КТО ПИШЕТ ЗАКОНЫ ДЛЯ ЧИНОВНИКА
Президентский призыв к гласности реформ оказался под грифом "секретно"
ЕЩЕ Клаузевиц, кажется, сказал: "Война слишком серьезное дело, чтобы доверять ее генералам". Сегодня мы убеждаемся, что реформа государственного управления - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее чиновникам. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 года, декларировала: "Реформирование системы государственной службы осуществляется в условиях гласности и при участии гражданского общества". Парадокс в том, что приведенная выше цитата взята из документа, который до недавнего времени нес на себе гриф "для служебного пользования". Кто и по чьей инициативе гриф поставил, не известно до сих пор... Но действительно ли уж так опасен закрытый режим для проведения административной реформы службы? Попробую рассмотреть на конкретном примере. Сейчас идет работа над проектом федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Он касается работающих в гражданских федеральных ведомствах и органах власти субъектов Федерации. Основные принципы закона, очевидно, будут применяться и для муниципальных служащих. При его разработке можно было преследовать разные цели. Либо закон будет направлен на то, чтобы наконец-то сделать нашего чиновника работающим не на себя, и даже не на начальника, а на наши интересы. Либо главной задачей станет социально защитить государственного служащего. Отсюда - два принципиально разных подхода к госслужбе. Платим по жесткой системе окладов по должности и выслуге или гибко - в зависимости от результатов и эффективности работы каждого? Считаем, что, раз поступив на государственную службу, чиновник гарантированно пробудет там до пенсии или все-таки можно избавиться от нерадивого?
Принимаем на работу или повышаем в должности того, кто начальнику приглянулся, или только по открытому конкурсу по деловым качествам? По всем этим вопросам в группе, готовившей законопроект, шли споры, и независимые эксперты в конце концов добились включения ряда прогрессивных положений, но почему-то они затем "выпадали" или изменялись до неузнаваемости. Эксперты считают своей большой заслугой, что удалось включить в проект закона нормы о конфликте интересов на государственной службе, его выявлении и разрешении. Поясню, конфликт интересов - это ситуация, когда служебный долг, интересы общества требуют от чиновника принять одно решение, а его личные интересы или интересы связанных с ним лиц - совсем другое. В мировой практике эта проблема решается, а в российской государственной службе - еще нет, что и является одним из основных источников коррупции. Но дело не столько в норме, сколько в рассмотрении спорных ситуаций. В первоначальном варианте предполагалось, что в нем должны принимать участие представители структур гражданского общества, делегированные в соответствующие комиссии государственных органов и составляющие не менее половины их состава. В результате чиновничьей правки они превратились в "независимых" экспертов, приглашаемых руководителем органа и составляющих не менее четверти состава комиссии. Почувствуйте разницу! Что же делать, чтобы не получилось как всегда, когда все хотят как лучше? Видимо, помимо чиновников, в процессе реализации реформы и в контроле над ней должны участвовать представители заинтересованных групп общества. Тогда "эксперты" превратятся в равноправных соавторов законов, а интересы общества будут учтены в полной мере.
Павел Кудюкин ДИРЕКТОР ЦЕНТРА ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, 61, стр. 7, Российская Газета
02/04/2003
|