ИМИТАЦИЯ РЕФОРМЫ
Судьба реформы госслужбы до сих пор остается туманной. Теперь этот законопроект вместе с другими документами, разрабатываемыми в рамках административной реформы, осел в Белом доме. Принятый Думой в первом чтении, законопроект все еще подвергается доработкам, и ко второму чтению имеет все шансы прийти полностью измененным. Интересно, что несовершенство закона, который, по замыслу президента, должен положить начало процессу реформирования госслужбы в стране и привести к уменьшению роли теневых механизмов во власти, признают не только оппоненты законопроекта, но и сами его разработчики. На днях в Экономическом клубе ФБК обсуждались поправки, предложенные к внесению в законопроект Министерством экономического развития и торговли, а также альтернативные предложения депутатов Государственной думы от партии СПС.
Представляющий позицию Минэкономразвития заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев сказал, что, несмотря на общую положительную оценку этого документа, специалисты министерства видят в тексте закона ряд существенных недоработок, которые касаются прежде всего вопросов найма и увольнения государственных служащих, а также вопросов оплаты труда.
Реально существующая сегодня система трудоустройства госслужащих устроена таким образом, что уволить нерадивого чиновника в рамках реформы госаппарата по действующему закону практически невозможно. Увольнение может последовать только в случае ликвидации должности, а это ставит существенные препоны для проведения административной реформы в стране. Ведь в рамках реформы должность может не ликвидироваться, а всего лишь изменить свой профиль или реорганизоваться каким-либо иным способом. Таким образом, новый законопроект, не учитывающий этой проблемы и, к тому же практически полностью отменяющий заключение срочных контрактов, ставит непреодолимые препятствия для проведения реорганизации исполнительной власти.
Еще одна проблема законопроекта связана с масштабным применением конкурсов при найме на работу госслужащих. Открытые конкурсы по найму в законопроекте заложены, однако он предусматривает огромное количество изъятий из конкурсной процедуры. То есть может так получиться, что практически в любом случае можно будет найти достаточно оснований для отмены открытого конкурса. В такой ситуации чиновники будут стараться воздерживаться от проведения открытых конкурсов в угоду своим частным интересам.
Система оплаты труда госслужащих в том виде, в котором она представлена в разрабатываемой концепции, Минэкономразвития тоже не устраивает. По замыслу президента, инициировавшего работу над реформой госаппарата, для стимулирования деятельности чиновников, а также с целью перехода к более прозрачной системе управления госаппаратом необходимо увязать заработную плату госслужащего с результатами его работы. Но, к сожалению, получилось так, что в тексте закона оплата по результатам труда возможна только при заключении срочного договора, а он, как известно, заключается теперь только в исключительных случаях. Кроме того, закон предусматривает увеличение переменной части зарплаты, то есть количество разного рода премий, и без того зачастую превышающих основные выплаты, возрастет. Получается, что усилить стимулирование работы госслужащих в рамках нового закона не удастся. Тем самым не удастся, и выполнить одну из ключевых задач реформы госаппарата.
Еще несколько недоработок обнаружили парламентарии, которым в ближайшем будущем предстоит принимать законопроект о реформе госаппарата во втором чтении. В частности, председатель комитета Госдумы по делам Федерации, один из соавторов закона о госслужбе Владимир Николаевич Южаков считает неоправданным стремление разработчиков проекта передать решение всех ключевых вопросов государственной службы в руки самих чиновников. В этом случае, по мнению Южакова, реформа госаппарата будет готовиться не в интересах граждан, а в интересах самих госслужащих, и может привести только к дальнейшей бюрократизации общества.
По поводу административной реформы недавно высказался и премьер-министр Касьянов. Ознакомившись с новым проектом МЭРТа по сокращению избыточных и дублирующих функций министерств, он выступил с резкой критикой документа, назвав его "формальным" и "легковесным". Дело в том, что избыточные и дублирующие полномочия министерства искали у себя сами. В результате таких полномочий оказалось до смешного мало. А те, что были найдены, были найдены у других министерств, как это произошло в случае с Минпромнауки, старательно посчитавшем "избыточность" Минприроды и Минэкономразвития (что касается ведомства Грефа, то оно выявило у себя 53 избыточные функции).
Вчера же Михаил Дмитриев обнародовал предложение сформировать в правительстве три уровня власти с целью ликвидировать конфликты интересов министерств и ведомств. Не секрет, что при сегодняшней организации системы исполнительной власти одно и то же ведомство имеет возможность разрабатывать и одновременно применять нормативные правовые акты. Чтобы этого избежать, Дмитриев предлагает сформировать три уровня власти: правительство, небольшое количество крупных министерств министерства и, наконец, специализированные агентства и дирекции, не входящие в состав правительства. В такой системе только правительство и министерства смогут устанавливать нормативные правовые акты, а практической реализацией этих документов займутся органы третьего уровня. Таким образом, деятельность организаций будут координировать министерства, они же будут осуществлять надзорные и контрольные функции…
Несмотря на все нововведения, предложенные МЭРТом, Михаил Касьянов работой ведомства Грефа остался-таки недоволен. Он предложил не проводить реформу целиком, а ограничиться лишь некоторыми кадровыми перестановками и оптимизацией функций двух- трех ведомств. Минэкономразвития же настаивает именно на комплексном подходе к процессу. Видимо, из-за разногласий МЭРТ и правительства комплексной административной реформы в 2003 году так и не произойдет. По всей видимости, в ближайшее время стоит ожидать лишь нескольких кадровых перестановок в ряде министерств и ведомств, чьи функции станут объектом эксперимента.
Лола Кучина, Политком.ru
25/03/2003
|