КРИЗИС ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА
Аппарату предстоит помолодеть, получить профильное образование и большую зарплату
Служащих государственных и муниципальных органов в России - около 1 миллиона человек. Свыше 70 процентов из них - женщины. Средняя зарплата - около 6 тысяч рублей.
РОССИЙСКИЕ чиновники на пороге больших перемен. Каких? Что сулит им Федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы"), введенная в действие Указом Президента от 19 ноября 2002 года? На наши вопросы отвечает начальник Управления государственной службы Министерства экономического развития и торговли РФ Андрей Шаров.
- Андрей Владимирович, что собой представляет сегодня российское чиновничество?
- Если говорить кратко, то портрет среднестатистического служащего госаппарата таков: это в основном женщины, образование - не профильное, зарплата - около 6 тысяч рублей... Варианты: либо молодой специалист, набирающийся опыта перед уходом в коммерческую структуру, либо чиновник-старожил предпенсионного возраста. Разумеется, есть благополучные ведомства, где работают энергичные профессионалы, но, судя по статистике, погоду они не делают. Вынужден констатировать: наш госаппарат малоэффективен и стоит на пороге еще большего кризиса. Через десять лет половина чиновников уйдет на пенсию, а заменить их будет некем. Нынешние 30-летние едва ли останутся на государственной службе. Им ведь семьи кормить надо.
- Каких специалистов больше всего не хватает в госаппарате?
- Юристов, финансистов, аудиторов, менеджеров проектов... В частном секторе они зарабатывают намного больше, чем $190. А ведь эти люди готовят и исполняют решения, от которых порой зависит будущее страны.
- Давайте заглянем в ближайшее будущее. В Федеральной программе говорится, что реформирование госслужбы начнется с экспериментов. Где и когда?
- Эксперименты начнутся весной в Красноярском крае, Самарской и Саратовской областях, Чувашии. Желание присоединиться к ним высказывает Таймыр. Скоро там начнут работать группы местных и московских экспертов. Замечу, что регионы охотнее идут на эксперименты, чем федеральные ведомства.
...Прежде всего, говорит А.Шаров, надо провести инвентаризацию функций исполнительной власти (их сегодня насчитывается около пяти тысяч). Посмотреть, что оставить в ведомствах, а что можно отдать саморегулируемым организациям или в частный сектор. Под оставшиеся в ведомствах функции учреждаются должности служащих. Прием на должности должен вестись преимущественно на конкурсной основе. Работодатель заключает со служащим контракт, в котором оговариваются их отношения, вплоть до условий оплаты труда. Чиновник будет получать не за должность, а за эффективность, и каждый месяц ее доказывать. Прием сотрудников без конкурса сохранится, в основном, для технических должностей и для менеджеров высокого уровня.
- Неужели государственным служащим будут платить столько, сколько они стоят на рынке труда?
- Что в этом удивительного? Мировая практика такова, что государственные служащие мелкого и среднего уровней зарабатывают не меньше, чем их коллеги в бизнесе.
- А что ждать чиновникам в ближайшее время?
- На очереди - закон о гражданской службе. Его проект, в основном, готов. Там регулируются, в частности, вопросы поступления на гражданскую службу, освобождения от нее, оплаты труда, служебной этики и другие. Мы настаиваем на включение статьи об оплате труда чиновника в зависимости от его эффективности, по контракту. Надеюсь, этот механизм заработает достаточно скоро.
- Будет ли узаконена такая норма служебной этики: чиновник должен жить по средствам?
- Проверять доходы служащего - задача правоохранительных органов, а не работодателя. Этика чиновников в настоящее время регулируется положениями Указа Президента "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". Эти нормы будут внесены в закон. Ключевым понятием является "конфликт интересов". У чиновника может быть личная и иная заинтересованность в принятии определенных решений. Эти ситуации ему придется декларировать. Тут самое сложное - обеспечить механизм проверки деклараций.
- Вам наверняка известна больная тема нашего госаппарата. А именно: крайне нестабильное положение управленцев высокого уровня. Каждый новый начальник норовит прийти в ведомство не в одиночку, не с одним-двумя заместителями, а с многочисленной командой, которую он расставляет на ключевых должностях. Для ряда ведомств такая практика стала бедствием. Люди не столько работают, сколько занимаются кадровыми чистками. Следующая команда принимается "чистить" на свой лад. А вот в США, насколько известно, существует традиция, согласно которой каждая новая администрация может заменить строго определенное число государственных чиновников. Кажется, не более 500...
- Не более 5000.
- В любом случае у нас меняют больше. И, к сожалению, приходится слышать, что выгоняют с должностей по единственной причине: "не наш человек". Коснется ли этой беды федеральная реформа?
- Вы говорите о так называемых политических назначенцах. Их доля в аппарате считается одним из показателей развитости системы управления. Чем их меньше - тем стабильнее система управления, а стало быть, и общество в целом. США тут не самый удачный пример. По данным Всемирного банка, доля политических назначенцев (то есть их отношение к численности всего аппарата) в Соединенных Штатах составляет 1:400, в то время как в Швеции - 1:2000. Регулируется это не только законами, но и нормами управленческой культуры. Какая пропорция оптимальна для России? Думаю, нам важно определиться не с пропорцией, а с тем, какого ранга чиновники на должности назначаются, а какого - отбираются по конкурсу. Широкое внедрение методов конкурсного отбора, на мой взгляд, будет способствовать повышению стабильности аппарата.
- Какие же факторы покажут нам, что реформа госслужбы в России вдет?
- Рост числа служащих, принятых на должности по конкурсу. Приток в госаппарат профессиональных управленцев, экономистов, юристов в возрасте 30 - 45 лет. Переход к оплате труда "за эффективность" вместо тарифной сетки. Ну и, конечно, изменение отношения населения к чиновникам.
***
P.S.
Более половины чиновников не имеют профильного высшего образования (юридического, экономического, управленческого). На содержание госаппарата уходит 2, 8 проц. бюджета страны. В развитых странах Запада - на порядок больше...
Сергей Кредов, 61, стр. 7, Российская Газета
02/04/2003
|