот режим) при выпуске товаров для свободного обращения.
Второе условие введено не случайно. Дело в том, что в отличие от ныне действующего новый кодекс обязывает поместить продукты переработки под таможенный режим выпуска для свободного обращения (по-новому - выпуск для внутреннего потребления). И чтобы переработка не была убыточной, ввели условие о платежах. Таким образом, если для самого участника ВЭД переработка товаров для внутреннего потребления - дело невыгодное, таможенники должны отказать в помещении иностранных товаров под этот режим.
Вдвое сокращается количество операций по переработке товаров для внутреннего потребления. К ним относятся (ст. 190 нового ТК РФ):
- собственно переработка и обработка товаров;
- изготовление новых товаров (в том числе монтаж, сборка или разборка).
Таким образом, с 1 января 2004 года такие операции, как ремонт или переработка товаров, содействующих производству продукции, можно будет проводить только в рамках режима переработки на таможенной территории.
Срок переработки товаров для внутреннего потребления определяется участником ВЭД по согласованию с таможней. Максимальный срок -один год (ст. 191 нового ТК РФ).
Обратите внимание: в отношении разных режимов переработки новый Таможенный кодекс по-разному подходит к исчислению сроков переработки.
Для режимов переработки на таможенной территории и вне таможенной территории срок переработки устанавливается исходя из продолжительности производственного процесса и периода, необходимого для распоряжения продуктами переработки. То есть в срок переработки включается время:
а) для таможенного оформления исходных товаров в соответствии с таможенным режимом переработки;
б) для осуществления операций по переработке до полного изготовления товарной продукции;
в) для помещения продуктов переработки и остатков под таможенный режим;
г) для фактического ввоза (вывоза) продуктов переработки и остатков в соответствии с заявленным режимом.
Такое исчисление сроков полностью соответствует существующей практике. В то же время новый Таможенный кодекс определяет срок переработки для внутреннего потребления исходя из продолжительности процесса переработки товаров (ст. 191 нового ТК РФ). То есть срок, необходимый для распоряжения продуктами переработки, в общий срок переработки не включается. Несомненно, это случайное упущение, но оно будет выгодно участникам ВЭД, заявляющим переработку для внутреннего потребления.
Таможня может отказать в выдаче разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления, если (п. 4 ст. 193 нового ТК РФ):
- при подаче заявления участник ВЭД не выполнил условия и требования, установленные кодексом к этому режиму;
-таможенники не могут согласовать заявленные участником ВЭД сведения (сроки переработки, нормы выхода продуктов переработки, стоимость исходных товаров, типы операций по переработке и т. д.).
В то же время в новом кодексе нет оснований для аннулирования или отзыва разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления. Возможно, по принципу "аналогии закона" будут применяться те же основания, что предусмотрены для отзыва разрешения на переработку товаров на таможенной территории (ст. 181 нового ТК РФ).
Интересное положение закрепляет статья 196 нового Таможенного кодекса. Оно касается определения ставок таможенных пошлин для продуктов переработки, если у исходных продуктов было несколько различных стран происхождения.
Если при переработке сменился код товара по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, то к продуктам переработки применяются ставки, установленные для тех стран, которым Россия предоставляет режим наибольшего благоприятствования. В остальных случаях страна происхождения определяется по тому исходному товару, стоимость которого была самой большой.
Переработка вне таможенной территории
Товары (или продукты переработки), помещаемые под этот режим, перерабатываются за пределами России, но должны быть возвращены обратно. При этом новый кодекс не обязывает помещать ввозимые товары под режим выпуска для внутреннего потребления. Может быть заявлен любой другой режим, предполагающий ввоз товаров. Например, временный ввоз, таможенный склад, уничтожение.
Обратите внимание: сейчас при соблюдении заявленного режима допускается возврат вывозных налогов. Новый кодекс, так же, как для режима переработки на таможенной территории, предусматривает полное условное освобождение от вывозных пошлин.
По общему правилу под переработку вне таможенной территории можно будет поместить любые товары, находящиеся в России в свободном обращении, в том числе и импортные, по которым уплачены все причитающиеся налоги. Однако, если товар вывозится для ремонта, вывоз могут разрешить и в отношении тех товаров, которые выпущены в России условно, с льготой по уплате налогов. Правда, при возврате отремонтированных товаров в Россию нужно будет уплатить не только налоги по вновь заявляемому "ввозному" режиму, но и те налоги, по которым предоставлялась льгота.
