ЧТОБЫ ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО НЕ БЫЛО
Газета продолжает знакомить читателей с наиболее интересными материалами заседания Совета руководителей ТПП в Голицыно. Предлагаем вашему вниманию выступление статс-секретаря -заместителя председателя ГТК России Юрия АЗАРОВА
В результате длительной, продолжительностью свыше четырех лет, работы принят новый Таможенный кодекс РФ, который вступает в силу с 1 января 2004 года. Он вносит значительные коррективы в оранизацию и процедуры таможенного дела, по-новому формулирует права и обязанности участников внешнеторговой деятельности и перевозчиков, правительства и таможенных органов
Мы тщательно учли опыт реализации Таможенного кодекса, принятого в 1993 году, все его положительные стороны и многочисленные недостатки, а также практику организации таможенного дела в других государствах мира, в том числе в Финляндии. Проект кодекса прошел тщательную экспертизу со стороны российского и международного бизнеса. Всемирной торговой и таможенной организаций. Неоценимую помощь в подготовке нового российского таможенного законодательства, отвечающего международным стандартам, оказала ТПП РФ.
Стабильность и предсказуемость правил
Таможенный кодекс в новой редакции позволит значительно изменить правовую основу деятельности таможенных органов в связи с установлением в самом законе норм прямого действия.
Он содержит перечень сведений и документов, которые необходимо предъявить таможне при прибытии транспортного средства с товаром на пограничный пункт пропуска. Мы пошли на то, чтобы напрямую перенести в кодекс положения международных конвенций, регулирующих международный таможенный транзит, с тем, чтобы таможенник требовал с перевозчика лишь те документы и сведения, которые прямо указаны в законе. ГТК России дано право лишь сокращать этот перечень в зависимости от особенностей транспорта и товара.
По новому кодексу Таможенный комитет ограничен в праве издания подзаконных нормативных актов. Такие правовые акты будут в основном устанавливать форму таможенных документов (например, таможенной декларации, удостоверения временного ввоза и других), а также перечень содержавшихся в них сведений, но не больше тех, что перечислены в законе.
Новый кодекс потребует серьезной перестройки таможенного администрирования, ибо нормы прямого действия предусматривают их исполнение непосредственно на таможне, без многочисленных согласований с вышестоящими инстанциями. Срок передачи товаров импортерам сокращается с десяти до одного-трех дней, что приведет к снижению издержек участников внешнеторговой деятельности, сокращению простоев транспортных средств и ускорению товарооборота.
Будем "выпускать товар с колес"
Может возникнуть вполне резонный вопрос, какие механизмы заложены в законе для завершения таможенного оформления и контроля в установленные сроки. Предусмотрена возможность выпуска товаров до завершения таможенного оформления. Введена упрощенная форма декларирования для законопослушных участников внешнеторговой деятельности. Установлена возможность завершения процедуры таможенного оформления и контроля в течение 45 дней с момента подачи неполной декларации в связи с отсутствием полного набора сведений (сегодня, как известно, при отсутствии полного набора сведений декларация не принимается).
Существенным облегчением для импортеров станет предварительное декларирование, когда все процедуры документального оформления можно пройти за 15 дней до ввоза товаров или до завершения доставки. Это позволит таможне выпускать товар "с колес", если содержимое груза соответствует тому, что записано в декларации.
Таможенный кодекс расширяет круг лиц, которые могут самостоятельно заявлять отдельные режимы и процедуры. Например, в вопросах перевозки товаров такое право предоставляется российским экспедиторам, что позволит оптимизировать логистические схемы и избежать вынужденных расходов на оплату услуг таможенных брокеров.
Особо следует отметить, что Таможенный кодекс четко прописал положения, связанные с перемещением транспортных средств в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин.
Подробно прописаны случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин в случае ремонта транспортного средства, ввозимых с ним спецоборудования, запасных частей и оборудования, в том числе временно ввозимых для ремонта ТС. Важным является положение кодекса о том, что при таможенном оформлении ТС принимаются в качестве въездной и выездной декларации стандартные документы перевозчика, если в них содержатся все необходимые сведения о ТС, цели ввоза (вывоза), маршруте, грузе, припасах, экипаже, пассажирах и другие.
Всемирный банк дает 140 миллионов долларов
Кодексом введен новый таможенный режим "перемещения припасов", предусматривающий перемещение товаров, предназначенных для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, включая топливо и горюче-смазочные материалы, для потребления членами экипажа и пассажирами и продажи им. Предполагается снижение размеров сборов за таможенное оформление, а также отмена сборов, связанных с выдачей лицензий и разрешений.
