Сами себе реформаторы
Колонка Валерия Выжутовича
В ближайшие дни, как ожидается, Михаил Касьянов проведет заседание специальной комиссии, призванной определить судьбу российского чиновничества. Речь идет о реформе госслужбы.
Готово ли правительство самореформироваться — вот вопрос. До последнего времени премьер говорил только о том, что полномочия правительства следует значительно усилить, а число министерств сократить. Теперь же Касьянов настроен более революционно. Давайте, призывает он, не ограничиваться ведомственной перестройкой, это не главное. Главное — избавляться от избыточного присутствия государства в экономике, сокращать его ненужные регулирующие функции.
Осененное таким напутствием, правительство и приступило к самореформированию. Но как! Под личным руководством Германа Грефа Минэкономразвития подготовило план сокращения избыточных и дублирующих функций правительственных подразделений. Догадайтесь, откуда чиновники, сочинявшие этот план, черпали информацию. Правильно: из аппаратных недр все тех же министерств и ведомств. Каждое их них поделилось соображениями, чьи функции следует упразднить и кто кого дублирует. И, ясное дело, всяк продемонстрировал свою необходимость и незаменимость, обнаружив перебор прерогатив и никчемный дубляж исключительно у кого-то другого.
Премьер остался недоволен. "Очевиден формальный и легковесный подход к решению важной задачи" — с такой резолюцией документ был отправлен руководителю аппарата правительства Игорю Шувалову, министру экономического развития Герману Грефу и министру юстиции Юрию Чайке. По мнению премьера, авторы документа целиком доверились материалам, которые им предоставили сами ведомства, а собственный анализ не провели.
Слово "саботаж" не употреблялось. Сказано — устами первого заместителя министра экономического развития Михаила Дмитриева — было чуть мягче: "Многие министерства отказались "разоружаться". Однако в Белом доме убеждены, что сопротивление министров будет сломлено, и реформа пойдет наконец. Отъем и передел ведомственных функций намечен на ближайшие месяцы.
Положим, так оно и будет. И с кого же начнут? Вы опять угадали. Да, с Госкомрыболовства. И вы правильно понимаете почему. Потому что пора в конце концов как-то избавиться от Евгения
Реформируя госслужбу, правительство воспроизводит советскую практику. | | Наздратенко. После того, как премьер временно отстранил главного рыболова от исполнения обязанностей, тот "завис". А отправить его в отставку президент все никак не соберется. По слухам из Белого дома, выход найден: ликвидировать ведомство — и вся недолга. Как предполагается, функции Госкомрыболовства частично перейдут ведомству Грефа, частично — Минсельхозу.
Короче, затеяв административную реформу (а реформа госслужбы — одна из ее составляющих), правительство пока не идет дальше воспроизведения дремучей советской практики. Суть ее известна: реорганизация управления происходит, как правило, тогда, когда требуется переместить большого начальника. Кого-то понизить или отправить в отставку, а кого-то, наоборот, наградить высокой и теплой должностью.
С тех пор ничего не менялось и не меняется. Система органов власти у нас по-прежнему зависит от персоналий. От кадровых раскладов наверху. От борьбы группировок у трона. От вечного, неутомимого создания "сдержек и противовесов". От стремления главы государства выстроить собственную аппаратную оборону и обеспечить себе максимальный служебный комфорт. Кстати, последняя перетряска силового блока, сколь бы высокоумно ни комментировали ее наши политологи, — из этого же ряда.
Авторы реформы поставили задачу — превратить госслужбу в привлекательное место работы. Действительно, сегодня средняя зарплата среднего чиновника не превышает 7 тысяч рублей. Правда, по данным фонда "Индем", отечественные столоначальники ежегодно собирают с граждан взятки на 3 миллиарда долларов, а с легального бизнеса — на 30 миллиардов. Это сопоставимо с доходной частью российского бюджета. Но разговоры о том, что достойное жалованье — лучшая профилактика чиновничьего мздоимства, — прекраснодушная болтовня. До тех пор, пока государство определяет правила игры на рынке и выступает на этом же рынке самостоятельным игроком, коррупция будет воспроизводиться в автоматическом режиме.
Реформу госслужбы пытались проводить едва ли не все отечественные правители — каждый в свое время. Два года назад такую задачу поставил и Владимир Путин. Но, как показывает многовековой российский опыт, отчасти запечатленный творениями Гоголя и Щедрина, госаппарат у нас реформированию не поддается. И в этом — его неубывающее могущество.
№ 1133, Время МН (online)
02/04/2003
|