Воз административной реформы невозможно сдержать!
Максим Григорьев Как и многие прожекты российской власти ситуация с административной реформой напоминает басню про лебедя, рака и щуку. Но нынешние «тягловые животные» обладают столь неудержимой активностью, что воз уже почти разорван на три почти не связанных между собою повозки, у каждой из которых имеется своя собственная судьба. Если серьезно, то реформа государственной власти и управления в настоящее время проводится в трех направления. Роль целеустремленной "щуки" выполняет администрация Президента РФ, которая в настоящее время успешно реформирует систему распределения функций между федеральной и региональной властью. Результаты деятельности так называемой "комиссии Козака" во многом сводятся к тому, что власть субъектов федерации будет расширена за счет полномочий местного самоуправления, которое станет бедным и зависимым от государственной власти. Но законопроект, подготовленный под руководством замглавы прездентской администрации Дмитрия Козака уже лежит в Думе.
Роль осторожного "рака" в этой игре выполняет министерство труда и социального развития, отвечающее за такую важную составляющую административной реформы, как реформа государственной службы. Взгляды либералов на этот предмет в свое время были сформулированы в известном докладе "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива", подготовленном под руководством Евгения Ясина. Взгляды, эти были, как и положено революционны: численность госслужащих сократить вдвое, увеличив их зарплату в 3,5-4 раза, особенно увеличив зарплату высших чиновников.
Однако, подготовленные в таком духе предложения Минэкономразвития были отвергнуты Минтрудом, который уже внес в правительство закон «О государственной гражданской службе». Как утверждают специалисты, формальный разработчик закона "О государственной гражданской службе" - Минтруда - написало проект, по сути копирующий нынешнюю систему. Проигнорировав принципиальные предложения деятелей из администрации президента, Минэкономразвития и продвинутых депутатов Госдумы, ведомство Александра Починка предпочло как можно скорее отчитаться о проделанной работе.
По словам замминистра Минэкономразвития Михаила Дмитриева, процедура приема на госслужбу прописана в варианте Починка таким образом, что госслужащего по-прежнему можно устроить по блату, но при этом практически невозможно уволить. Такую меру законопроект допускает лишь в случае ликвидации должности. Если же она просто перепрофилируется, то в ход идет инерционный механизм переаттестации. Неясен и конкурсный механизм. Открытые конкурсы по замещению должности в законе заложены, но вместе с тем там такое количество изъятий, что практически в любом случае работодатель может найти основание, чтобы отказать в приеме на работу.
Что касается самого наболевшего вопроса - стимулирования деятельности чиновников за счет адекватной зарплаты, тут Минтруда тоже далеко загадывать не стало. Из текста закона можно заключить, что зависимость оплаты труда от результатов работы, предусмотрена лишь в одном случае: когда с госслужащим заключается срочный договор.
Правда, существует еще парящий в эмпиреях продвинутых западнических идей "лебедь" - Министерство экономического развития и торговли. Среди всех аспектов административной реформы ему доверили реформирование системы функций федеральных ведомств. Задача, которая перед ним ставилась, должна была быть сведена к двум основным пунктам: ликвидация дублирующих функций разных министерств и разнесение по разным госучреждениям регулирующие, правоприменительные, надзорные функции и функции оказания услуг. Недопустимо к примеру, чтобы Минсельхоз одновременно и надзирал за деятельностью ветеринарных врачей, и сам оказывал ветеринарные услуги на коммерческой основе, "давя" своих конкурентов из частного сектора.
На прошлой неделе аппарат правительства распространил информацию о том, что премьер-министр Михаил Касьянов недоволен работой Министерства экономического развития по анализу ведомственных функций. Касьянов назвал проведенный МЭРТом анализ «поверхностным», и порекомендовал проводить работу поэтапно, начав, в качестве эксперимента, ликвидацию излишних и дублирующих функций в двух-трех министерствах.
Разумеется, обвинения в поверхностности не могли прийтись по вкусу ведомству, претендующему на звание интеллектуального штаба реформ. Уже в пятницу, 28 марта, МЭРТ начал распространение комментариев первого заместителя главы МЭРТа Михаила Дмитриева, из которых следует, что ликвидация дублирующих функций не во всем правительстве, а только в нескольких ведомствах, невозможна. В министерстве недоумевают, почему такое поручение дано только по 2-3 ведомствам, а не по всему правительству. Ведь компетенция выбранных министерств наверняка пересекается со сферами деятельности еще восьми-девяти ведомств. Госаппарт представляет собой сложную и взаимосвязанную систему и повысить эффективность госуправления можно только в том случае, если объектом реформы станет весь госаппарат в целом.
В то же время, Дмитриев сообщил, что поручение Касьянова о проведении эксперимента уже выполняется. В МЭРТе думают над выделением двух – трех "подопытных" ведомств. Возможно, в качестве объекта реформирование прежде всего будет взято пересечение функций между Минприродой, Минсельхозом и Госкомрыболовством.
В неофициальном порядке сотрудники пресс-службы МЭРТа сказали корреспонденту "НГ", что Минэкономразвития не может нести моральную ответственность за проведение административной реформы. Фактически, ее разработка сосредоточена в президентской администрации. МЭРТу было поручена проработка только одного, хотя и важного вопроса – классификации функций федеральных ведомств. Однако сроки, отпущенные на выполнение этой задачи, были столь коротки (а функций – добавим от себя – оказалось столь много), что сотрудники не успели выполнить анализ достаточно глубоко. Тот документ, который сегодня фигурирует в аппарате правительства и администрации президента, сотрудники МЭРТа называют только "самым первым подходом к проблеме".
Между тем, для самого МЭРТа реформа функций госаппарата - только один из элементов общей политики по сокращению роли государства в экономике. Либералы требуют: снизить расходы федерального бюджета, систему безадресной финансовой помощи регионам заменить целевыми трансфертами на поддержку конкретных программ, распространить практику открытых конкурсов на большинство госзакупок, продать или закрыть все ГУПы, и вообще сократить госаппарат.
Все эти меры содержатся в программе социально-экономического развития РФ и МЭРТ пытается их продвигать. Пока самым острым остается вопрос об изменении количества министерств. В печать уже просочился список потенциально ликвидируемых или ужимаемых по набору полномочий структур: Госкомстат, Госкомрыболовство, МАП, Минприроды, Минпромнауки, Минтруд, Минсельхоз, Минэнерго, Госстрой, ГТК. Такое впечатление, что на арене останутся два "монстра" – Минэкономразвития и Минфин, которые и распределят между собой бесхозные полномочия.
Кроме того, по инициативе МЭРТ в 2004 году планируется провести эксперимент по финансированию министерств. Каждое ведомство должно будет представлять и защищать бюджет, который должен быть обоснован задачами ведомства, а не его штатной численность и занимаемой площадью, как это происходит сейчас. В последующие годы бюджеты министерств будут корректироваться по результатам предыдущего года, критерии оценки работы министров также претерпят изменения. По словам замминистра экономического развития и торговли Аркадия Дворковича, масштабный переход на новую структуру и систему финансирования министерств и ведомств запланирован на 2005 год.
Как сообщают источники в МЭРТе, в порядке эксперимента будет проведена реформа финансирования госслужбы в нескольких субъектах федерации. Среди регионов, согласившихся на проведение опытов над собственной администрацией называют Астраханскую и Самарскую области.
Между тем, проблемой административной реформы заинтересовалось бизнес-сообщество. Еще в феврале РСПП создал комитет по административной реформе и обязался в течение трех месяцев представить президенту страны свои предложения. В комитет вошла часть членов бюро, правления РСПП, а также эксперты компаний – членов союза. Главой комитета избран член бюро РСПП Александр Шохин.
БПИ
01/04/2003 10:59:00
|