Как превратить $100 млн в миллиард
Таможня знает ответ
У нас почему-то принято считать, что ИТ-проекты, выполняемые в государственных учреждениях, - решения локальные, небольшие, а значит, и управлять ими нетрудно. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что многие из этих проектов по масштабам и уровню сложности намного превосходят решения, развиваемые даже самыми крупными частными компаниями в России. При 63 000 сотрудников в работе Государственного таможенного комитета используется 30 000 персональных компьютеров и 1 500 серверов, а также собственная телекоммуникационная система, базирующаяся на выделенных каналах связи. Штат ИТ-подразделения - более 1000 сотрудников, причем если до недавнего времени ИТ рассматривались, скорее, в качестве вспомогательного средства, а само подразделение первым подпадало под сокращение штатов, то сегодня, по словам начальника управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий Леонида Ухлинова, ситуация существенно изменилась.
"Два года назад, когда началось обсуждение нового Таможенного кодекса, впервые прозвучал тезис о том, что информационные системы являются одной из технологических основ деятельности комитета. В Кодексе даже появилась отдельная глава - "Применение информационных систем в таможенном деле", - говорит Леонид Ухлинов. - Если же говорить об ИТ-бюджете, то за него нам приходится в буквальном смысле воевать в Министерстве финансов, которое вынуждает нас рассчитывать бюджет исходя именно из имеющегося в наличии технического парка. И еще ни разу нам не удалось отстоять бюджет исходя из стоящих перед нами реальных задач. В итоге на столах сотрудников все еще можно встретить компьютеры с "386-ми" процессорами! Новое программное обеспечение на такие машины просто невозможно установить. А вот правила продолжают действовать".
Для большинства негосударственных предприятий развитие ИТ-стратегии - это, как правило, результат трех слагаемых: политической воли (понимание руководством сути и смысла автоматизации, а также готовность к управленческим инновациям), денег (отдача будет впереди, а инвестировать нужно сегодня) и эффективной команды управленцев. В государственных структурах и ведомствах все куда сложнее. Но даже при наличии "политической воли" определяющее влияние на процессы автоматизации федеральных заказчиков могут оказывать политика как таковая и всякого рода аппаратные игры. Денег не хватает постоянно, а собрав сильный коллектив специалистов, приходится прилагать большие усилия к тому, чтобы удержать их - хотя бы перспективами роста.
Государственной системе, состоящей из положений, инструкций, приказов и регламентов, нет дела до того, что ИТ - это современный, эффективный и довольно тонкий инструмент. Система регулирования регулирует все подряд. Существуют жесткие правила, в соответствии с которыми компьютер на государственном предприятии должен работать восемь лет. И раньше выкинуть его нельзя. И даже передать в другую организацию - непросто. В итоге все российские ведомства до сих пор вынуждены согласовывать процесс передачи устаревших (и обладающих практически нулевой рыночной стоимостью) персональных компьютеров с Мингосимуществом. Пока команды нефтяных компаний, металлургических заводов и коммерческих банков заняты вопросами отдачи от инвестиций в ИТ и развитием всей информационно-технологической инфраструктуры, управленцам "государственным" приходится тратить силы и энергию на элементарное списание практически неработоспособного, но еще технически исправного "железа".
"За последние годы отношение к информационным технологиям в структуре таможенной службы заметно изменилось, - признает начальник управления ГТК Леонид Ухлинов. - Теперь максимальная задача таможни - сделать так, чтобы все участники внешнеэкономической деятельности четко декларировали свои грузы. А этого можно добиться только в том случае, если мы полностью перейдем к использованию системы электронного декларирования. Вот почему мы ведем активную работу, в том числе и с зарубежными коллегами, пытаемся наладить информационный обмен на уровне ЕС - Россия. В идеале вся необходимая информация должна поступать к нам уже на этапе формирования груза у отправителя - только при этом условии мы можем выполнить жесткие нормативы, заложенные в новом Таможенном кодексе. Ведь если прежде на обработку отводилось 10 дней, то теперь - всего 3! По нашим предварительным оценкам, внедрение системы электронного декларирования позволит довести среднее время оформления груза до 18 минут".
"Если иметь в виду специфику ГТК, могу уверенно утверждать: ни одна из ИТ-компаний не способна сегодня спроектировать бизнес-процессы, которые осуществляются в системе российской таможенной службы. - говорит Леонид Ухлинов - Попросту для того чтобы понять в деталях всю сложность работы таможенной службы, какой это тонкий механизм и как непросто его настраивать, оптимизировать, нужно проработать в этой системе лет десять. Могу сказать по себе: я работаю в ГТК уже шесть лет, но до сих пор не могу считать себя универсальным экспертом в области таможенного дела. Поэтому оптимизация бизнес-процессов вряд ли может быть передана в нашем случае в аутсорсинг - этим ГТК занимается самостоятельно. А вот программирование приложений - это как раз та сфера, в которой аутсорсинг возможен. Тем более что опытные профессиональные программисты - это очень дорогие кадры. Разработку ПО и построение баз данных мы заказываем компаниям, которые получают эти заказы на тендерной основе".
На российском рынке действует немало консультативных компаний, которые постоянно предлагают "решить наши проблемы". И ни одна из них пока не смогла продемонстрировать декларируемое "умение" на практике. Как правило, речь всегда заходит о том, что консультантам нужно значительное время для того, чтобы "что-то понять" и "освоиться". Но создается ощущение, что они просто хотят приобрести дополнительные знания, но не за свои деньги, а на средства заказчика. Весь комплекс ИТ, построение которого пришлось на начало 90-х годов, создавался не централизованно. В итоге сегодня приходится иметь дело со сложной структурой, представленной различными аппаратно-программными платформами, функционирующими в самых различных комбинациях. Так что сегодня на рынке просто нет ни одной ИТ-компании, способной поддерживать подобный "зоопарк".
Сегодняшний путь развития - это централизация, создание единого программно-аппаратного комплекса и единого комплекса прикладных решений. Вот в таком случае услуги аутсорсинга становятся весьма актуальными. Впрочем, понятно, что целый ряд работ и функций никогда и ни при каких условиях не может быть передан в управление третьей стороне. Речь идет о ключевых информационных потоках и бизнес-процессах, представляющих собой объекты коммерческой и государственной тайны.
"По сути, уже сегодня мы в состоянии отслеживать оформление любой товарной партии на территории РФ, - комментирует Леонид Ухлинов, - а с момента заявления декларации до появления ее в нашей базе данных проходит не более 5 минут. Что волнует руководство комитета? Конечно же, аккумулированные данные, анализ, динамика. В том числе - и динамика правоохранительной ситуации. Разумеется, роль руководителя комитета с точки зрения развития ИТ оказывается ключевой.В отсутствие пристального внимания к вопросам автоматизации мы вряд ли имели бы возможность развивать современные технологии в структуре ведомства столь же интенсивно. И все же сложностей с финансированием до сих пор немало. Так, в США только реинжиниринг информационных систем федеральной таможенной службы потребовал около двух миллиардов долларов. Мы же получили на эти цели, причем не от российского правительства или Центробанка, а в кредит от Всемирного банка, лишь 140 миллионов. И, кстати говоря, в США только за последнее полугодие количество таможенников удвоилось. У нас же численность сотрудников постоянно стремятся сокращать".
Здесь следует заметить, что речь идет вовсе не о дотационном учреждении! В отличие от множества других ведомств, которые преимущественно тратят средства, ГТК - один из "доноров". В среднем только за один рабочий день таможенная служба страны приносит в казну около 100 миллионов долларов. При этом средства, которые, по имеющимся данным, выделяются в год на автоматизацию ведомства, почти в три раза меньше, чем объем сборов, осуществляемых таможенниками за день работы. Где же здесь "политика" и "политическая воля"?
