Нормативные акты ГТК будут отменены или пересмотрены
Корреспондент Гк А.В. Хорошавкина и редакция сервера www.consultant. ru:
Юрий Федорович, какие новеллы нового Таможенного кодекса являются, с Вашей точки зрения, главными?
Новый Таможенный кодекс сделал принципиальный поворот от администрирования как преимущественного метода работы в таможенной сфере к большему учету интересов участников внешнеторговой деятельности, к либерализации таможенного регулирования. Безусловно, это не значит, что теперь станет возможно везти товар "какой хочу и как хочу". Но теперь, во-первых, участники внешнеторговой деятельности смогут пользоваться Кодексом напрямую, исходя из норм прямого действия, и, во-вторых, Кодекс содержит целый ряд новых подходов в реализации участниками ВЭД своих прав. Это прежде всего заявительный характер ряда таможенных процедур. Да и в тех случаях, когда применяется разрешительный характер, он значительно упрощен по многим процедурам.
Чем вызвано такое разительное изменение самой структуры Таможенного кодекса?
На это повлияло несколько причин. Во-первых, это связано со значительными изменениями в законодательстве Российской Федерации об административной ответственности. В КоАП РФ введена гл. 16, устанавливающая ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела. В этой связи ранее содержавшиеся в Таможенном кодексе 1993 г. положения об ответственности за нарушения таможенных правил, о порядке производства по делам и рассмотрения дел о нарушении таможенных правил не вошли в новую редакцию Таможенного кодекса. Также в ней отсутствуют нормы об уголовной ответственности.
С учетом пожеланий участников внешнеэкономической деятельности положения Таможенного кодекса, касающиеся выполнения таможенных формальностей, построены в том порядке, в каком они совершаются на практике. Данный подход направлен на установление ясного порядка совершения таможенных процедур. При этом принималась во внимание модель построения положений, регулирующих порядок совершения таможенного оформления, содержащаяся в Таможенном кодексе Европейского сообщества.
Подготовку всех подзаконных актов, необходимых для обеспечения нормальной работы Таможенного кодекса с 1 января 2004 г., планируется завершить к октябрю 2003 г. Какова будет судьба действующих ныне нормативных и иных правовых актов ГТК России?
Дата 1 октября 2003 г. является определяющей для тех нормативных правовых актов ГТК России, в отношении которых Таможенным кодексом установлен специальный порядок вступления в силу - по истечении 90 дней со дня их официального опубликования (касающихся определения перечней документов и сведений, необходимых для таможенных целей, и ограничения мест декларирования). Остальные нормативные правовые акты, которые необходимы уже к 1 января 2004 г. в целях реализации положений Таможенного кодекса, будут разрабатываться в соответствии с планом Правительства РФ и ГТК России до конца 2003 г. Помимо актов ГТК необходимо подготовить свыше десяти постановлений Правительства РФ. При этом предполагается дальнейшая работа по приведению актов, регулирующих вопросы в области таможенного дела, в соответствие с Таможенным кодексом Российской Федерации и после вступления его в действие, с тем чтобы обеспечить плавный переход на новые требования таможенного администрирования.
В целом поставлена задача по систематизации правовой базы ГТК России, с тем чтобы разделить все вопросы таможенного регулирования на отдельные направления, по каждому из которых должно быть в основном два акта: нормативный (обязательный для всех лиц) и управленческий (направленный на организацию работы таможенных органов). В результате должна быть создана ясная и понятная структурированная правовая база, позволяющая каждому участнику таможенных правоотношений знать свои права и обязанности, когда, какие и в каком порядке должны быть совершены таможенные операции для соблюдения требований таможенного законодательства.
До окончания работы по проверке правовых актов ГТК России на соответствие их положений нормам новой редакции Таможенного кодекса будет действовать общий принцип права: неприменение норм актов, имеющих меньшую юридическую силу, противоречащих нормам акта, имеющего большую юридическую силу.
Почему было принято решение о том, что переплаченные суммы таможенных платежей размером менее 150 руб. возврату подлежать не будут?
Мы исходили из того, что стоимость процедуры возврата суммы менее 150 руб. будет дороже, чем сама сумма возврата. Кроме того, принимался во внимание параметр минимального предела взыскания таможенной пошлины. Но это касается только юридических лиц. Физическим лицам мы обязаны возвращать любые суммы переплаты.
Как вы считаете, возможна ли будет на практике продажа организациями своего права на применение упрощенной процедуры?
Следует иметь в виду, что ст. 68 новой редакции Таможенного кодекса ставит одним из условий ведение системы учета своей коммерческой документации. Таким образом, при оформлении товаров других юридических лиц с использованием права на упрощенные варианты таможенного оформления организация обязана ставить их на баланс, вести складской учет и так далее.
Задача применения упрощенной процедуры таможенного оформления - ускорить оборот товара. Поэтому таможенные органы могут выпустить товар до завершения таможенного оформления, а для добросовестных участников ВЭД, возможно, и до подачи декларации. Впоследствии по учетным документам фирмы отслеживается, что это за товар, завершается таможенное оформление и предъявляется к уплате окончательная сумма платежа. Поэтому, естественно, мы будем работать строго с конкретной компанией и по ее собственным товарам.
Сколько времени будет проходить таможенное оформление, если не будет хватать сведений в четко прописанных в Таможенном кодексе документах с учетом того, что право определять количество сведений в этих документах таможня оставила за собой? Не послужит ли это причиной того, что оформление может затянуться до бесконечности вместо максимальных трех дней?
Общий принцип Таможенного кодекса в отношении документов и сведений, представляемых на разных этапах таможенного оформления, заключается в том, что в Кодексе определен исчерпывающий перечень сведений, в рамках которого ГТК России вправе администрировать. Исчерпывающий перечень конкретных документов определен для их представления в месте прибытия товаров на таможенную территорию на основе международных договоров, участницей которых является Российская Федерация, согласно которым иные документы требоваться не могут. В отношении иных этапов таможенного оформления установлено единое правило, что требоваться могут только те документы, которые подтверждают заявленные сведения. В отношении декларирования это условие установлено ст. 131, которая содержит закрытый перечень таких документов, имеющих общие характеристики.
Относительно требований таможенного органа о представлении дополнительных документов необходимо отметить следующее. Если при декларировании не были представлены необходимые документы, то таможенный орган обязан не позднее дня, следующего за днем подачи декларации, сообщить декларанту конкретные причины отказа в принятии таможенной декларации (ст. 132). При этом факт подачи таможенной декларации по запросу заинтересованного лица должен быть письменно подтвержден таможенным органом, что предоставляет декларанту реальные юридические инструменты для обжалования действий таможенного органа, в том числе в судебном порядке. В случае же принятия таможенной декларации запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не могут препятствовать выпуску товаров (ст. 367).
Такая конструкция предусматривает строго определенные временные рамки проверки таможенной декларации и не позволит таможенным органам беспричинно и необоснованно задерживать выпуск товаров, что чревато для них последствиями, в том числе и за нанесение материального вреда (ст. 413).
Таможенный кодекс - документ прямого действия. Придя после новогодних праздников в таможню, не услышит ли декларант от таможенных инспекторов такую фразу: "Мы не знаем, как применять данную статью Таможенного кодекса, обращайтесь в ГТК России"?
Нельзя исключить такой вариант. В части принятия необходимых для реализации Таможенного кодекса нормативных правовых актов ГТК России уже ведется соответствующая работа, но не менее важной является задача переориентации должностных лиц таможенных органов на работу в новых условиях ограниченного администрирования и более высокой степени защищенности прав участников внешнеэкономической деятельности. В этом плане ГТК России проводит организационную работу, включающую в том числе обучение должностных лиц таможенных органов, их переаттестацию на предмет профессиональной пригодности.
Согласно п. 3 ст. 25 нового ТК РФ информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультаций, не является основанием для принятия решений или совершения действий (бездействия) таможенными органами при осуществлении таможенных операций в отношении товаров и (или) транспортных средств. Как, по-Вашему, на самом деле должен поступить таможенный орган в описанной ситуации?
Очевидно, подразумевается, что, если в процессе консультирования таможенные органы получат информацию негативного характера, не повлечет ли это соответствующих действий в отношении участника внешнеторговой деятельности? Дело в том, что нельзя сравнивать информацию, предоставленную при консультировании, с информацией, которую участник ВЭД обязан предоставить таможенному органу при совершении таможенных процедур, поскольку лишь во втором случае информация имеет юридическое значение.
От чьего имени- декларанта или таможенного брокера - должна по новому ТК РФ заполняться ГТД и кто является субъектом ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ?
Декларация будет заполняться от имени декларанта. В том случае, когда таможенное оформление осуществляет таможенный брокер, он также выступает от имени декларанта. Нужно оговориться, что планируется пересмотр гл. 16 КоАП РФ. Теперь, если таможенный брокер внесет неверные сведения, представленные ему декларантом, о чем он не знал и не мог знать, он не будет привлекаться к ответственности, поскольку его субъективной вины в правонарушении нет. Ответственность будет нести декларант.
Смогут ли юридические лица и индивидуальные предприниматели декларировать товары и транспортные средства от имени и по поручению декларантов на основании доверенностей или договоров гражданско-правового характера (например, договоров поручения), если они не будут включены в специальный реестр ГГК России, или же включение в реестр будет являться необходимым условием для осуществления описанной выше деятельности?
Данный вопрос связан с изменением правового статуса деятельности, осуществляемой таможенным брокером. В отличие от прежнего регулирования, когда таможенный брокер выступал в таможенных правоотношениях от своего имени, в соответствии со ст. 139 Таможенного кодекса РФ таможенный брокер совершает таможенные операции от имени клиента. Тем самым в вид деятельности, на который требуется получение специального разрешения, включена деятельность лиц, которые в настоящее время предлагают свои услуги по заполнению таможенной декларации и иных документов, необходимых для таможенного оформления, "за печатью клиента". Соответственно, продолжение такими лицами своей деятельности после 1 января 2004 г. без получения свидетельства о включении в реестр таможенных брокеров будет квалифицироваться как правонарушение, влекущее установленную законом ответственность.
Какой таможенный орган будет принимать решение о включении того или иного лица в реестр владельцев складов временного хранения, о возможности приема того или иного имущества в виде залога при рассмотрении заявлений лиц о включении в указанный реестр?
Положения Таможенного кодекса, регулирующие рассматриваемые вопросы, не определяют конкретный уровень принятия решения (статьи 20, 341). В соответствии со ст. 402 Таможенного кодекса определение компетенции конкретных таможенных органов по совершению конкретных функций отнесено к правомочиям ГТК России. Таким образом, по этим вопросам должны быть приняты соответствующие управленческие решения. При их принятии будут учитываться различные обстоятельства, в том числе и то, что оценить приемлемость того или иного имущества в качестве предмета залога легче региональному органу, который имеет большую возможность для анализа состоятельности залогодателя. Генеральная линия, определенная Таможенным кодексом, - передать основные полномочия в принятии решений непосредственно в таможенные органы.
***
Азаров Юрий Федорович
Окончил Всесоюзный юридический заочный институт Начинал трудовую деятельность в г. Краснодаре токарем на заводе, затем работал в комсомольских, партийных органах г. Краснодара, служил в органах МВД, в том числе заместителем начальника политуправления МВД СССР
С 1991 г. на юридической и хозяйственной работе
С 1994 г. служит в таможенных органах. Был заместителем начальника Краснодарской таможни, заместителем начальника, начальником Управления кадров ГТК России, начальником Северо-Кавказского таможенного управления
С 1999 г.- статс-секретарь - заместитель председателя ГТК России
Фото:
- Статс-секретарь - заместитель председателя ГТК России, генерал-полковник таможенной службы
15, стр. 21-24, Главная книга
11/08/2003