Таможня посылает SOS
С 1 января в России вступает в силу новый Таможенный кодекс. Это будет закон прямого действия, который существенно ограничит правительство и ГТК в вопросах таможенного администрирования. Однако в нашем регионе могут возникнуть серьезные проблемы с реализацией этого основополагающего документа. Глава ярославской таможни генерал-майор Владимир Сидоров на заседании Экономического совета области раскрыл руководителям ярославских предприятий болячки современной системы таможенных органов.
Новый Таможенный кодекс, по мысли его создателей, в отличие от действующего должен стимулировать внешнеэкономическую деятельность, а не создавать препятствия на пути бизнеса. В частности, действующие сейчас высокие таможенные тарифы вызывают увеличение "серого" импорта, а сложность оформления таможенных деклараций приводит к тому, что импортеры и экспортеры несут огромные убытки из-за очередей на таможне. По мнению бывшего главы ГТК Валерия Драганова, действующая система таможенного администрирования порождает нелегальный оборот, который, по разным оценкам, составляет от 7 до 10 млрд. долларов в год.
Новый Таможенный кодекс должен упростить многие процедуры и в итоге сократить время оформления грузов. Например, срок оформления таможенной декларации сократится с 10 до 2-3 дней. Вводятся новые, упрощенные формы декларирования грузов - периодическая (для регулярной перевозки одних и тех же грузов), неполная (декларант сможет предоставлять неполную информацию в декларации при условии представления оставшихся данных в течение 45 дней с момента фактического выпуска товара).
Существенным облегчением для импортеров может стать предварительное декларирование - оформление всей документации еще до ввоза товара и его доставки. Кроме того, если до сих пор таможенную декларацию не принимают до внесения таможенных платежей, то с вступлением в силу нового кодекса их надо будет вносить на этапе отпуска товара. Это также плюс для бизнеса, которому не придется выводить из оборота значительные средства.
- Многие сталкивались с ситуацией, когда станки, оборудование, промышленные линии еще проходят таможенное оформление, а их уже ждут иностранные специалисты для монтажа и пуско-наладки. Поэтому приходилось идти на нарушения и разрешать начало монтажа оборудования до завершения его таможенного оформления. Сегодня эта практика узаконена, - заявил Владимир Сидоров ярославским промышленникам.
Новый кодекс вновь вводит так называемый внутренний таможенный транзит. Теперь таможенные органы будут обязаны завершить процедуру внутреннего таможенного транзита в течение суток с момента прибытия и регистрации транспорта перевозчика. Это особенно важно для нашего региона, потому что 70 процентов всех автомобильных международных перевозок в области выполняют иностранные перевозчики, и за их простой из-за задержек в оформлении расплачиваются наши бизнесмены.
Все это, безусловно, бальзам на душу нашим компаниям и предприятиям, активно работающим с заграницей. Однако гладко было на бумаге, да забыли про овраги. А они, по словам Владимира Сидорова, еще как глубоки. Ярославская таможня без соответствующей материально-технической поддержки после 1 января 2004 года может не справиться с реализацией нового Таможенного кодекса.
- У нас в области насчитывается около двухсот крупных участников внешнеэкономической деятельности. Общая штатная численность ярославской таможни - 350 человек, из которых далеко не все оформляют декларации. Таможенная инфраструктура в области сегодня развита очень слабо. Имеющиеся площади складов временного хранения не обеспечивают быструю и качественную обработку экспортно-импортных грузов. У нас нет ни одного таможенного перевозчика, нет ни одного склада временного хранения открытого типа с железнодорожными подъездными путями. Если мы не усилим материально-техническую базу и не примем определенных мер, то 1 января сложится такая ситуация: вы будете приходить в таможенные органы и требовать обеспечения своих прав, а мы будем отвечать - не имеем возможности, - сказал Владимир Сидоров.
