ЧИНОВНИК: ГОСПОДИН ИЛИ СЛУГА?
Слово "чиновник" изначально абсолютно нейтральное. Однако в России оно имеет негативный оттенок. Причем так повелось исстари. Все говорят о засилье чиновников, их столько, что не продохнуть.
В действительности это не совсем так, ибо в настоящее время на государственной службе, что называется, где густо, а где пусто. Самая большая проблема там, где чиновник от имени государства общается с населением, то есть предоставляет те или иные услуги налогоплательщику. В чем состоит данная проблема? В России чиновник очень часто считает, что он проводник государственной политики. В принципе это так. Действительно, без него просто не может существовать ни одно государство. Но очень часто люди, которые работают в государственных муниципальных органах управления, забывают принцип, которым обязательно должна быть пронизана вся управленческая деятельность,- чиновник предоставляет услуги населению. Когда мы с вами наведываемся в какую-нибудь организацию, контору, министерство или ЖЭК и ходим там с протянутой рукой, это аномалия. Потому что любой чиновник, к которому приходит гражданин, должен понимать, что он существует и работает лишь потому, что он нужен этим самым налогоплательщикам, за счет которых и живет.
Сегодня наиболее сложная проблема системы управления - это муниципальный уровень. В разных субъектах Федерации дела обстоят по-разному. Картина неоднородная и в смысле организации работы государственной муниципальной службы, и в смысле правового поля. Поэтому в декабре 2002 года указом президента была утверждена федеральная программа реформирования государственной службы, рассчитанная на три года, первоочередной задачей которой является создание единого для всей страны правового поля, исключающего пробелы в законодательстве. В России очень часто нормативные акты отдельных министерств и ведомств противоречат друг другу, а иногда и действующему законодательству.
В настоящее время, как известно, довольно интенсивно проводится правовая реформа. Приняты базовые документы - Гражданский, Арбитражный, Трудовой кодексы и другие. Однако остальная правовая база, на которой основывается работа всех органов власти, в том числе и чиновников, к сожалению, не поспевает за процессом. Федеральная программа реформирования госслужбы - это не только создание новой нормативно-правовой базы, но и выстраивание всех механизмов, связанных с проведением государственной кадровой политики, совершенствованием оплаты, стимулированием труда управленческих кадров. В конечном счете это проблема построения эффективного государства и государственности.
Вопрос не в том, чтобы заплатить бюрократу как можно больше для того, чтобы он лучше работал и не брал взятки. Сама постановка вопроса ненормальна, так как нельзя всех чиновников априори обвинять в том, что они казнокрады. Все-таки в основной массе управленцы - это честные и порядочные люди. Самое главное, чтобы государство было конкурентоспособным на рынке управленческого труда по отношению к отечественному бизнесу.
Переток людей из одной сферы в другую - это совершенно нормальная ситуация. Единственное, что в законе очень жестко должно оговариваться, - это то, что подобного рода переход из государственной структуры в коммерческую или наоборот не может совершаться человеком в случае, если деятельность коммерческой структуры напрямую будет зависеть от его предыдущей государственной работы. Сейчас этот принцип не соблюдается, хотя нормативные акты на сей счет существуют. Существует еще идея о пожизненном найме чиновников. Это правильная идея, подобное существует в большинстве цивилизованных стран мира.
Рост чиновничьего аппарата связан с тем, что есть очень много людей, которые как бы ничего не делают, а уволить их нельзя, поскольку инструкция не позволяет. Корень зла в том, что в инструкциях иногда прописана не содержательная сторона дела, не то, что связано с эффективностью государственной управленческой деятельности, а то, что касается выполнения каких-то элементарных технических, бюрократических принципов. Это ненормально. Намечающаяся реформа государственной службы предполагает освободить министерства и ведомства от не свойственных государственному управлению функций, сбросить нагрузку с государства. Пусть этим занимаются сопровождающие государственную управленческую деятельность частные фирмы. С другой стороны, необходимо упростить механизм освобождения неспособного человека от работы.
Высказывается мысль, что логично было бы сначала провести чистку чиновничьих рядов, а потом уже начинать реформы. Дескать, может получиться так: введут пожизненный найм - и тогда нерадивого чиновника вообще не убрать. Самым главным должно стать соблюдение правовых норм, и жестких, и стимулирующих. И конечно, прозрачность, открытость управленческого аппарата любого министерства и ведомства. Один из инструментов обеспечения гласного контроля за деятельностью бюрократического аппарата - это СМИ. А массовой чистки лучше бы избежать - это опасная мера. Кандидаты в чиновники в современной России должны прежде всего иметь профессионализм плюс соответствующие нравственные качества.
Если наша страна действительно входит в эпоху стабильности, а общество старается выстроить по-настоящему правовое, демократическое государство, опирающееся на рыночную экономику, то предсказуемость должна быть во всем - и в управленческой работе, и в экономике, и в науке. Владимир ЕГОРОВ, президент-ректор Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации.
Владимир ЕГОРОВ, президент-ректор Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации, Красноярский рабочий (online)
02/04/2003
|