В разговорах о ведомственной автоматизации в России все чаще упоминается Министерство финансов. По оценкам заместителя министра связи и информатизации Дмитрия Милованцева, для того чтобы убедить финансистов, "нужно пытаться говорить именно на их языке. То есть прямо объяснять: вот у нас есть такая-то функция, на ее реализацию мы сегодня потратим доллар, а завтра в результате заработаем десять. Так что сегодня главной задачей в области информатизации госструктур становится уже не построение систем как таковых, а скорее, обоснование их эффективности, способность снижать затраты на их разработку и поддержание и, разумеется, умение оценивать результат". Точные расчеты отдачи от вложений в ИТ есть сегодня и у ГТК, и у МНС, и у ЦБ РФ (не являющегося, впрочем, бюджетным предприятием). Так, по оценкам Михаила Сенаторова, развитие ИТ в системе ЦБ РФ дало эффект, соизмеримый с увеличением ВВП страны на 5%, что составляет около 30 млрд долларов! Но оказывается, в процессе распределения средств на информационные технологии эти достижения никого не интересуют.
Развитие информационных технологий не является самоцелью для ГТК России. Все информационные системы, создаваемые комитетом, ориентированы на поддержку соответствующих технологий таможенного оформления и контроля. Распоряжением правительства РФ N 1854-р от 28.12.2002 г. Государственный таможенный комитет определен государственным заказчиком-координатором и головным исполнителем работ по созданию в рамках ФЦП "Электронная Россия" Единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории РФ. Эта система призвана объединить информационные возможности таможенных и налоговых органов страны и будет использовать информацию, поступающую от таможенных органов других государств.
Система предусматривает комплексную автоматизацию деятельности пунктов пропуска через Государственную границу РФ на основе обеспечения централизованного доступа к информационным ресурсам. Будут разработаны новые автоматизированные системы контроля за доставкой и фактическим вывозом товаров и транспортных средств при экспорте с использованием предварительного информирования таможенных органов. При этом система должна обеспечивать решение следующих задач:
- своевременное представление в налоговые органы информации о фактическом вывозе товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
- учет и контроль фактического вывоза товаров и транспортных средств, автоматизированное формирование отчетности и статистических данных на всех уровнях иерархии таможенных органов;
- повышение эффективности таможенного контроля, ускорение и упрощение процедур таможенного оформления при вывозе товаров и транспортных средств;
- ускорение процедур возмещения налога на добавленную стоимость в интересах поддержки экспорта товаров российского производства;
- создание качественно новых возможностей анализа данных о фактическом вывозе товаров и транспортных средств в целях борьбы с правонарушениями при экспорте товаров и транспортных средств.
В ходе подготовки к вступлению в силу нового Таможенного кодекса и началу работы системы в прошлом году подписано соглашение об информационном взаимодействии с Государственной таможенной службой Украины и начат полноценный обмен. Более года осуществляется обмен с таможенной службой Казахстана. Аналогичная работа ведется и со странами дальнего зарубежья. На стадии завершения отработка информационного взаимодействия с таможенными службами Финляндии и Швеции. В настоящее время уже налажено взаимодействие со штаб-квартирой Международной организации по борьбе с мошенничеством в Брюсселе. На Дальнем Востоке организован обмен информацией между региональным таможенным управлением и контролирующими органами морских портов Японии.
В результате перехода на качественно новый уровень информатизации должны значительно улучшиться такие показатели, как количество грузов, подвергающихся фактическому досмотру, время оформления товаров и транспортных средств на границе и во внутренних таможнях, будут устранены расхождения между статистикой стран ЕС и России, повышены объемы взысканных таможенных платежей.
Владимир ЩЕРБАКОВ, пресс-секретарь Камчатской таможни, 93, Вести
16/08/2003