Без материальных вложений предприятий и поддержки администрации области в регионе может не заработать предусмотренная новым кодексом система электронного декларирования. А она позволяет сократить время оформления таможенной декларации до 20 минут. Этой схемой смогут пользоваться импортеры, которые не были замечены в нарушении таможенного законодательства.
Таможня предложила одному из крупнейших экспортеров - ОАО "Техуглерод" провести на Новоярославский таможенный пост канал цифровой электронной связи для последующей организации системы электронного декларирования. Завод охотно согласился - это стоит 7 тысяч долларов, на предприятии начальнику ярославской таможни сказали, что они в итоге больше денег сэкономят на бумаге. Экономический совет решил активно подключиться к этому эксперименту.
Директора предприятий интересовались: можно ли уже сейчас ускорить процедуру таможенного оформления грузов? Предлагались различные рецепты:
- Выдайте нашим специалистам пропуска в таможню, по одному человеку с предприятия. Это снимет много вопросов и неясностей, наши работники и таможенники будут находиться в тесном контакте. Может быть, мы могли бы сброситься и поставить еще 3-4 человек дополнительно там, где принимают декларации? - вопрошал генеральный директор ОАО "Холодмаш" Сергей Конуркин.
- Мы постоянные экспортеры - ежемесячно отправляем за границу шин на 3 млн. долларов. Давайте хоть в субботу и воскресенье организуем работу. Продлить рабочий день можно на два часа? - интересовался гендиректор ОАО "ЯШЗ" Александр Андреев.
- Я не зря назвал цифру наших сотрудников - их не хватает. Чтобы продлить на два часа рабочий день, нужно получить согласие работника таможни. Нужно эту переработку оплатить, но у нас нет средств, - отвечал главный ярославский таможенник.
- Как оплатить, скажите? Мы готовы, - откровенно признался топ-менеджер ЯШЗ.
Председатель Экономического совета Евгений Заяшников предложил областному бюджету поучаствовать в софинансировании ярославской таможни.
Члены совета решили создать рабочую группу вместе с таможней и администрацией области, чтобы определить первоочередные меры по подготовке к введению нового Таможенного кодекса. Речь идет о создании современного таможенного терминала на станции Молот, внедрении системы электронного декларирования. Общими усилиями промышленники и власть должны добиться, чтобы 1 января 2004 года не стало часом "Х" для ярославских участников внешнеэкономической деятельности.
Николай КОСТИН.
В 2002 году продолжился рост внешнеэкономической активности предприятий и организаций региона. Значительный рост наблюдался практически по всем показателям внешней торговли. Так, товарооборот в 2002 году составил 1, 28 млрд. долларов США, что на 20 процентов превышает товарооборот 2001 года. Это значение является максимальным с 1993 года.
Участниками внешнеэкономических связей за прошедший год перемещено через таможенную границу более 7 миллионов тонн грузов, что на 1,5 миллиона тонн больше чем в 2001 г. Более чем на 44 процента увеличилась номенклатура ввозимых товаров: с 1700 разных наименований товаров до 2,5 тысячи. Наряду с традиционным импортом сырья и оборудования для предприятий машино- и судостроения, химической, резинотехнической, лакокрасочной, пищевой и легкой промышленности, в прошлом году в больших количествах ввозились и товары широкого потребления - от парфюмерии до вычислительной и бытовой техники.
6, 2 млрд. рублей было перечислено в 2002 году ярославской таможней в доходную часть федерального бюджета, что составило более 1 процента перечислений всей таможенной системы. Годовое задание перевыполнено на 5,82 процента.
По результатам корректировок таможенной стоимости доначислено таможенных платежей на сумму 53,5 млн. рублей. В 2002 году зафиксировано 59 случаев, когда под видом дешевых товаров пытались провезти более дорогие (газонокосилки, фильтры, изделия из пластмассы, обувь). По всем этим фактам были проведены расследования и доначислено 631 тыс. рублей таможенных платежей.
130, Северный край
24/07/2003