Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


Воз административной реформы невозможно сдержать!

Максим Григорьев Как и многие прожекты российской власти ситуация с административной реформой напоминает басню про лебедя, рака и щуку. Но нынешние «тягловые животные» обладают столь неудержимой активностью, что воз уже почти разорван на три почти не связанных между собою повозки, у каждой из которых имеется своя собственная судьба.
Если серьезно, то реформа государственной власти и управления в настоящее время проводится в трех направления. Роль целеустремленной "щуки" выполняет администрация Президента РФ, которая в настоящее время успешно реформирует систему распределения функций между федеральной и региональной властью. Результаты деятельности так называемой "комиссии Козака" во многом сводятся к тому, что власть субъектов федерации будет расширена за счет полномочий местного самоуправления, которое станет бедным и зависимым от государственной власти. Но законопроект, подготовленный под руководством замглавы прездентской администрации Дмитрия Козака уже лежит в Думе.

Роль осторожного "рака" в этой игре выполняет министерство труда и социального развития, отвечающее за такую важную составляющую административной реформы, как реформа государственной службы. Взгляды либералов на этот предмет в свое время были сформулированы в известном докладе "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива", подготовленном под руководством Евгения Ясина. Взгляды, эти были, как и положено революционны: численность госслужащих сократить вдвое, увеличив их зарплату в 3,5-4 раза, особенно увеличив зарплату высших чиновников.

Однако, подготовленные в таком духе предложения Минэкономразвития были отвергнуты Минтрудом, который уже внес в правительство закон «О государственной гражданской службе». Как утверждают специалисты, формальный разработчик закона "О государственной гражданской службе" - Минтруда - написало проект, по сути копирующий нынешнюю систему. Проигнорировав принципиальные предложения деятелей из администрации президента, Минэкономразвития и продвинутых депутатов Госдумы, ведомство Александра Починка предпочло как можно скорее отчитаться о проделанной работе.

По словам замминистра Минэкономразвития Михаила Дмитриева, процедура приема на госслужбу прописана в варианте Починка таким образом, что госслужащего по-прежнему можно устроить по блату, но при этом практически невозможно уволить. Такую меру законопроект допускает лишь в случае ликвидации должности. Если же она просто перепрофилируется, то в ход идет инерционный механизм переаттестации. Неясен и конкурсный механизм. Открытые конкурсы по замещению должности в законе заложены, но вместе с тем там такое количество изъятий, что практически в любом случае работодатель может найти основание, чтобы отказать в приеме на работу.

Что касается самого наболевшего вопроса - стимулирования деятельности чиновников за счет адекватной зарплаты, тут Минтруда тоже далеко загадывать не стало. Из текста закона можно заключить, что зависимость оплаты труда от результатов работы, предусмотрена лишь в одном случае: когда с госслужащим заключается срочный договор.

Правда, существует еще парящий в эмпиреях продвинутых западнических идей "лебедь" - Министерство экономического развития и торговли. Среди всех аспектов административной реформы ему доверили реформирование системы функций федеральных ведомств. Задача, которая перед ним ставилась, должна была быть сведена к двум основным пунктам: ликвидация дублирующих функций разных министерств и разнесение по разным госучреждениям регулирующие, правоприменительные, надзорные функции и функции оказания услуг. Недопустимо к примеру, чтобы Минсельхоз одновременно и надзирал за деятельностью ветеринарных врачей, и сам оказывал ветеринарные услуги на коммерческой основе, "давя" своих конкурентов из частного сектора.

На прошлой неделе аппарат правительства распространил информацию о том, что премьер-министр Михаил Касьянов недоволен работой Министерства экономического развития по анализу ведомственных функций. Касьянов назвал проведенный МЭРТом анализ «поверхностным», и порекомендовал проводить работу поэтапно, начав, в качестве эксперимента, ликвидацию излишних и дублирующих функций в двух-трех министерствах.

Разумеется, обвинения в поверхностности не могли прийтись по вкусу ведомству, претендующему на звание интеллектуального штаба реформ. Уже в пятницу, 28 марта, МЭРТ начал распространение комментариев первого заместителя главы МЭРТа Михаила Дмитриева, из которых следует, что ликвидация дублирующих функций не во всем правительстве, а только в нескольких ведомствах, невозможна. В министерстве недоумевают, почему такое поручение дано только по 2-3 ведомствам, а не по всему правительству. Ведь компетенция выбранных министерств наверняка пересекается со сферами деятельности еще восьми-девяти ведомств. Госаппарт представляет собой сложную и взаимосвязанную систему и повысить эффективность госуправления можно только в том случае, если объектом реформы станет весь госаппарат в целом.

В то же время, Дмитриев сообщил, что поручение Касьянова о проведении эксперимента уже выполняется. В МЭРТе думают над выделением двух – трех "подопытных" ведомств. Возможно, в качестве объекта реформирование прежде всего будет взято пересечение функций между Минприродой, Минсельхозом и Госкомрыболовством.

В неофициальном порядке сотрудники пресс-службы МЭРТа сказали корреспонденту "НГ", что Минэкономразвития не может нести моральную ответственность за проведение административной реформы. Фактически, ее разработка сосредоточена в президентской администрации. МЭРТу было поручена проработка только одного, хотя и важного вопроса – классификации функций федеральных ведомств. Однако сроки, отпущенные на выполнение этой задачи, были столь коротки (а функций – добавим от себя – оказалось столь много), что сотрудники не успели выполнить анализ достаточно глубоко. Тот документ, который сегодня фигурирует в аппарате правительства и администрации президента, сотрудники МЭРТа называют только "самым первым подходом к проблеме".

Между тем, для самого МЭРТа реформа функций госаппарата - только один из элементов общей политики по сокращению роли государства в экономике. Либералы требуют: снизить расходы федерального бюджета, систему безадресной финансовой помощи регионам заменить целевыми трансфертами на поддержку конкретных программ, распространить практику открытых конкурсов на большинство госзакупок, продать или закрыть все ГУПы, и вообще сократить госаппарат.

Все эти меры содержатся в программе социально-экономического развития РФ и МЭРТ пытается их продвигать. Пока самым острым остается вопрос об изменении количества министерств. В печать уже просочился список потенциально ликвидируемых или ужимаемых по набору полномочий структур: Госкомстат, Госкомрыболовство, МАП, Минприроды, Минпромнауки, Минтруд, Минсельхоз, Минэнерго, Госстрой, ГТК. Такое впечатление, что на арене останутся два "монстра" – Минэкономразвития и Минфин, которые и распределят между собой бесхозные полномочия.

Кроме того, по инициативе МЭРТ в 2004 году планируется провести эксперимент по финансированию министерств. Каждое ведомство должно будет представлять и защищать бюджет, который должен быть обоснован задачами ведомства, а не его штатной численность и занимаемой площадью, как это происходит сейчас. В последующие годы бюджеты министерств будут корректироваться по результатам предыдущего года, критерии оценки работы министров также претерпят изменения. По словам замминистра экономического развития и торговли Аркадия Дворковича, масштабный переход на новую структуру и систему финансирования министерств и ведомств запланирован на 2005 год.

Как сообщают источники в МЭРТе, в порядке эксперимента будет проведена реформа финансирования госслужбы в нескольких субъектах федерации. Среди регионов, согласившихся на проведение опытов над собственной администрацией называют Астраханскую и Самарскую области.

Между тем, проблемой административной реформы заинтересовалось бизнес-сообщество. Еще в феврале РСПП создал комитет по административной реформе и обязался в течение трех месяцев представить президенту страны свои предложения. В комитет вошла часть членов бюро, правления РСПП, а также эксперты компаний – членов союза. Главой комитета избран член бюро РСПП Александр Шохин.
БПИ
01/04/2003 10:59:00
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации