HE МОГУ Я ТЕБЕ В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Заместитель главы обладминистрации откликнулся на статью в "Каскаде" "Служебная "Волга" для тещиного огорода "
заместитель губернатора - руководитель аппарата, сопредседатель комиссии по реформированию госслужбы
Законопроект о переводе ряда должностей обладминистрации из категории "Б" в категорию "А", прошедший два чтения в областной думе, вызвал самую оживленную дискуссию в местных СМИ. Мотивация экономии бюджетных средств и приведения в соответствие местного и федерального законодательства устроила не всех. Однако проведенная финансово-экономическая экспертиза доказала, что, действительно, данный законопроект сэкономит региональному бюджету порядка 1,2 млн рублей. Это деньги, которые бы пришлось выплатить госслужащим категории "Б" за присвоенные им квалификационные разряды. Категории "А" такие разряды не присваиваются.
Больше всего инсинуаций возникло по вопросу ограничений, налагаемых на лиц, замещающих категорию "А". Как утверждает автор статьи в "Каскаде", опубликованной 28 февраля, со вступлением законопроекта в силу чиновники получат право использовать в неслужебных целях материально-технические средства, финансовое обеспечение. Кроме того, лица, замещающие категорию "А", по мысли автора, могут распоряжаться по своему усмотрению служебной информацией, получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с использованием должностных обязанностей и так далее.
Если следовать данной логике, получается, что под сомнение поставлена вся служебная деятельность губернатора, который является лицом, замещающим категорию "А". То есть глава региональной исполнительной власти, согласно вышеперечисленным измышлениям, может безнаказанно злоупотреблять своим положением. Однако навешивание ярлыков потенциальных коррупционеров и взяточников теряет всякий смысл после обращения к Уголовному кодексу. Не все ограничения присутствуют в региональном законе "О государственной службе Калининградской области", тем не менее, они лежат в других правовых плоскостях. И нарушение установленных правовых норм, безусловно, влечет за . собой ответственность, конкретную и весьма серьезную.
В частности, статьи 136 (пункт 2) и 137 УК РФ прямо говорят об ответственности, которую несет должностное лицо за нарушение прав, свобод граждан, неприкосновенности частной жизни, совершенные с использованием служебного положения. А статьи 183,285,286, 289 Уголовного кодекса, к примеру, свидетельствуют о недопустимости использования служебного положения по своему усмотрению. Значит, так красочно описанные автором поездки замов губернатора к теще на дачу на служебном транспорте отменяются. Невозможными по закону являются и придуманные в полете неудержимой творческой фантазии вояжи чиновников категории "А" за границу, которые оплачивают благодарные спонсоры. Шанс же получения "денежного вознаграждения за исполнение должностных обязанностей" также отсекается УК (статья 290 "Получение взятки"). К сведению автора, по Гражданскому кодексу государственному служащему позволительно принимать подарки только по случаю праздников. При этом стоимость подарка не должна превышать размера 4 МРОТов - минимальных размеров оплаты труда. Что касается лоббирования интересов третьих лиц, то злоупотребление должностными полномочиями также преследуется в рамках УК и указа президента РФ ь 885 от 12 августа прошлого года "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих".
Таким образом, все описанные в передовице газеты "Каскад" варианты злоупотреблений служебным положением не являются возможными по закону и неоправданно наносят урон деловой репутации лиц, замещающих категорию "А".
Однако надо отметить, что и в федеральном, и в региональном законодательстве о государственной службе существует немало пробелов, требующих анализа и доработки. Вот лишь один из примеров, имеющих самое прямое отношение к теме ограничений, распространяемых на лиц категории "А", к которым также относятся депутаты регионального парламента. Региональный закон "О статусе депутата Калининградской областной думы" не содержит таких ограничений, которые бы запрещали депутатам регионального парламента заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, состоять членом органов управления коммерческой организации, быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в государственном органе, использовать в служебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, получать гонорары за публикации и выступления в прессе и т.д. В этом отношении местные парламентарии имеют ряд преимуществ даже перед депутатами Госдумы, в законе о статусе которых присутствует запрет на предпринимательскую деятельность и участие в органе управления коммерческой организацией.
Однако отсутствие вышеперечисленных ограничений в указанном законе не означает, что депутаты Калининградской области могут безнаказанно брать взятки, использовать в собственных интересах служебное положение, выезжать в зарубежные вояжи за счет спонсоров и т.д. Правонарушители в любом случае будут преследоваться по закону в рамках иных нормативно-правовых норм. Можно говорить и о том, что не попавшие в поле одного закона ограничения свидетельствуют о недоработке регионального законодательства.
* * *
С целью устранить противоречия в региональном законодательстве о госслужбе и подготовить программу реформирования госслужбы Калининградской области, в соответствии с рекомендациями о разработке программы реформирования государственной службы субъектов РФ, которые содержатся в указе президента России от 19 ноября 1992 года, губернатором уже создана инициативная рабочая группа. В нее вошли руководители и сотрудники аппаратов администрации области и областной думы. Объединение исполнительной и законодательной властей - залог серьезной и конструктивной работы.
Александр ТОРБА.
Александр ТОРБА, 54, стр. 5, Каскад
27/03/2003
|