Правительству РФ дано право:
- запрещать переработку определенных видов товаров вне таможенной территории;
- вводить ограничения на переработку по количеству или цене.
Заметим, что из перечня операций по переработке товаров исключена переработка вспомогательных материалов. Предельный срок переработки вне таможенной территории - два года (ст. 201 нового ТК РФ).
Новый кодекс разрешает замену продуктов переработки. Это примерно то же, что и эквивалентная компенсация. Только в данном случае заменяется не перерабатываемый товар, а полученный результат. Условия замены те же: товар должен быть аналогичен заменяемому, то есть иметь тот же вид, количество, описание, физические характеристики, цену и т. д.
Как и любой другой, режим переработки вне таможенной территории может быть завершен сменой режима. При этом нужно учитывать следующее. Если участник ВЭД решит сменить режим переработки на экспорт, то он должен будет уплатить не только вывозные налоги, но и пени за просрочку их выплаты.
Временный ввоз
Этот режим - "половинка" существующего сегодня режима временного ввоза (вывоза). Суть его останется неизменной - временное пользование товарами на территории России.
Как и при режиме переработки на таможенной территории, временный ввоз допускает смену пользователя режима. "Сменщиками" могут быть только российские фирмы или предприниматели.
Новый пользователь режима должен иметь возможность проводить таможенные операции от собственного имени (владелец, хранитель, собственник, арендатор и т. д.). Участник ВЭД, который первоначально заявил таможенный режим, обязан будет уплатить все платежи до момента сдачи. Тот, кто будет пользоваться временно ввезенным товаром в дальнейшем, обязан переоформить на себя все документы, гарантирующие соблюдение режима (страховку, гарантию, договор залога и т. п.).
Существенно, что участники ВЭД получили право самостоятельно определять периодичность уплаты таможенных платежей при временном ввозе. При этом по-прежнему периодические платежи должны вноситься не менее чем на один месяц вперед.
По действующему кодексу величина периодических платежей, перечисленных за временно ввезенный товар, не должна превышать сумму, которую требовалось бы заплатить при выпуске этого товара для свободного обращения. Предполагается, что если эти суммы сравняются, то временно ввезенный товар считается выпущенным для свободного обращения.
Однако на практике реализации этого положения мешает одно "но". В сумму платежей, которые нужно внести для выпуска, включают также и пени за просрочку их уплаты. А это немалые суммы. В новом Таможенном кодексе (ст. 212) прямо говорится о том, что дополнительное начисление не допускается.
Есть еще одно полезное нововведение. При выпуске для внутреннего потребления временно ввезенных товаров таможня зачтет ранее внесенные периодические таможенные платежи (ст. 214 нового ТК РФ).
Зачастую режим временного ввоза применяется при лизинге - он дешевле, чем импорт.
Новый Таможенный кодекс пошел навстречу тем, кто ввозит товары по лизингу. Такие товары (если они относятся к основным производственным фондам), могут находиться на территории России 34 месяца, то есть дольше общих максимальных сроков временного ввоза. В течение всего этого времени будет применяться частичное освобождение от ввозных налогов - нужно вносить периодические платежи (п. 1 ст. 213 нового ТК РФ).
По завершении режима временного ввоза разрешено оформлять товары по остаточной стоимости. Конечно же, таможенники пойдут на это, только если им будут представлены все документы, подтверждающие, что стоимость временно ввезенного товара снизилась.
Временный ввоз может быть приостановлен, если:
- на товары наложен арест или они изъяты в соответствии с законодательством РФ;
- товары помещены на таможенный склад;
- товары, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, помещены под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.
Таможенный склад
Новый кодекс, как и ныне действующий, предполагает, что в этом режиме товары будут просто храниться на специально отведенных территориях без уплаты каких-либо налогов.
Участникам ВЭД следует обратить внимание на сроки такого хранения. Как и сейчас, предельный срок хранения товаров на таможенном складе будет составлять три года. Однако товары, имеющие ограниченный срок годности или реализации, должны быть вывезены со склада не позднее 180 дней до истечения этого срока (ст. 218 нового ТК РФ).
Нарушать предельный срок хранения станет опасно. Дело в том, что товары, хранящиеся на таможенном складе сверх максимального срока, могут быть обращены в федеральную собственность (ст. 223 нового ТК РФ).
