Чтобы за державу не было обидно
Помогать надо той лошади, которая везет
КТО БЫ мог подумать еще лет 15-20 назад, что таможня так близко подойдет к волжским берегам, а за последние несколько лет из небольшого Волжского таможенного поста со "служащими она превратится в самостоятельную службу, имеющую 11 постов, 240 километров границы, где сегодня трудится 675 человек. Нынешнему руководителю таможни Ивану Егоровичу Рыбину профессию таможенника тоже пришлось осваивать, как говорится, с нуля. В том, теперь уже далеком, 1991 году, когда в нашей области с введением в строй Волжского трубного завода, завязанного своей продукцией в основном на экспорт, начал создаваться таможенный пост, профессиональных специалистов в этой области государственной службы и в России-то было не много, что уж говорить про регион. Вот и довелось бывшему инженеру-механику п6 образованию, партийному и советскому руководителю по должности (а был до этого Иван Егорович и первым секретарем Кировского райкома партии, и заместителем начальника отдела Волгоградского областного Совета) надеть погоны таможенника и одновременно осваивать азы этой важной и ответственной работы.
- Почему возникла необходимость за эти годы такими ускоренными темпами развивать таможенную службу?
- Когда появился у нас первый таможенный пост, подчиняющийся тогда Мариупольской таможне, никто и представить себе не мог, что в начале девяностых все республики так лихо разбегутся по своим "суверенитетам", а Государственная граница так близко подойдет к берегам Волги. В зоне деятельности вновь созданной Нижне-Волжской таможни тогда находились Волгоградская, Астраханская области и Республика Калмыкия, где были созданы Астраханские и Калмыцкие таможенный посты.
Начинали с нуля. Но у меня был опыт работы в инспекции по качеству экспортной торговли, я знал номенклатуру товаров большинства предприятий, знал и руководителей, так что поначалу особых трудностей не предвидел. Но когда мы перешли на стопроцентное декларирование всех отправляемых и поступающих грузов и в дальнее, и в ближнее зарубежье, конечно, объем внешнеэкономических связей вырос в сотни раз, и работа по оформлению товаров увеличилась соответственно этому росту. Поэтому и количество специалистов, работающих у нас, резко возросло. На 240 километрах границы с Казахстаном сегодня работают 2 таможенных поста - Палласовский и Эльтонский, 4 автомобильных пункта пропуска и 2 железнодорожных.
Кадровые трудности были самые большие, потому что в начале 90-х зарплата у таможенников была просто "смешная" - 115-130 рублей. Поэтому основной контингент поначалу был из отставных военнослужащих. Зарплата и сейчас невысокая, в среднем 3- 3,5 тысячи рублей, хотя требования очень жесткие. Принят новый Таможенный кодекс, появились у нас и другие функции: кроме таможенного оформления, мы стали заниматься оперативно-розыскной .деятельностью, дознанием, то есть получили статус правоохранительной организации. Нужны стали следователи, дознаватели, юристы. К нам перешли некоторые специалисты из органов ФСБ, МВД. Но мы готовим и свои кадры. Более 170 человек учатся в Российской таможенной академии и ее ростовском филиале. Словом, в течение последних десяти лет шло создание таможенной службы Российской Федерации, и если в бывшем СССР таможенников было порядка полутора тысяч, сейчас в нашей системе работает более 70 тысяч человек. За эти годы мы создали свою инфраструктуру, обустроили границы. Практически заканчиваем строительство своего здания в Дзержинском районе. Все затраты - из федеральных средств. Но и мы активно пополняем федеральный бюджет: более 30 процентов всего бюджета государству сегодня дает таможня.
- В развитых странах таможенные платежи составляют в бюджете не более 3-5 процентов. Почему же у нас почти треть?
- Это зависит прежде всего от состояния экономики, налоговой системы. Да, сегодня наша таможенная политика, наверное, слишком жесткая. Но закон есть закон. Причем у нас не как в налоговой инспекции:
хочу заплачу, хочу не заплачу налоги. У нас, если не оплатишь пошлину, товар не получишь. А если тарифы повышают, мы должны выполнять нормативы, даже если и не считаем такое повышение оправданным.
- Как в связи с этим вы отнеслись к показанным по телевидению кадрам, где
протестующие против повышения таможенных пошлин на подержанные иномарки водители разбивают и корежат отечественные автомобили? (Такой сюжет прошел по многим каналам ТВ).
- С пониманием. Я считаю, что, как говорится, помогать нужно той лошади, которая везет. Лоббировать наше отечественное машиностроение нужно, но только если действительно виден зримый результат. Ну нет у нас качественных, хороших отечественных автомобилей! И почему я не могу купить подержанную иномарку, если она меня устраивает и по качеству, и по цене? И я считаю, что повышение пошлин на подержанные автомобили - шаг неверный, это моя позиция как потребителя. Кактаможенник же я должен выполнять решение правительства.
Хотя от подобных решений теряет и государство. Вот за прошлый год мы оформили порядка 5 тысяч автомобилей, соответственно пополнили бюджет на хорошую сумму. Сейчас за полгода через таможню прошло всего около тысячи автомобилей, а со дня вступления правил о новых пошлинах их количество сократится еще более значительно.
- Иван Егорович, Россию считают сырьевым придатком мировой экономики,а вы согласны с такой точкой зрения?
- Наша область - не исключение. В основном мы экспортируем нефть, она составляет до 80 процентов от общего количества продукции, проходящей через нашу таможню. Торговля идет нефтепродуктами, металлом, продукцией нефтехимии. Есть сельхозпродукция, но в основном это зерно. А те 2,5 миллиарда, что мы перечислили в федеральный бюджет за первое полугодие, - это в основном нефтедоллары. Но, с другой стороны,
сегодня за счет добычи и отправки за границу нефти "ЛУКОЙЛ" первоклассно реконструировал наш нефтеперерабатывающий завод, тем самым повысил качество продукции и улучшил экологию.
- А какова, по-вашему, в Волгоградской области доля так называемого "серого" импорта? В масштабах России называют цифру до 25 процентов.
- О доле "серого" импорта сегодня можно говорить только теоретически: официальной статистики на этот счет нет. Если говорить о нашем регионе, то процент "серого" импорта-единичный. Просто у нас требования очень жесткие на этот счет. Заметьте, часто, когда публикуется в газете объявление о продаже, к примеру, иномарки, то особо подчеркивается: "растаможена на Волгоградской таможне". Зачем это уточнение? Да затем, что покупатель прекрасно знает: если растаможена машина в Волгограде, то за ней нет никакого криминала и документация оформлена по всем правилам. Это уже общеизвестный факт.
- Можете вы нас просветить, с какой таможней опасно иметь дело, - с Орловской, Тамбовской или какой другой?
- Ко всему, что сегодня ввозится и вывозится, нужно с предубеждением относиться, если растаможен товар в московском регионе. Почему? Возможно, причина в том, что основной поток импортных товаров идет через Москву. Там созданы более или менее нормальные условия для поступления товаров, есть хорошие терминалы для хранения. Там и народ побогаче, и денег побольше крутится, нежели в нашей области. Ну и, будем говорить откровенно, где больше объемы, там порой и условия для коррупции более благоприятны, для прохождения этого самого "серого" импорта.
- Иван Егорович, а может быть, не так уж выгодно иметь репутацию жесткой, честной таможни, если в других можно найти послабление, туда и таможенные пошлины уходят...
- Четких критериев по поводу того, хорошая таможня или плохая, нет. Наиболее верным показателем я счел бы такой - сколько денег таможня приносит в бюджет. Я уже говорил, что за полгода мы перечислили 2,5 миллиарда в федеральный бюджет, это четвертый показатель по Южному федеральному округу среди таможен. Плюс направили товаров (часть конфискованных, часть отказных)на 220 миллионов.
- Вам по-прежнему ничего из этой суммы не перепадает?
- Нет, не перепадает, мы чисто бюджетная организации,
нам учредили наверху план по зарплате, социальному развитию, техническому перевооружению - его мы и придерживаемся. Другого приработка у нас нет.
- Как тогда вдохновляете своих сотрудников, чтоб работали лучше и качественнее?
- Большинство наших сотрудников считают свою работу саму по себе очень интересной, кроме того зарплату, пусть небольшую (за первое полугодие она составила 3,5 тысячи рублей), платим регулярно. То есть у человека есть какая-то стабильность, возможность роста. Я не могу сказать, что нет у нас злоупотреблений, как и в любой среде, в семье не без урода, но стараемся подбирать хорошие кадры. И такие люди есть, что меня очень радует.
- Наша область имеет, как известно, 240 км самой настоящей границы с другим государством. Как они обустроены в настоящий момент, и что представляет собой таможенный пост?
- Сегодня сказать о стопроцентном обустройстве российско-казахстанской границы(а ее общая протяженность составляет 7,5 тысячи километров) нельзя. Да мы и демаркировать границы не успели. Поэтому говорить о следовой полосе преждевременно. Она только территориально обозначена на карте. Конечно, это создает немалые дополнительные трудности для всех ведомств, которые работают на границе. Что обустроено? Есть пункты пропуска автомобильные и железнодорожные. Но говорить о том, что все и все проходит через эти пункты, достоверно нельзя. Ибо пункты пропуска находятся от границы на расстоянии от 5 до 15 км, да и со стороны Казахстана таможенная инфраструктура малочисленна. Это первое. Второе - сегодня мы на границе уже не одни. Есть два погранотряда. Они своими силами обустроили заставы. Появилась техника. Создана кинологическая служба. То есть на месте не стоим.
Раз нет у нас настоящей демаркированной границы, то и контрабандистом человека, пересекшего ее с товаром, назвать трудно. Провез человек товар мимо таможенного контроля, задержали его, начинаем допрашивать. Он говорит, что заблудился, хотя пересек железнодорожную линию и понимает, что оказался уже в России.
Какие меры можно принять к такому "заблудившемуся"? Чаще всего воспитательные. Если удастся доказать намеренное нарушение - доказываем, а нет - отпускаем с напутствиями.
- Но ведь сегодня еще и сама граница с Казахстаном очень неудобна, железная дорога идет так, что поезд оказывается то на нашей, то на сопредельной территории. Нельзя ли договориться как-то подкорректировать границу?
- Конечно, малоприятно, когда вас через каждые 15-20 километров высаживают и проверяют. Но территориальные проблемы - это не таможни дело, хотя наши предложения на этот счет есть. Есть и интересы России, ведь в тех местах расположено озеро Эльтон - уникальное место. Кто ж позволит даже в целях "выпрямления" границы его отдать? Хотя со временем, наверное, все разрешится.
- Несколько лет назад у завода "Ахтуба" был магазинчик, где продавались прекрасные товары, конфискованные таможенниками. И недорогие, и качественные. Почему закрыли его?
- Абсолютно ответственно могу ответить и однозначно доказать, что никогда такого магазина (или подобных других), который торговал бы конфискованными товарами, не было. Это как раз издержки рыночных отношений и либерализации: под маркой таможни, видимо, торговали, имея чью-то "крышу". И еще могу сказать, что все 13 лет существования таможни мы не конфисковывали товары, которые были бы такими прекрасными, как вы их описываете, такими дешевыми и пользовались бы спросом. Все ж на учете, можете полюбопытствовать. Изъятую продукцию, оборудование и т. д. мы направляем в фонд имущества и сами ничем не торгуем.
- Во всем ли таможенные правила справедливы, прогрессивны, не сдерживают ли они развитие международной торговли?
- А кто это сказал, что нынешнее таможенное законодательство правильное и прогрессивное? Ведь недаром же мы воевали три года за новый текст Таможенного кодекса, который удалось принять только месяц назад. 1 января 2004 года он начнет работать. Сейчас приходится таможенникам руководствоваться таким законодательством, где 3,5 тысячи и даже больше документов и норм. Новый Таможенный кодекс стал максимально простым и либеральным, отвечает на все вопросы. И если сегодня выезжающий за границу человек не знает, что и в каких количествах ему можно провозить на законных основаниях, то в новом кодексе все это расписано подробно. Однако таможня тоже готовится к новым условиям: сегодня товар можно оформлять 10 дней, по новому кодексу - всего три.
- Но облегчит ли кодекс налоговое бремя на внешнеэкономическую деятельность? Это же тормозит е* развитие, а в конечном итоге и экономику в целом. Как вы считаете?
- Если б я имел возможность влиять на налоговую политику, конечно, я бы сократил это бремя в несколько раз. Если бы сегодня таможенные пошлины были соизмеримы с теми затратами, которые несет предприятие при производстве той или иной продукции, или с теми ценами, за которые приобретает товар импортер, никто не стал бы рисковать и использовать "серый" импорт-экспорт или недобросовестного таможенника, чтобы обойти существующие правила. И я нисколько не сомневаюсь: повышенные пошлины на подержанные иномарки как раз приведут к тому, что люди будут опять искать обходные пути.
- Были ли случаи, когда вам лично предлагали энную сумму, чтобы вы закрыли глаза на ту или иную сделку, пропустили какой-то груз?
- А вы думаете, что, работая в такой сфере, я избавлен от подобных предложений? Конечно, звонили и приходили, предлагали деньги. Причем ведь предлагать можно по-разному - и звонить, обольщать, издалека подводить к незаконным действиям, или давить, угрожать.
- Ну и...
- Что "и..."? Если бы я занимался такими делами, разве работал бы столь долго на этом посту? Хотя желающих сегодня что-то пролоббировать предостаточно.
- Как, на ваш взгляд, изменился за эти 13 лет, что работает таможня, нынешний бизнесмен, стал ли он цивилизованней, законопослушней?
- Бизнес бизнесу рознь. Есть промышленные фирмы-гиганты, есть ЗАО, ОАО, есть так называемые челноки, все они занимаются бизнесом. А разница между ними большая. И я сегодня с уважением отношусь к участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются крупными собственниками и соблюдают все законы, в том числе и таможенные. У меня к ним претензий нет, к таким особое доверие. Потому что они работают чаще всего на долгосрочной основе, и даже если возникают какие-то мелкие проблемы типа что-то прислали им, а они не заказывали, либо какой-то документ не дослали - мы это быстро урегулируем. Сложнее с теми, кто норовит урвать сиюминутную выгоду, такие фирмы-однодневки тоже есть, но их стало меньше.
- Были ли в последнее время в вашей практике какие-то громкие дела? И что больше всего доставляет вам хлопот?
- Сегодня нет такой сферы, которая бы не была проблемной для любых органов правоохранительной системы, в том числе и для таможни. Вот буквально в прошлом году мы задержали большую партию спирта из Казахстана. Ну откуда спирт в Казахстане?! Его же надо изготовить, а в бескрайних степях прилегающей к нашей области территории Казахстана никаких предприятий просто нет. Задержали мы 40 бочек спирта на Палласовском таможенном посту. Куда дели? Да это только в нашем государстве такое может быть: все цело, стоит без движения на складе.
Были в этом году дела по незаконному возврату НДС за поставку товара за границу. Чтобы получить возврат стоимости, куда идут - в таможню однажды предъявляет одна такая фирма обычную дискету, на которой якобы записан очень ценный информационный "продукт" стоимостью в 800 тысяч долларов, просят документ, чтобы предъявить в налоговую инспекцию для возврата НДС. Мы, конечно, такой "продукт" не выпустили, а на дискете оказалось нечто вроде компьютерных игр. Еще одна в общем-то не на плохом счету фирма предъявила как дорогостоящий экспортный товар элементарные прокладки и несколько десятков крепежных деталей к ним стоимостью... 18 миллионов долларов. Тоже в расчете на нашу "простоту".
Вы спрашивали, что изменилось за эти десять лет? Главное, за эти годы таможня стала практически на 100 процентов прозрачной. Почему? Все законы по таможенному делу печатаются в средствах массовой информации, есть в Интернете, и каждый гражданин может ознакомиться со всей интересующей его информацией. Грамотнее в этом отношении стали и население, и сама таможня. Думаю, что мы заслужили за это время авторитет и уважение, а это - главное. И еще могу пожелать всем субъектам внешнеэкономической деятельности: если не хотите иметь никаких проблем с таможней, портить товары, оборудование и собственные нервы, изучите Таможенный кодекс, правильно оформляйте документы на свой груз и платите пошлину. Это в наших общих интересах!
- Наверное, самый любимый ваш фильм "Белое солнце пустыни" и его, пусть не главный, но такой симпатичный герой - таможенник Верещагин?
- Да, я люблю этот фильм. И этого героя люблю. Если бы каждый из государственных чиновников так чтил свою Родину и так болел за ее интересы! Наверное, каждому из нас на своем месте нужно делать все, чтобы не было обидно за нашу Державу!
Гостя расспрашивали журналисты "ВП".
Записала Татьяна ДАВЫДОВА, 136, стр. 2, Волгоградская правда
31/07/2003