Несомненную выгоду для участников ВЭД принесет установление новых сроков уплаты таможенных платежей. Вместо требования уплаты в момент подачи декларации, как это предусмотрено действующим кодексом, установлено, что она будет требоваться непосредственно при выпуске товаров, а в некоторых случаях - и после выпуска при представлении необходимых гарантий. Установлен налогооблагаемый минимум для товаров с низкой стоимостью. Это позволит выпускать такие товары максимально быстро, что особенно актуально для экспресс-перевозчиков.
Предусматривается широкое использование информационных технологий для передачи таможенным органам необходимых сведений электронным способом. Для развития информационных систем российской таможни Всемирный банк выделил кредит на сумму более 140 миллионов долларов США.
Введена система управления рисками, что позволит сосредоточить внимание лишь на тех товарах, по которым имеют место наиболее частые нарушения таможенных правил. Предельно ограничены условия, при наличии которых принимается решение о таможенном сопровождении (ст. 82), а Налоговый кодекс установит твердые ставки взимания сборов за таможенное сопровождение.
Крепить деловое сотрудничество
Права участников внешнеторговой деятельности защищены возможностью обжаловать действия (бездействие) таможенных органов в суд или в вышестоящий таможенный орган. Все решения таможенных органон должны быть мотивированы в письменном виде, кроме случаев, когда сам закон позволяет давать устный ответ.
Установлены жесткие сроки совершения таможенных процедур и совершения действий со стороны таможенных органов и их должностных лиц.
Есть все основания считать, что новый Таможенный кодекс России, в силу своей высокой сопряженности с Киотской конвенцией и Еврокодексом, позволит снять имеющиеся сложности и проблемы в таможенном оформлении и контроле на пунктах пропуска и во внутренних таможнях, ускорить перемещение товаров и транспортных средств, усилить взаимодействие с таможенными службами сопредельных государств.
Новое таможенное законодательство позволит значительно укрепить деловое сотрудничество с торгово-промышленными палатами России на основе соглашения между ГТК России и ТПП Российской Федерации.
Мы готовы активно сотрудничать с представителями не только российских, но и иностранных деловых кругов, сориентированных в своем бизнесе на Россию. Кстати сказать, в кодексе заложена возможность инвестировать в российскую экономику товары, являющиеся собственностью иностранных лиц, которые входят в структуру основных фондов (это, как правило, технологическое оборудование) путем заявления их в режиме временного ввоза на 34 месяца, с выплатой за этот срок таможенных платежей и последующим выпуском в свободное обращение. Это фактически беспроцентное кредитование иностранных инвесторов, прежде всего лизингодателей.
Выступление Юрия Азарова вызвало большой интерес. В связи с этим мы публикуем некоторые из заданных ему вопросов и ответов.
Вопрос. Будет ли облегчено прохождение таможни для товаров, которые предназначены для экспонирования на выставках?
Ответ. Да, это предусмотрено и прописано в новом ГТК. Вообще, будут упрощены все таможенные процедуры на границе.
Вопрос. Развитие туризма сдерживается тяжелыми и длительными таможенными процедурами. Особенно это характерно для северо-западного региона России. Туристы зачастую жалуются, что быстро пересечь границу можно, только заплатив дополнительные деньги каким-то непонятным структурам. Что делается в этом направлении?
Ответ. В новом ГТК заложены принципы "зеленого" и "красного" коридоров, регламентирован по времени срок пребывания на таможне для физических лиц. Кроме того, физическому лицу, которое купило товар в России и вывозит его за рубеж, возвращается НДС. Более того, таможня отныне будет рублем отвечать за все неправомерные действия, за ущерб, нанесенный участникам внешнеторговой деятельности. В соответствии с новым ГТК казна и государство отвечают за неправомерные действия работников таможни.
Вопрос. Предусматривается ли осуществление совместного досмотра, который, как известно, почти в два раза сокращает время прохождения таможни? Или же мы не заинтересованы в дополнительном контроле со стороны зарубежных партнеров за процедурой таможенного оформления нашими службами? Это - принципиальный вопрос.
Ответ. У нас предусмотрен обмен информацией с коллегами таможенниками относительно прохождения грузов, ведется работа и в указанном направлении. Новый Таможенный кодекс предельно приближен к правилам ЕЭС, поэтому он позволяет осуществлять такую процедуру.
Вопрос. Будет ли рекомендовано территориальным таможням в развитие договора ТПП РФ с ГТК развивать сотрудничество с территориальными таможнями?
Ответ. Думаю, здесь не нужно никаких дополнительных рекомендаций, надо просто садиться за стол переговоров и заключать рабочие соглашения о совместной деятельности. Делать это надо обязательно, особенно в связи с появлением нового кодекса.
Юрий АЗАРОВ, 15-16, стр. 11, Торгово - промышленные ведомости
05/08/2003