Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


МИНИСТР УДАЧИ

Перейдет ли Правительство на контрактную службу?

АДМИНИСТРАТИВНАЯ реформа, реформа государственной службы - что они обещают и чем грозят российским чиновникам, да и всем нам? Сейчас государевых людей в России примерно 1, 1 миллиона человек. Сколько из них лишатся работы? Посадят ли министров на контракт? Заплатят ли 100 тысяч долларов чиновнику, который обвенчает Россию и ВТО? Об этом - наш разговор с одним из реформаторов, проректором Высшей школы экономики Львом Якобсоном.

- Вы как-то сказали, что российский чиновник - как литературный персонаж Мармеладов: работает на государство, потому что ему некуда пойти.

- Есть и такие, 90-е годы были для наших чиновников тяжелейшими. Мне их жаль и еще больше - страну, потому что последствия плачевны прежде всего для страны. Среди чиновников слишком много тех, кто к 1990 году отрастил брюшко, заработал первые седины и кому уже было поздно что-то менять.

- Что надо сделать, чтобы аппаратное государство превратилось в ...во что?

- Наши министерства все еще во многом организованы по отраслевому признаку. Есть наместник территории, губернатор, есть наместник в отрасли. Феодальный принцип. Наши министерства - не столько представители государства в отрасли, сколько представители отрасли в государстве, так еще с Брежнева повелось. Да, уход от отраслевого принципа формирования министерств тоже связан с издержками. Но это надо сделать, если мы хотим наконец получить эффективно работающее Правительство.

- Развалим министерства, но ведь на этом, надеюсь, не остановимся.

- Не разваливать надо, а укреплять. Есть три проблемы: четкость государственных, а не лоббистских задач, деньги и кадры. Чтобы во власть шли работать лучшие спецы, им нужно хорошо платить. Есть такая точка зрения (я не горячий ее сторонник, но и не противник): посадить министров на контракты. Принял пост в таком-то состоянии и обязался через три года сдать его в таком-то состоянии. В зависимости от этого заплатят за твой ТРУД.

- А почему это не нравится?

- Потому что все в конечном счете зависит от основной массы чиновников, а не от "роли личности в истории". В современном госаппарате должны работать очень разные, но эффективные люди. Часто профессионализм госслужащего понимают так, что он должен профессионально служить, а где - дело десятое. Получается, он "профи" в делопроизводстве и совещаниях.

Из миллионной армии чиновников немалая часть - это люди, которые носят бумажки. Извините, современные компьютерные технологии позволяют заменить полмиллиона носителей бумажек. Если мы находим возможность платить копейки раздутому аппарату, неужели не найдем денег на оплату компактного и эффективного? Расплачиваться за ошибки слабых чиновников - себе дороже.

И - круг замыкается - современные технологии требуют современных кадров. В итоге получим другой аппарат.

- Осенью 2002 года Президент утвердил программу реформирования госслужбы, которую называют компромиссной: дескать, радикалы и консерваторы договорились, и получился субпродукт, который не будет работать.

- В корне неверно. То, что в глазах многих - компромисс, на самом деле - революция, только без привычной разрушительности. Я имею в виду идею экспериментов. Неоспоримо направление движения к гибкой, эффективной, открытой для гражданского общества службе. Оно оправдало себя повсюду, где проводилась успешная модернизация госаппарата. Но я против подхода "нарисуем - будем жить", особенно если рисунок - калька с готового образца. Многое надо адаптировать к конкретным условиям, многое выверить, ведь "дьявол - в деталях". Поэтому вместо подробной карты "светлого будущего" предложены ключевые ориентиры и механизмы продвижения через локальные изменения и апробации. Так власть в России еще никто и никогда не реформировал.

- Как в новой концепции решается так называемый конфликт интересов, то есть когда чиновнику поручают заниматься судьбой завода, где директорствует его тесть?

- Закон потребует сообщить о своем личном интересе начальнику. Настучать на себя. Либо начальник говорит: а, продолжай работать, но тогда он берет всю ответственность на себя и, конечно, перепроверит решение. Либо он перепоручает дело кому-то другому. Или передает вопрос в специальную комиссию.

- Реально ли заплатить, скажем, заместителю министра экономического развития и торговли Максиму Медведкову, главному переговорщику со Всемирной торговой организацией, 200 тысяч долларов премии, если Россия вступит в ВТО в этом году, и 100 тысяч - если в следующем?

- Я бы и на это пошел, но, еще раз замечу, куда важнее и проще - создать реальные стимулы рядовым чиновникам, которые делают свою рутинную работу.

- Больше всего смущает, что реформу чиновничества будут делать сами чиновники. Однако неудобно ведь у самого себя вырезать аппендицит.

- Аппарат не однороден. Там есть консерваторы, но есть и новаторы. Есть коррупционеры, но немало людей добросовестных и даже самоотверженных.Ведь если бы ВСЕ чиновники были против реформы, о ней бы даже речь не завели.

Но, признаюсь, угрозы есть. Основной массы чиновников реформа пока не коснулась, и мы не знаем ее реакции. Это еще одна из причин, почему нужны эксперименты. Я считаю, что в реформе "защиты" - стимулы, которые всколыхнут лучшую часть чиновничества. Вообще тот госаппарат, который мы хотим построить, так же различается с нынешним, как рыночная экономика с плановой. Глупо думать, что получится все и сразу. Но если не делать ничего - ничего и не получится.

Фото:

- Получит ли Максим Медведков 200 тысяч долларов, если Россия вступит в ВТО?


Беседовал Евгений АРСЮХИН, 61, стр. 7, Российская Газета
02/04/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации