Возможно, уже во время весенней сессии президент внесет в Государственную думу проект закона о гражданской государственной службе, который должен существенно изменить сегодняшний быт чиновника. Дмитрий Медведев, первый заместитель главы администрации президента, возглавляющий Межведомственную рабочую группу по реформированию госслужбы, провел на прошлой неделе интернет-конференцию на эту тему. По словам Медведева, закон о государственной гражданской службе – это важнейший документ, «трудовой кодекс для госслужащих», определяющий их статус, права, обязанности, а также положенные чиновникам социальные гарантии. В течение месяца законопроект может быть рассмотрен комиссией по реформе государственной службы, возглавляемой премьером Касьяновым, затем отшлифован и внесен в Думу.
В интервью «Еженедельному Журналу» Дмитрий Медведев комментирует разрабатываемый законопроект и нынешний этап реформы госслужбы в целом.
– Дмитрий Анатольевич, что вы считаете в законопроекте главным с точки зрения стимулирования работы чиновника? – Непросто оценить, хорошо или плохо работает государственный служащий. Ведь не все органы управления производят конечный продукт, и не каждый отдел министерства или ведомства такой продукт способен создать. Поэтому очень сложно применить к оценке труда чиновника те же критерии, которые применяются, например, в отношении менеджера компании. Тем не менее стремиться к этому надо. Это может быть и достижение поставленных перед ним целей, и оптимизация деятельности порученного участка работы, и иные показатели. Но глупо считать, что эффективность труда чиновника измеряется количеством бумажек, им изготавливаемых. Тем не менее какие-то критерии могут быть сформулированы. Мы должны попытаться создать систему оценки эффективности труда государственного служащего. Для этого как раз и предполагается проведение ряда пилотных исследований. Межведомственная рабочая группа намерена обкатать принципы стимулирования в различных ведомствах.
– Пилотные программы реформирования госслужбы утверждены уже в пяти российских регионах. Однако пока есть трудности с проведением подобных экспериментов на федеральном уровне. С чем они связаны? – Трудности всегда есть, и чем выше забираешься, тем их больше. Это и естественная конкуренция между ведомствами, и опасения, что новации могут привести к диспропорциям в оценке труда. Например, существует мнение, что распределение денежных средств без привязки к схеме должностных окладов, на основе той оценки, которую руководитель ведомства дает своим подчиненным, может привести к тому, что сотрудники будут получать принципиально разную зарплату. Хорошо это или плохо? Вроде бы хорошо. Квалифицированный человек должен получать много. Человек не вполне подготовленный должен получать мало и стремиться к приобретению необходимых навыков. Но мы можем своими руками создать большие сложности, если специалисты, находящиеся на одной должности и приблизительно одной и той же квалификации, будут по-разному оценены своим руководителем и зарплата одного будет отличаться от зарплаты другого в десятки раз. Причем отнюдь не факт, что оценка их способностей будет объективна. Наоборот, она может основываться на личных предпочтениях. Вероятно, с этим и связаны опасения ряда специалистов и руководителей при подготовке к проведению пилотных проектов на федеральном уровне.
– Сегодня конкуренции на госслужбе нет. Можно ли сделать конкуренцию основным принципом работы чиновника и чем она тогда обеспечивается?
– Конкуренция – одно из наиболее важных начал в человеческой деятельности. Не было бы конкуренции, мы бы еще, возможно, на деревьях сидели. Конкуренции на госслужбе действительно сегодня нет или практически нет. В каких условиях она возможна? Когда страшно потерять место. Если место непрестижно, то его и потерять нестрашно. Во-первых, чиновник может уйти на аналогичное место в родственном ведомстве. Во-вторых, он просто может уйти в частное предприятие. В тех же случаях, когда должность воспринимается ее обладателем как ключевая, востребованная, возникает конкуренция и, соответственно, все ее атрибуты, вплоть до стремления одного сотрудника подвинуть другого или назначить соратника на свою позицию. Как сделать так, чтобы конкуренция шла не во вред? Вне всякого сомнения, конкуренция заработает, когда должности государственной службы будут престижны, когда у человека появится стимул бороться за свое место, а потерять его, наоборот, будет очень болезненно.
– Предполагается ли создание комиссий по предупреждению конфликтов интересов и привлечение в эти комиссии независимых представителей? – Мы делаем только первые шаги в этом направлении. Откровенно говоря, я пока не вполне представляю себе, как будет выглядеть практика разрешения конфликта интересов. В большинстве стран эти конфликты решаются не на основе норм права, а на основе корпоративной этики. То есть взятки там брать нехорошо не потому, что наступает юридическая ответственность, а потому, что это неприлично. Просто потому, что тебя выгонят и ты никогда в жизни никуда не поступишь – ни на госслужбу, ни в другие организации. Поэтому я думаю, что регулирование конфликтов интересов будет основываться в немалой степени на корпоративных нормах. Первый шаг в этом направлении сделан. Вы знаете, есть соответствующий указ президента. («Об утверждении общих принципов служебного поведения госслужащих» от 13 августа 2002 года, предписывающий чиновнику сообщать о конфликте интересов своему начальнику и не использовать служебное положение в личных целях. – «Журнал».) Он носит достаточно общий характер, и важно, чтобы сложилась практика его применения. Тогда и заработает институт разрешения конфликта интересов. Более подробную регламентацию конфликт интересов получит в законе о государственной гражданской службе, который предполагает создание соответствующих комиссий из представителей ведомства и независимых экспертов. Необходимо, чтобы служащие понимали: сокрытие конфликта интересов влечет для них неприятные последствия вплоть до увольнения. Конфликт интересов возник, а государственный служащий о нем ничего не сообщил. Тогда его отстраняют или увольняют. А если сообщил, соответствующее ведомство должно найти способ разрешения этого конфликта. Понятно, что любые правила не страхуют от злоупотреблений. Это скорее вопрос традиции соблюдения служебной этики, нежели права.
– Будут ли проводиться кадровые конкурсы при приеме на госслужбу? – Конкурс, в принципе, мыслится как универсальный способ зачисления на госслужбу. Но эта система должна быть гибкой и подвижной. Есть какие-то позиции, на которые по конкурсу принимать нельзя. И наоборот, скажем, начальник отдела, управления, департамента, наверное, вполне может поступить на службу таким образом. Хотя еще к выставленной на конкурс должности должен быть интерес. Некоторые должности могут оказаться совсем неинтересными, и конкурса не будет. А вот по другим позициям вполне вероятен аншлаг. Главное – начать переход к конкурсам. Поживем – увидим. |