ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО, ТО РАЗРЕШЕНО
Новый Таможенный кодекс, вступающий в силу с 1 января 2004 года, по мнению экспертов, должен в значительной степени облегчить жизнь участникам внешнеэкономической деятельности
Работа над новым Таможенным кодексом длилась 3 года. Легко будет работать таможне или ее ждут проблемы в связи с принятием нового таможенного закона? Об этом мы попросили рассказать заместителя начальника Курганской таможни по организации таможенного контроля Алексея Фролова.
- Алексей Николаевич, чем интересен новый Таможенный кодекс, прогрессивнее ли он предыдущего? Если да, то в чем именно?
- Ныне действующий Таможенный кодекс был принят в 1993 году еще до принятия Конституции Российской Федерации и основных законов в сфере регулирования внешнеторговых отношений. Сами понимаете, на заре экономических преобразований в России создать стабильные таможенные правила было невозможно. Поэтому "старый" кодекс и содержит общие, "рамочные" положения, давая Государственному таможенному комитету большие возможности для установления правил перемещения товаров и транспортных средств. Уже к концу 90-х годов в России назрела необходимость в более стабильных правилах для развития бизнеса. Стали приниматься законы прямого действия, направленные на дебюрократизацию экономики, сокращение ведомственного произвола. К тому же в последние годы шли активные переговоры по вступлению России во Всемирную торговую организацию, для этого необходимо пересмотреть старое таможенное законодательство, к которому торговые партнеры нашей страны выдвигают определенные претензии.
Структура нового Таможенного кодекса претерпела большие изменения по сравнению с действующим кодексом: он максимально приближен к положениям европейского законодательства. Вновь принятый кодекс содержит 460 статей, из них 440 посвящены конкретно таможенному делу. Это закон принципиально новый.Деятельность таможни в рамках нового Таможенного кодекса строится на принципиально новой концепции, которую используют наиболее развитые страны, имеющие огромные объемы внешней торговли. Старый кодекс был для таможни, а нынешний - для участников внешнеэкономической деятельности.
С введением в действие нового Таможенного кодекса отпадает необходимость в огромном количестве подзаконных актов, на сегодняшний день их более трех тысяч. По новому документу исключаются внесудебные процедуры привлечения участников внешнеэкономической деятельности к ответственности. Сокращаются сроки таможенного оформления с 10 до 3 дней, хотя и здесь есть исключения, они также оговорены в новом кодексе. Одним словом, новый кодекс при всех спорных вопросах полностью стоит на стороне участников внешнеэкономической деятельности. Хотел бы при этом отметить, что только для добросовестных участников.
Новый Таможенный кодекс - это закон прямого действия. Таможня теперь должна не слепо контролировать и регистрировать все то, что пересекает границу, а думать и размышлять, анализировать и вычислять те перемещения, которые потенциально могут нанести ущерб государству. Это и будет работа с рисками. Это означает, что таможня не должна осуществлять тотальный контроль. В первую очередь контроль должен осуществляться в отношении тех товаров, которые связаны с наибольшими рисками для экономики страны или ее безопасности.
- Что относится к группам риска?
- О каждом пересечении товаром границы информация поступает в наши базы данных. Эта информация анализируется. Используются определенные критерии, и таким образом вычисляются поставки, которые могут быть отнесены к группе риска. Сюда относятся и контрабанда, и товар задекларированный не под своим наименованием, и товар с заниженной стоимостью, и товар, в который могут быть спрятаны наркотики, и т.д. Все это заложено в специальную компьютерную программу, содержащую 36 критериев. О товарных партиях, попадающих в группы риска, немедленно сообщается в таможенный орган, где их оформление производится по полной программе: досконально проверяются документы, тщательно досматривается сам товар, применяются и другие процедуры, направленные на усиление контроля.
- А куда будет использован кредит, выделенный Мировым банком, о котором так много говорилось в прессе?
- Вот на укрепление и реформирование информационной системы таможенной службы и будут использованы 140 миллионов долларов США, выделенные Мировым банком Российской
Федерации. Нам необходимо создать сквозной контроль за товаром от момента пересечения им таможенной границы и до выпуска товара в свободное обращение. А для этого необходимо иметь развитую инфраструктуру таможенных органов, надежную связь и современное технологическое и программное обеспечение. Кредит позволит внедрить и эффективно использовать электронное декларирование товаров без бумажного носителя.
- В связи с этим не увеличится количество таможенных правонарушений, не участятся случаи уклонения от уплаты таможенных платежей и пошлин, что, в свою очередь, скажется на поступлениях в бюджет страны?
- Сейчас делать такой прогноз сложно, но и исключать возрастание уклонений от уплаты таможенных платежей, думаю, тоже не стоит. Недобросовестных граждан, фирм и компаний у нас, несомненно, намного меньше, чем порядочных и законопослушных. Упрощение таможенного оформления не означает снижение контроля. Создание системы анализа и контроля рисковых поставок позволит на основе критерия "минимальной достаточности" при проведении таможенного контроля в отношении добросовестных участников внешнеэкономической деятельности в случае рисковых поставок обеспечить соблюдение требований таможенного законодательства в полном объеме.
Ускорив процесс таможенного оформления с помощью более современных и эффективных информационных технологий, мы сможем оформить больше товарных партий, что не даст снизить поступления в федеральный бюджет. Таможня по-прежнему останется надежной финансовой опорой государства. Обеспечение надежного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу РФ, останется для нее в числе высших приоритетов.
- Какие еще новшества ожидают участников внешнеэкономической деятельности?
- Их достаточно много, и обо всех сейчас даже просто упомянуть вряд ли получится. Приведу примеры. Раньше таможня имела право направлять отдельные товарные партии на строго определенные склады. Например, по старому кодексу алкоголь или электронику оформить можно было не везде, а в строго определенных местах таможенного оформления. По новому же кодексу места оформления отдельных категорий товаров, за исключением, конечно, тех, которые могут представлять угрозу здоровью или безопасности граждан (радиоактивные, опасные химические вещества и т. д.), выбирает сам владелец товара. Никаких территориальных ограничений уже нет. Где удобнее хозяину товара, там он и будет проходить таможенное оформление.
Я уже упомянул, что обжаловать действия или бездействие таможенных органов участники ВЭД могут прямо на месте. Далее: консультирование и информирование участников ВЭД будет бесплатным, при этом ответственность таможенных органов за предоставленные сведения резко возрастает.
Важными являются и положения, внесенные в новый кодекс, которые формируют уведомительный порядок для участия в околотаможенном бизнесе. На открытие склада временного хранения, таможенного склада или работу в качестве таможенного брокера не требуется лицензии, но желающие участвовать в околотаможенном бизнесе должны дать государству определенные гарантии соблюдения таможенного законодательства.
Есть новшества и для физических лиц. По новому кодексу можно ввозить в Россию товаров для личного пользования на сумму около 2000 евро, или 65 тысяч рублей (сейчас разрешено ввозить лишь на сумму в 1000 долларов США). И многое другое.
Я думаю, что те, кому придется в перспективе столкнуться с таможней, должны сами детально ознакомиться с новым документом. А вот если что-то вызовет непонимание, возникнут вопросы, то, пожалуйста, обращайтесь к нам, в таможню, все обязательно разъясним.
- Получается, что таможне серьезно придется перестраивать свою работу, практически изменить ее в корне. Таможня готова к этому?
- Это жизненно необходимо. Если мы, россияне, хотим жить лучше, богаче, то должны создать прогрессивную рыночную экономику, а без внесения изменений в таможенное законодательство надеяться на нее будет бесполезно. И нам, таможенникам, и участникам внешней торговли придется научиться цивилизованному отношению друг к другу. Все нормы нового Таможенного кодекса обеспечат стабильность и предсказуемость таможенных правил, единообразную практику их применения на всей территории Российской Федерации.
Не будем гадать, легко или болезненно пройдет этот процесс, время покажет. Цель, поставленная перед таможенниками - создание современной таможенной системы, осуществление перехода к работе по мировым стандартам, предоставление качественных услуг участникам ВЭД, - вполне достижима.
Наталья Карпова, 98, стр. 4, Курган и курганцы
02/09/2003