ГОСРАСХОДЫ И НАЛОГИ СНИЖАТЬ НЕ БУДУТ
Глава Минфина Алексей Кудрин сдержал слово: точно к 1 апреля комиссия под его руководством подсчитала, насколько можно сократить государственные расходы. Одновременно, как и было обещано, Минфин внес вчера в правительство предложения по налоговой реформе. Так как сэкономить на расходах удалось совсем немного, серьезно снижать налоги тоже не планируется.
В налоговом пакете Минфина всего три меры. Во-первых, с 2005 года предложено расширить круг предприятий, которые получат право платить единый социальный налог по пониженной ставке: размер годовой зарплаты работника, который открывает его работодателю доступ к регрессивной шкале ЕСН, снизится со 100 до 50 тысяч рублей.
Во-вторых, власти в ближайшее время отменят контроль за крупными расходами граждан. Третье предложение - имущественный вычет по подоходному налогу
2004 года будет увеличен с 600 тысяч до 1 миллиона рублей.
Правда, в апреле финансовое ведомство обещает внести еще один законопроект, по которому ставка НДС будет снижена с 20 до 18% с сохранением всех льгот. Эти предложения выглядят даже более консервативно, чем предыдущий план Минфина, который премьер Михаил Касьянов разгромил за чрезмерную осторожность.
Причина в том, что комиссии по оптимизации государственных расходов не удалось сколько-нибудь заметно уменьшить бюджетные траты, несмотря на то, что последние две недели она заседала в почти авральном режиме, по очереди перетряхивая все разделы бюджета. Вчера члены комиссии собрались, чтобы официально подвести итоги. Экономический советник Кремля Андрей Илларионов сделал это еще на прошлой неделе. Он прямо назвал итоги "скромными". Много сэкономить не получилось. В процессе работы комиссии снижение расходов (а значит, и сокращение налоговой нагрузки на экономику) как-то незаметно ушло на второй план. Главной стала работа по "оптимизации" расходов, то есть их перераспределению в целях большей эффективности. На разделе "Государственное управление и международная деятельность" оптимизировать получится максимум 500 млн. рублей, да и то не со следующего года, а в 2004 - 2005 гг. Причем непосредственно на госаппарате сэкономить вообще не удастся. Участник комиссии декан факультета реформирования госслужбы Высшей школы экономики Андрей Клименко заявил Газете, что "хотя и говорят, что в России много чиновников, в расчете на душу населения у нас их в 2 - 3 раза меньше, чем за рубежом. Расходы на них минимальны, из-за этого мы не можем создать конкурентоспособную госслужбу". Поэтому комиссия решила, что, даже если в ходе административной реформы число чиновников уменьшится, все сэкономленные средства поделят между оставшимися.
Сокращение расходов на оборону и безопасность вообще оказалось крайне несвоевременным. Дума и Совет Федерации требуют от правительства, наоборот, увеличить затраты на военные нужды из-за войны в Ираке. Сокращение расходов на науку тоже вызвало возмущение общественности. Представляющие интересы ученых профсоюзы подчеркивают, что наука и так финансируется меньше, чем было обещано президентом и правительством.
Несколько больший резерв нашелся в разделе "Федеральные целевые программы". Алексей Кудрин рассчитывает, что в 2004 - 2005 гг. расходы на их финансирование можно сократить со 160 млрд. рублей примерно на 20%. Но при сокращении каждой конкретной программы еще придется преодолевать сопротивление соответствующего отраслевого или регионального лобби.
На регионах попытаются сэкономить и другим способом.При обсуждении раздела "Финансовая помощь бюджетам других уровней" было предложено выдавать регионам ссуды только на платной основе - так же, как выдаются кредиты в банках. Предполагается, что после этого бюджет выиграет дважды - финансовую помощь будут брать меньше, а возвращать ее с процентами.
По мнению специалиста Экспертной экономической группы Александра Устинова, еще больший эффект должна дать экономия средств, которые регионы тратят на ЖКХ. "Многие регионы зависят от финансовой помощи из центра, и это может быть учтено правительством. Объем экономии в ЖКХ может намного превысить возможную экономию по разделу "Госуправление", где выигрыш составит копейки", - полагает эксперт. Но и здесь речь идет о мерах, которые, наверное, эффективны, но явно не будут реализованы сегодня или завтра. В своем нынешнем виде доклад комиссии Кудрина только подтверждает его консервативную позицию: на резкое снижение налогов в 2004 году идти нельзя.
АНДРЕЙ ЛИТВИНОВ, СВЕТЛАНА ИВАНОВА, 55, стр. 12, Газета
01/04/2003
|