Новый Таможенный кодекс: новые правила
Комментарии к официальным документам
Новый Таможенный кодекс РФ вступит в силу с 1 января 2004 г. (ст. 437 ТК РФ).
Как считают специалисты, целью принятия нового Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ, Кодекс) является приведение таможенного законодательства в соответствие с требованиями Всемирной Торговой Организации, существенное упрощение и ускорение процедуры таможенного оформления товаров, установление стабильных таможенных правил. Предполагается, что новый Кодекс, в отличие от предшественника, будет актом прямого действия и будет содержать минимальное количество отсылочных норм.
По мнению экспертов, в ходе работы над проектом Кодекса учитывались положения международных правовых документов, в том числе Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур и Таможенного кодекса Европейского Сообщества. Проект Кодекса широко обсуждался, в том числе с участием иностранных специалистов.
В настоящей статье не ставится задача проанализировать все положения нового ТК РФ, к тому же подобный анализ был бы неполон без правоприменительной практики, которая появится только после его вступления в силу. Поэтому остановимся на наиболее интересных положениях нового Закона.
Нормативно-правовые акты ГТК России
На сегодняшний день отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, регулируются огромным количеством нормативно-правовых актов ГТК России (приказы, распоряжения и др.). Кроме того, ГТК издал большое количество актов ненормативного характера (письма, телеграммы и др.). Общее число документов ГТК оценивается в две-три тысячи. Такой массив правовых актов не способен усвоить даже специалист. К тому же они постоянно отменялись, изменялись и т.п. Положение осложнялось еще и их противоречивостью.
Объясняется это тем, что действующий Таможенный кодекс РФ содержит множество отсылочных норм, что в итоге и приводит к необходимости регулировать отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, подзаконными нормативно-правовыми актами.
В новом Кодексе сделана попытка уйти от подобной практики.
Во-первых, устанавливаются требования к подзаконным актам ГТК России. Положения правовых актов в области таможенного дела в соответствии со ст. 6 ТК РФ должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Такие акты не должны противоречить законодательству РФ или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ. Причем непосредственно в Кодексе приводится перечень случаев, когда нормативно-правовой акт в области таможенного дела является не соответствующим ТК РФ (п. 3 ст. 6). Это такие случаи, как издание акта органом, не имеющим права издавать подобного рода акты, отмена или ограничение права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочий ТК РФ и т.п.
Во-вторых, Кодекс устанавливает, что государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено ТК РФ, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В-третьих, Кодекс, предъявляя определенные требования к ясности правовых актов в области таможенного дела, устанавливает и последствия их несоблюдения. Согласно п. 5 ст. 6 ТК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.
Включение подобных норм в Кодекс позволяет надеяться, что после его вступления в силу таможенное законодательство станет более систематизированным, понятным и не столь обширным, как сегодня.
Вместе с тем идея ограничения правотворчества ГТК проводится в нормах Кодекса не всегда последовательно. Например, п. 1 ст. 5 ТК РФ гласит: "В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела".
С одной стороны, сказано, что ГТК издает правовые акты в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства.
Однако здесь же говорится, что полномочия ГТК могут устанавливаться и "иными правовыми актами", перечня которых нет и не может быть.
На наш взгляд, за ГТК России должны оставаться разработка технологии таможенного контроля в рамках того, что предписал Кодекс, утверждение форм документов (деклараций и др.) и их внутреннего содержания, разъяснение таможенного законодательства, не изменяющее и не дополняющее ТК РФ.
Полномочия таможенных органов
Одновременно с мерами, направленными на упрощение и ускорение таможенных процедур, ограничение правотворческого произвола ГТК, Кодекс расширяет полномочия таможенных органов в области таможенного контроля.
В частности. Кодекс вводит новую форму таможенного контроля - таможенная ревизия (ст. 376). Под таможенной ревизией понимается проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении. В порядке таможенной ревизии таможенные органы вправе знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с любой другой производственной, коммерческой, банковской информацией декларантов и иных лиц, осматривать помещения, проводить инвентаризацию товаров, изымать их и накладывать на них арест.
Кодекс сохраняет фискальные и контрольно-надзирательные функции таможенной службы, в том числе валютный контроль.
Кроме того, таможенные органы выполняют правоохранительные функции (оперативно-розыскная деятельность, проведение следственных мероприятий и дознания) в силу КоАП РФ и по ряду составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.
Таможенные процедуры
Кодексом предусматривается, что таможенный орган обязан выпустить в свободное обращение товар не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам (п. 1 ст. 152 ТК РФ). Сейчас таможенное законодательство устанавливает для этой процедуры срок 10 дней.
При этом в целях выпуска для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию РФ товаров таможенные органы не вправе требовать подтверждение поступления сумм таможенных.пошлин и налогов на счета таможенных органов (п. 2 ст. 149 ТК РФ). Это не значит, что указанные суммы уплачивать не обязательно, однако освобождение импортеров от обязанности подтвердить поступление налогов на счета таможенных органов значительно ускоряет процедуру таможенного оформления.
Ускорению таможенного оформления может способствовать и широкое внедрение информационных технологий. Электронная форма декларирования допускается и действующим Таможенным кодексом РФ (ст. 169), однако в новом Кодексе нормы о представлении документов в электронном виде представлены более широко (п. 8 ст. 63, п. 3 ст. 72, п. 7 ст. 81, п. 4 ст. 102, п. 1 ст. 124 и другие). Кроме того, информационным технологиям в таможенном деле посвящена отдельная глава Кодекса.
В Кодексе устанавливается, что таможенный орган вправе требовать только те документы и сведения, которые необходимы для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим и соблюдения действия этого режима (п. 1 ст. 63 ТК РФ).
Сейчас таможенные органы могут задерживать на таможне любой товар, требуя от экспортера или импортера документы, подтверждающие его происхождение или стоимость. Перечень документов, обязательных для предъявления на таможне, в действующем ТК РФ не предусмотрен. Таможня может запросить все, начиная от устава компании - участника внешнеэкономической деятельности и заканчивая справкой о действующих международных торговых соглашениях.
Нет четкого перечня документов и сведений и в новом Кодексе. Он устанавливает лишь примерный перечень документов, необходимых для совершения таможенных процедур, например при декларировании товаров (ст. 131 ТК РФ).
Новым является то, что ГТК будет обязан официально опубликовывать перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления. Изменения перечней вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования, за исключением случаев, когда закон, во исполнение которого вносится изменение, установил иной срок или изменение устанавливает льготный порядок.
Новый Кодекс предусматривает специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, которые устанавливаются ГТК России для следующих лиц:
а) не имеющих на день обращения в таможенный орган о применении специальных упрощенных процедур неисполненных постановлений по фактам административных правонарушений в области таможенного дела;
б) ведущих систему учета своей коммерческой документации в порядке, определяемом ГТК;
в) осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет (ст. 68 ТК РФ).
Специальные упрощенные процедуры устанавливаются для импортеров. Кодекс прямо указывает лишь на три специальные упрощенные процедуры:
- подача периодической таможенной декларации (ст. 136);
- выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров (ст. 150);
- проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах.
Как следует из ст. 68 ТК РФ, это лишь примерный перечень специальных упрощенных процедур.
Новеллой является предварительное декларирование иностранных товаров (ст. 130 ТК РФ). Это право, а не обязанность декларанта. Уплатив суммы таможенных пошлин и сборов, лицо вправе подать таможенную декларацию до прибытия иностранного товара на территорию РФ. При этом иностранный товар должен быть предъявлен таможенному органу в течение 15 дней со дня принятия декларации таможенным органом. Если этого не происходит, декларация считается неподанной.
Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу (ст. 125 ТК РФ).
Определенные таможенные органы ГТК может установить только для декларирования отдельных видов товаров в ограниченных случаях, указанных в ст. 125 ТК РФ.
В случае подачи таможенной декларации по товарам, для которых установлены специальные таможенные органы для декларирования, в иной таможенный орган таможенная декларация в день ее подачи пересылается таможенным органом, в который она подана, в надлежащий таможенный орган. Срок принятия таможенной декларации в этом случае продлевается на время, необходимое для ее пересылки, но не более чем на два рабочих дня.В данной статье была представлена лишь краткая информация о некоторых нововведениях в области таможенного дела в связи с принятием нового Таможенного кодекса РФ. В дальнейших номерах журнала мы продолжим знакомить читателей с содержанием этого нормативного акта.
***
Формально акты ГТК России не отменены и после вступления в силу Таможенного кодекса будут продолжать действовать в части, ему не противоречащей. Работа по "очистке" своего "творчества" в ГТК только начата.
***
Актами таможенного законодательства являются ТК РФ и федеральные законы (п. 2 cm. 3 ТК РФ).
***
По всей видимости, таможенные органы будут формировать некие "белые" списки участников ВЭД для целей упрощения процедуры таможенного оформления.
***
Возникает вопрос о практической применимости данной нормы, учитывая время, которое необходимо для того, чтобы декларация "добралась" от одной таможни до другой. Неясно также, за чей счет будет осуществляться пересылка и что должен будет делать декларант в том случае, если за время пересылки изменится курс валюты, с учетом которого декларация была первоначально заполнена.
А. Кузнецов, АКДИ "Экономика и жизнь", 2, стр. 94-99, Новая бухгалтерия
06/08/2003