В круг избранных
Читал в "ЭЖ", что вступающий в силу с 1 января 2004 г. новый Таможенный кодекс принципиально изменит процедуру включения и дальнейшего нахождения добропорядочных коммерсантов в так называемых белых списках. Каким критериям должен отвечать участник ВЭД, чтобы попасть в круг избранных, пользующихся упрощенными процедурами таможенного оформления?
О. Пригожий, г. Краснодар
Критериев всего три, и определены они в п. 1 ст. 68 Таможенного кодекса.
Во-первых, на день обращения в таможенный орган с заявлением о применении в отношении участника ВЭД специальных упрощенных процедур он не должен иметь вступивших в силу в отношении его и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных следующими статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях:
16.1. "Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ";
16.2. "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств";
16.3. "Перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов РФ и других запретов и ограничений";
16.9. "Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо не доставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них";
16.15. "Непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета";
16.17. "Неисполнение требований таможенного режима экспорта";
16.18. "Невывоз за пределы таможенной территории РФ либо невозвращение на эту территорию товаров и (или) транспортных средств";
16.20. "Нарушение порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами и (или) транспортными средствами";
16.22. "Нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ".
Необходимо обратить внимание, что импортер не должен иметь именно вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам о НТП. Если же правонарушения допускались ранее и наложенные санкции импортером исполнены, административное расследование ведется только в момент обращения или происходит процесс обжалования постановления - все это не должно являться основанием для отказа в распространении на участника ВЭД упрощенных процедур таможенного оформления.
Во-вторых, импортер должен вести систему учета своей коммерческой документации в порядке, определяемом ГТК России.
В развитие этой нормы Таможенный кодекс внес изменения в п. 2 ст. 5 ФЗ "О бухгалтерском учете". Теперь органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают помимо прочего положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей. Порядок ведения системы учета в настоящее время ГТК России еще не утвержден, но главный смысл его вполне понятен. Эта система учета должна позволить таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, со сведениями, представленными таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров.
В-третьих, организация, претендующая на использование специальных упрощенных процедур, должна на момент обращения уже осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет. Трехлетний период - это та временная граница, которая, по мнению законодателя, отделяет добропорядочных участников ВЭД от так называемых фирм-однодневок, создаваемых для проведения одной - двух незаконных внешнеторговых операций, а затем бесследно исчезающих.
И. Новокшонов, директор таможенно-правового департамента юридической фирмы "И. Л. Т. С.", 34, стр. 27, Экономика и жизнь (партнер)
23/08/2003