В отличие отныне действующего новый кодекс разрешает помещать на таможенный склад любые товары. Даже если раньше они были помещены под другие режимы.
Важным нововведением является то, что таможня будет разрешать отчуждение товаров, находящихся на таможенном складе. Сейчас это не допускается, что очень препятствует работе всевозможных выставок-продаж, ярмарок, аукционов. Покупатель товара, помещенного на таможенный склад, должен будет дать письменное обязательство о принятии на себя всех таможенных обязанностей в отношении этого товара. Из этого правила есть исключение. Не допускается отчуждение товаров, которые помещены под режим таможенного склада, однако из-за крупных габаритов хранятся за его пределами (ст. 217 нового ТК РФ).
Изменились некоторые экономические параметры режима. Если на таможенный склад помещаются иностранные товары, то за них не надо вносить ввозные таможенные платежи. Уже перечисленные ввозные платежи должны быть возвращены. Правда, предоставление такой льготы предполагает, что эти иностранные товары будут вывезены из России.
Если этого не будет сделано, ввозные платежи будут опять начислены. Кроме того, начислят и пени за просрочку их уплаты. При этом сроки вывоза таких товаров из России не ограничены ничем, кроме сроков хранения на складе.
Другое дело - российские товары. Если при помещении их на таможенный склад участник ВЭД претендует на льготу по уплате внутренних налогов, он должен вывезти эти товары за пределы России в течение шести месяцев. В противном случае ему также грозят и налоги, и пени на них (ст. 220 нового ТК РФ).
Вместо лицензии на право открытия таможенного склада участники ВЭД будут получать свидетельство о включении в Реестр владельцев таможенных складов. Такое свидетельство действует пять лет (ст. 229 нового ТК РФ). Таможенники могут отозвать выданное свидетельство (ст. 231 нового ТК РФ). При этом в течение двух месяцев участник ВЭД должен будет перевезти все товары, хранящиеся на его складе, на другие склады за свой счет.
Завершающие таможенные режимы
Реимпорт
В соответствии с этим режимом в Россию можно ввезти товары, которые раньше с ее территории были вывезены. Отличие реимпорта от импорта состоит в том, что таможенники могут идентифицировать товары как ранее вывозившиеся и поэтому освободить участника ВЭД от ввозных таможенных платежей.
Новый кодекс расширил статус товаров, которые могут быть возвращены в реимпорте. Пока это только бывшие российские товары. С 1 января 2004 года к ним добавятся любые другие товары, находившиеся в России в свободном обращении.
Сокращены сроки для реимпорта. Если раньше реимпорт мог быть заявлен в течение 10 лет с момента вывоза товаров из России, то по новому кодексу этот срок не может превышать трех лет. Такое сокращение вполне понятно: за трехлетний период гораздо проще контролировать соблюдение условий реимпорта. В частности, проверять, действительно ли именно эти товары вывозились за пределы России (проводить идентификацию).
Если речь идет о реимпорте оборудования, используемого для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и т. п., таможенники могут продлить трехлетний срок по заявлению участника ВЭД.
Обратите внимание: новый Таможенный кодекс (ст. 235) допускает, чтобы товары, заявляемые к реимпорту, за пределами России подвергались операциям, обеспечивающим их сохранность и поддержание потребительских свойств. Например, ремонтировались (за исключением капремонта). Однако выдвигается одно требование: такие операции не должны увеличивать стоимость товаров по сравнению с их стоимостью на момент вывоза. Именно поэтому капремонт считается недопустимым.
Реимпорт - режим, сильно обремененный экономическими возвратами. Причем возвраты могут происходить "в обе стороны": как участнику ВЭД, так и государству.Сам по себе режим не облагается налогами. При подаче заявления на реимпорт участник ВЭД оплачивает только таможенное оформление. Если возврат происходит в течение шести месяцев с момента вывоза, то участнику ВЭД возвращаются вывозные таможенные пошлины (если они взимались). Однако при этом фирма должна будет внести в бюджет:
- ввозные пошлины, налоги, которые не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров из России:
- внутренние налоги и иные суммы, не уплаченные либо полученные (прямо или косвенно) в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров из России (ст. 236 нового ТК РФ).
Реэкспорт
Реэкспорт - это "реимпорт наоборот". В таком режиме без уплаты таможенных платежей могут быть вывезены товары, ранее ввезенные в Россию. Наиболее часто реэкспорт используется при возврате ошибочных или безадресных отправлений.
Действующая практика исходит из того, что реэкспортирован может быть тот товар, который еще недекларирован или помещен под длящийся режим: временный ввоз, таможенный склад и т. д.
Новый кодекс закрепил возможность помещать под реэкспорт товары, которые уже выпущены для свободного обращения в России. Это возможно, если установлено, что на день пересечения таможенной границы у таких товаров имелись дефекты либо они не соответствовали условиям сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке и именно по этим причинам возвращаются поставщику (ст. 242 нового ТК РФ). Таможенники разрешат реэкспорт таких товаров, если они:
- не использовались и не ремонтировались в РФ (кроме случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов);
- могут быть идентифицированы таможней;
- вывозятся в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.
При подобном возврате участнику ВЭД возвращаются импортные таможенные платежи.
Уничтожение
Товары, помещаемые под этот режим, уничтожаются под таможенным контролем. Причем способ уничтожения должен быть таким, чтобы не допустить восстановление товара в первоначальное состояние экономически выгодным способом.
В отличие от действующей практики новый кодекс разрешил помещать под режим уничтожения товары, которые безвозвратно утеряны либо повреждены из-за аварии или действия непреодолимой силы. Естественно, что факт подобного форс-мажора должен быть документально и достоверно подтвержден.
За данным исключением этот режим остался абсолютно неизменным.
Отказ в пользу государства
Это режим для тех, кто не в состоянии оформить ввезенный товар (например, по причине нехватки денег), но не хочет быть привлечен к административной ответственности. Название режима говорит само за себя - участник ВЭД отказывается от своего имущества и отдает его государству.
По сравнению с действующим новый Таможенный кодекс вносит в режим отказа в пользу государства два важных уточнения.
Первое состоит в том, что отказ может повлечь за собой расходы со стороны государства (что не допускается сейчас). Однако эти расходы должны быть такими, чтобы их можно было возместить из средств, вырученных от реализации отказного имущества (ст. 249 нового ТК РФ).
Вторая оговорка заключается в том, что государство не несет ответственности за правомерность отказа. Если декларант при заявлении этого режима превысил свои полномочия, собственник товара может предъявлять претензии только к декларанту. Государство не обязано ни возвращать товар, ни выплачивать за него компенсацию (ст. 251 нового ТК РФ).
Специальные таможенные режимы
Временный вывоз
Временный вывоз - это вторая "половинка" действующего сейчас таможенного режима временного ввоза (вывоза). Новый Таможенный кодекс внес в него два существенных изменения. В результате этот режим приобрел ярко выраженный льготный характер.
Во-первых, временный вывоз стал полностью беспошлинным. Ко всем товарам, временно вывозимым за пределы России, применяется полное условное освобождение от вывозных таможенных пошлин. Никакого частичного освобождения и никаких периодических платежей. Конечно же, если товары не будут вовремя возвращены в Россию, вывозные пошлины будут взысканы вместе с пенями за просрочку их уплаты.
Во-вторых, временный вывоз стал бессрочным. Точнее, предельные сроки временного вывоза будут ограничены потребностями самого участника ВЭД. Правда, за Правительством РФ оставлено право ограничивать сроки временного вывоза отдельных товаров. Но это можно будет сделать только в том случае, если по законодательству РФ конкретные товары должны быть обязательно возвращены в Россию. Например, предельные сроки временного вывоза наверняка будут установлены для отечественных культурных ценностей.
Беспошлинная торговля
Сейчас в этом режиме работают магазины "dute free". В таких магазинах лицам, покидающим Россию, продаются импортные товары без таможенных платежей. Разрешается лишь розничная торговля и только отдельным гражданам.
Новый кодекс закрепил возможность помещать под режим беспошлинной торговли российские товары. Суть этого действия разъясняется в пункте 3 статьи 258 нового Таможенного кодекса, где сказано, что при помещении российских товаров подрежим беспошлинной торговли производится освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов. То есть к таким российским товарам фактически применяется "экспортное" налогообложение.
Беспошлинная торговля станет безлицензионной. Чтобы открыть магазин беспошлинной торговли, участнику ВЭД не нужно будет никаких специальных разрешений таможни. Для работы будут нужны только стандартные документы, которые требуются для открытия любой торговой точки. Предварительно владелец должен будет просто уведомить таможенников о том, что в том или ином месте он планирует открыть магазин беспошлинной торговли. Единственное, на что могут повлиять таможенники, - это обустройство магазина. Помещения магазина должны быть устроены так, чтобы исключать продажу товаров где-либо, помимо торговых залов, и не допускать, чтобы проданные товары остались в России.
В остальном режим не изменился.
Перемещение припасов
Перемещение припасов - это единственный из так называемых "правительственных" режимов, попавших в новый кодекс.
Сейчас он установлен Положением о таможенном режиме перемещения припасов*.
Суть режима состоит в безналоговом перемещении через таможенную границу РФ товаров, которые нужны для нормальной работы транспортных средств, совершающих международные грузовые или грузопассажирские перевозки. К припасам относят, например, топливо, горюче-смазочные материалы, которые перемещаются вместе с автомобилем, запас продуктов в вагонах-ресторанах поездов международного следования.
Режим перемещения припасов по существу не изменился. Подкорректированы некоторые формулировки, но в основном все осталось по-прежнему.
Иные специальные режимы
Статьей 268 нового Таможенного кодекса определены пять категорий товаров, в отношении которых устанавливаются иные специальные режимы.
Эти товары всегда входили в группу льготных. Их можно будет ввозить с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов. Также в отношении этих товаров не будут действовать запреты и ограничения экономического характера. Например, если ввоз какого-либо товара в Россию по закону квотируется, то можно будет не соблюдать квоту.
Специальные таможенные процедуры
Подраздел 3 нового Таможенного кодекса содержит "специальные таможенные процедуры". Сейчас они называются особенностями перемещения товаров. Специальные таможенные процедуры предусмотрены:
1) для перемещения транспортных средств;
2) для перемещения товаров физическими лицами;
3) для перемещения товаров в международных почтовых отправлениях;
4) для перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц;
5) для перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
Действующий кодекс не оговаривает специфику трех последних процедур. Однако назвать их абсолютно новыми тоже нельзя. Каждая из них сейчас регламентируется постановлениями Правительства РФ, приказами, инструкциями и письмами ГГК России.
Каких-либо особенных изменений в специальные таможенные процедуры новый Таможенный кодекс не вводит. Просто кое-где они прописаны более подробно. Закреплены законом некоторые моменты, которые выработаны практикой. Рассмотрим их немного подробнее.
Перемещение транспортных средств
Эта специальная процедура касается тех транспортных средств (далее - ТС), которые задействованы в международных грузовых или грузопассажирских перевозках. То есть правила этой процедуры распространяются на те ТС, которые служат средством доставки товаров. Ввоз их в Россию не является самоцелью.
Такие ТС перемещаются в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза (ст. 270 нового ТК РФ). Это очень важно для того, чтобы понять их статус: кто и что с ними может делать, в течение каких сроков они должны быть перемещены обратно и т. п.
Сейчас все ТС, которые используются для перевозки товаров или пассажиров через границу РФ, ввозятся и вывозятся бесплатно. Новый кодекс ввел некоторые ограничения на эти операции. Чтобы временный ввоз транспортного средства не облагался таможенными платежами, оно должно:
1) быть зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;
2) ввозиться на таможенную территорию РФ и использоваться иностранным лицом (кроме случаев, когда транспорт используется российским лицом по доверенности от иностранца);
3) не использоваться на таможенной территории РФ во внутренних перевозках;
4) после ввоза на таможенную территорию РФ не передаваться в аренду (в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза ТС.
Если эти условия не соблюдаются и при этом нет специально принятых решений Правительства РФ, то ТС будет частично освобождено от таможенных платежей. То есть за него будут уплачиваться периодические таможенные платежи, как и за любой другой товар, помещенный под режим временного ввоза.
Придуман и новый документ, по которому будут оформляться временно ввозимые или временно вывозимые ТС. Этот таможенный документ будет называться соответственно въездной или выездной декларацией (ст. 279 нового ТК РФ). По умолчанию в качестве такой декларации принимаются стандартные документы перевозчика (путевой лист, товарная накладная и т. д.). Однако если перевозочные документы содержат недостаточно информации, таможенники могут обязать перевозчика заполнить специальный документ (его форму должен разработать ГГК России).
Перемещение товаров физическими лицами
По новому Таможенному кодексу граждане получают право бесплатного ввоза товаров для личного пользования на сумму не более 65 000 рублей. Сейчас бесплатно можно ввозить товары на сумму до 10 000 долларов США.
Важные нововведения касаются временно ввозимых товаров. Во-первых, временный ввоз для иностранных граждан стал полностью бесплатным независимо от сроков пребывания в России. А во-вторых, иностранцам разрешено не вывозить товары (в том числе - ТС) обратно, если они серьезно повреждены в результате форс-мажорных обстоятельств (ст. 283 нового ТК РФ). Сейчас гражданин обязан вывезти за пределы РФ временно находящееся здесь имущество, даже если оно пришло в полную негодность.
Россиянам, напротив, режим временного ввоза автомобилей ужесточат. Граждане России смогут временно ввозить транспортные средства, зарегистрированные на территории других государств, только если совокупные сроки временного ввоза не превышают шести месяцев в течение одного календарного года.
Перемещение товаров в МПО
Международные почтовые отправления (далее - МПО) - это отправленные из-за границы бандероли, посылки и т. п. Эти отправления подлежат таможенному оформлению и контролю, как и все товары, пересекающие таможенную границу РФ.
Новый кодекс сохранил порядок оформления МПО, действующий сейчас. Перемещение товаров в МПО контролируется таможнями, расположенными в местах международного почтового обмена. В настоящее время это означает, что таможенное оформление и контроль МПО осуществляют московские таможенные органы.
Грузовые места с МПО (палеты, мешки) вскрывают только в присутствии сотрудников таможни, которые определяют таможенную стоимость МПО и рассчитывают на них таможенные платежи. Они также оформляют ТПО** и почтовый перевод на сумму таможенных платежей. После этого МПО и пакет прилагаемых к нему документов направляются в адрес объекта почтовой связи по местонахождению получателя, например в Тверь. В уведомлении указывается, в частности, сумма таможенных платежей к уплате.
Местная почта передает это уведомление непосредственно человеку, в чей адрес поступило МПО. Выдача самого МПО не производится до тех пор, пока получатель не оплатит все таможенные платежи.
Таможенная стоимость МПО, а также сумма таможенных платежей определяются на московском Главпочтамте сотрудниками таможни.
Без уплаты таможенных платежей предполагается пересылать МПО, общая стоимость которого не превышает 10 000 рублей (сейчас -до 100 долларов США включительно). Освобождение от таможенных платежей будет предоставляться, если МПО такой стоимости направляется в адрес одного получателя не чаще чем один раз в неделю (ст. 295 нового ТК РФ). В этом случае не подается и таможенная декларация на МПО.
Таможенная стоимость посылки будет складываться из заявленной стоимости при отправлении и стоимости пересылки.
Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
Речь идет о довольно обширной категории иностранных граждан, к числу которых относятся:
- главы дипломатических и консульских представительств иностранных государств в РФ;
- дипломаты и консульские должностные лица;
- административно-технический персонал представительств;
- консульские служащие;
- члены семей перечисленных работников;
- представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций и т. д.
Степень и характер таможенных льгот, предоставляемых перечисленным лицам, зависят как от статуса самих льготников, так и от характера перемещаемых ими товаров. Льготы представляют собой:
а) освобождение от таможенных платежей;
б) упрощенный порядок декларирования товаров (вместо таможенной декларации подается письменное заявление в произвольной форме).
Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач
Эта процедура тоже существенно не изменилась. По-прежнему предполагается:
- временное, неполное и периодическое декларирование;
- неприменение норм об идентификации перемещаемых товаров;
- непредставление товаров для таможенного контроля.
Участникам ВЭД следует обратить внимание на положения статьи 312 нового Таможенного кодекса. В ней оговорены особенности применения ставок таможенных платежей и уплаты таможенных налогов при перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач.
По общему правилу, введенному этой статьей, таможенные пошлины за товары будут уплачиваться за каждый календарный месяц поставки. При этом будет использоваться предоплата: при вывозе - частичная (не менее 50 процентов), а при ввозе - полная. То есть таможенные платежи нужно будет вносить до момента поставки товара, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего поставке.
Когда состоится фактическая поставка, таможенные платежи пересчитываются исходя из ставок, действующих на 15-е число месяца поставки.
* Утверждено постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 N 524.
** ТПО - таможенный приходный ордер - документ, являющийся основанием и подтверждением уплаты таможенных платежей.
Юрист Е.Н. Соболевский, 14, стр. 105-112, Нормативные акты для бухгалтера
24/07/2003