Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Азаров Юрий Федорович

Интернет-конференция
статс-секретаря – заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Азарова Юрия Федоровича

Обзор публикаций СМИ


НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ ПО ВОПРОСУ ПРИНЯТИЯ НОВОГО ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2ООЗ года Президент РФ подписал федеральный закон «Таможенный кодекс Российской Федерации» — главный нормативно-правовой акт нашей страны, регулирующий отношения в сфере таможенного дела. По заключению экспертов, новый Кодекс существенно изменит взаимоотношения таможни с участками внешнеэкономической деятельности.

Пока еще действующий Таможенный кодекс был принят 10 лет назад, в 1993 году, за полгода до принятия Конституции нашей страны. С тех пор существенно изменился международный подход к таможенной деятельности. В 1999 году Всемирная таможенная организация приняла новую редакцию Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур — ключевого документа для всех таможенных служб мира. Преобразовались и представления о том, каким должен быть таможенный контроль: кроме фискальной функции во благо бюджета, он призван облегчить условия внешнеторговой деятельности.

В настоящее время государственный таможенный комитете (ГТК) справедливо упрекают в создании чрезвычайно сложного механизма — российское таможенное право регулируется почти 2300 нормативными актами. С принятием нового Таможенного кодекса большая их часть станет излишней, что упростит работу как сотрудникам таможни, так и участникам внешнеэкономической деятельности.

Сегодня ГТК определяет многие экономические аспекты внешнеторговой деятельности. Однако уже через полгода, когда вступит в силу новая редакция кодекса, Комитет будет отвечать лишь за технологию таможенных процедур.

При подготовке нового кодекса законодатель ориентировался на общепризнанные международные нормы, принципы и практику в области таможенного дела. В основу легли положения новой редакции Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, одобренной всемирной таможенной организацией в 1999 году.

При разработке принятого законопроекта отдельные положения были согласованы с 18-ю различными федеральными органами исполнительной власти, поскольку таможенное дело прямо или косвенно затрагивает практически все сферы деятельности государства и общества.

Работа над новым Кодексом проводилась в тесном сотрудничестве с 14-ю ведущими ассоциациями отечественных деловых кругов: Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Союзом российских судовладельцев, Ассоциацией морских торговых портов, Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, Ассоциацией авиационных грузовых операторов, национальной ассоциацией таможенных брокеров, Союзом нефтеэкспортеров России, другими организациями.

По заключению Всемирной таможенной организации, новая редакция Таможенного кодекса с учетом поправок в полной мере отвечает современным требованиям и нормам международного права. Одобрительно отзываются о новом кодексе международная ассоциация автомобильных перевозчиков. Кодекс выдержан в соответствии с пожеланиями иностранных компаний, представители которых присутствовали в Консультативном Совете по иностранным инвестициям в России.

При разработке нового Кодекса особое внимание было уделено избежанию неясных формулировок, которыми изобилует таможенный кодекс 1993 года. Иностранные инвесторы почувствуют себя более уверенно со вступлением в силу новой редакции. Ведь в новом кодексе появились целые главы, конкретизирующие отдельные таможенные процедуры. Более подробно описывает кодекс оформление товаров пассажирами, пересекающими государственную границу, международные почтовые отправления. Одним словом, новый кодекс уже успели окрестить «революционным», и этому есть всякие основания.

Все экономические вопросы, связанные с исчислением и взысканием таможенных пошлин и других таможенных платежей, решаются непосредственно законом, комплексом норм прямого действия. Только специфические области применения отдельных таможенных режимов, требующие отдельного оперативного регулирования, отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации. К примеру, Правительство РФ вправе определять сроки хранения некоторых скоропортящихся товаров. Детальное описание таможенных режимов и процедур создаст понятные и предсказуемые правила для участников внешнеэкономической деятельности.

Новый одекс в полной мере корреспондируется с недавно принятым пакетом федеральных законов, направленных на дебюрократизацию экономики. В кодексе адекватно отражены подходы, закрепленные законами «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц». В новом Кодексе предлагаются процедуры, позволяющие упростить и ускорить таможенное оформление. Пересмотрены в сторону сокращения сроки проведения таможенных формальностей, связанных с декларированием товаров и другими таможенными операциями. Предусмотрено широкое применение современных информационных технологий.

Исходя из вышесказанного, цель нового кодекса — облегчить условия внешней торговли путем упрощения таможенных процедур.

В целом, в качестве основного принципа таможенного оформления предлагается ввести и законодательно закрепить дифферен-цированность проведения таможенных операций в зависимости от вида транспорта, категории товаров и добросовестности лиц. В законе закрепляется положение о доверительном отношении таможенных органов к импортерам, они смогут получать товары без представления их таможенным органам, производить декларирование товаров путем отражения сведений о товарах в своих бухгалтерских документах либо иных системах учета коммерческих операций. Определенная доля льгот будет направлена на предприятия, чья структура для таможни прозрачна, то есть в зависимости от ее репутации в таможенных органах.

Заложена правовая основа для дальнейшего развития таможенной инфраструктуры, упорядочения деятельности лиц в сфере оказания услуг в области таможенного дела. В кодексе изложен новый подход к определению статуса таможенных брокеров. Были упрощены правовые рамки функционирования таможенного брокера, так как действующая правовая основа его деятельности стимулирует таможенное оформление через организации, которые не стремятся легализовать свое существование на рынке таможенных услуг.

Качественно был переработан раздел, посвященный таможенному контролю, который будет осуществляться на основе анализа рисков, как это происходит в других развитых странах. Тем самым, силы и средства таможенной службы будут концентрироваться на направлениях, где наносится наибольший урон экономической безопасности государства.

Изменился подход государства к осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров, вводится институт проверки сведений о товарах и завершения процедуры таможенного оформления выпуска, предполагается, что это будет стимулировать торговлю.

Объем прав таможенных органов корреспондируется с правами налоговых и иных правоохранительных органов. Учтены основания и порядок совершения конкретных действий при проведении таможенного контроля.

В целом, указанные положения ориентированы на общепризнанные международные нормы и практику и могут стать надлежащей правовой основой для качественного улучшения таможенного администрирования.

При разработке нового кодекса наибольшую проблематику вызывал вопрос об отнесении таможенных органов к числу правоохранительных органов, занимающихся розыском. В соответствии с опытом Франции, Германии, США было принято решение оставить данную функцию у таможенных органов. Осуществление подобной деятельности будет регулироваться соответствующим законодательством, а не Таможенным кодексом.

Подчиняясь требованиям генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и ВТО, в кодекс внесены положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами. Новый кодекс также полностью соответствует требованиям статьи восьмой ГАТТ, гласящей, что сборы за таможенное оформление должны быть равны стоимости оказываемых услуг. Для создания условий, обеспечивающих ускорение таможенных процедур и повышение эффективности таможенного контроля, включена глава 40 — «Информационные системы и информационные технологии».

В новой редакции кодекса сроки оформления таможенной декларации снижены с десяти до трех дней. Имеются и разделы, позволяющие проводить предварительное оформление грузов, что должно снизить издержки участников внешнеэкономической деятельности, связанные с хранением товаров на складах временного хранения.

Таможенные органы по-новому будут исполнять функции органа валютного контроля. В своей деятельности они будут руководствоваться только законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. Соответствующий раздел, имевшийся в ТК 1993 года, из новой редакции кодекса удален.

В новом ТК РФ расширен механизм защиты лиц, обладающих банковской тайной. Действия таможенных органов по получению доступа к такой информации строго регламентированы.

Из кодекса исключены положения об административной ответственности за нарушения таможенных правил, поскольку эти вопросы регулируются уже кодексом об административных правонарушениях. В новом кодексе не предусмотрены неко-торЬИе социальные льготы сотрудникам таможенных органов.

Как уже было сказано, новый кодекс в полной мере соответствует требованиям ГАТТ/ВТО. Принятие нового кодекса, безусловно, облегчает вступление России во Всемирную торговую организацию и будет способствовать развитию внешней торговли.

Новая редакцияТаможенного кодекса, по мнению представителей таможенной службы Республики Беларусь, может служить основой для создания унифицированных таможенных законодательств Союзного государства.

Сильная, обеспеченная надлежащими ресурсами и наделенная необходимыми правомочиями таможенная служба — необходимое звено экономической безопасности государства, поддерживания правопорядка во внешнеэкономической сфере. Таможенный кодекс 2003 года обеспечивает баланс интересов бизнеса и государства на разумной и справедливой основе. Новый кодекс будет способствовать развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля, а также законодательного закрепления интересов развития отечественной экономики, предпринимательства в сфере торговли, транспорта, таможенной инфраструктуры.

Правовой отдел Ростовской таможни.



36, стр. 4, Приазовье
04/09/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Таможенный кодекс
Азаров Ю.Ф.
ГТК России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ГТК  России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации