ЧИНОВНИКИ РЕФОРМИРУЮТ СЕБЯ САМИ
На состоявшемся вчера заседании комитета Госдумы по делам федерации и региональной политике обсуждались поправки ко второму чтению проекта закона о системе государственной службы в Российской Федерации. Приняв в первом чтении внесенный президентом Владимиром Путиным законопроект в довольно сыром виде, к следующему чтению депутаты твердо намеревались внести в него соответствующие поправки. Однако этого не произошло. На вчерашнем заседании комитет отклонил практически все предложенные в законопроект принципиальные поправки. По признанию заместителя председателя комитета Владимира Южакова, законопроект о системе госслужбы имеет все шансы быть принятым практически в том виде, в каком он был принят в первом чтении.
По словам вице-спикера Госдумы Владимира Лукина, при всей необходимости модернизации госаппарата законопроект в существующем виде не отвечает требованиям, провозглашенным в президентской концепции о реформировании госслужбы. С ним согласна и вице-спикер Госдумы от фракции СПС Ирина Хакамада. "Чиновники разработали законопроект, созданный исключительно в интересах госаппарата, но не общества". О недостатках законопроекта говорили и представители левых фракций. Так, по мнению депутатов Николая Коломейцева и Анатолия Чехоева, документ решает лишь часть проблемы, и принимать его в представленном виде нельзя.
На вчерашнем комитете депутатами Борисом Надеждиным и Владимиром Южаковым была предпринята попытка повлиять на ситуацию. Предложенная ими система поправок, в частности, разграничивает правовое положение непосредственно чиновников от военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. По словам депутатов, при нынешней редакции законопроекта исчезает специальное законодательство о собственно чиновниках. "Эффективность работы государственных органов зависит не от военнослужащих, которые являются исполнителями, а от госаппарата, - говорит Южаков. Получается, что мы подменили работу по повышению эффективности госаппарата решением другого вопроса. Проект расширяет содержание государственной службы, изменяет предмет регулирования законодательства о госслужбе и, тем самым, затушевывает главную проблему - эффективности госаппарата. И в этом - самая серьезная претензия к законопроекту".
Здесь есть еще одна проблема. С одной стороны, превращение всех военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в чиновников облегчит для них после ухода в отставку переход на службу в госорганы. Это может быть достаточно актуально и, на первый взгляд, решает проблему кадрового состава госслужбы, поскольку сейчас привлечь в госструктуры высококвалифицированные кадры - управленцев, юристов, экономистов - крайне тяжело. Престиж государственной службы также невелик. С другой стороны, по словам Южакова, вряд ли такой подход решит проблему профессионализма государственных служащих, а ведь его повышение декларировалось как одна из целей реформы. Кроме того, сразу же возникают вопросы о квалификационных требованиях, которые в последующем законопроекте этого пакета снижены.
Так, если раньше при поступлении на государственную должность требовалось высшее профессиональное образование, отвечающее профилю работы, то проект признает достаточным любое высшее образование. В этой связи возникает множество вопросов об обязательности конкурса на замещение вакантных должностей государственной службы, оценке эффективности деятельности чиновника по результатам его службы, и еще целый ряд важных вопросов, от решения которых зависит, чьи интересы будет защищать этот закон: граждан или бюрократов.
Другим недостатком законопроекта представитель фракции СПС назвал вопрос о том, какими законодательными актами будут в дальнейшем решаться вопросы о развитии госслужбы - законами или иными нормативными правовыми актами. Законопроект предлагает все ключевые вопросы госслужбы передать в ведение самих чиновников. В частности, на откуп бюрократов будут отданы решения таких вопросов, как учреждение должностей "государевой службы", установления порядка финансирования, квалификационных требований по должностям и т.д. Значит, опять налогоплательщикам придется "втемную" оплачивать труд чиновников. А зарплата чиновников так и не будет зависеть от конкретного результата их работы. Получается, что реформа госаппарата отдана на откуп самим чиновникам.
По словам Южакова, ситуация с принятием законопроекта практически предопределена, никаких принципиальных поправок, по всей видимости, в него внести уже не удастся. Тем не менее, учитывая, что проект закона о госслужбе - проект рамочный, есть надежда, что его недостатки можно будет исправить в последующих законах из президентского пакета о реформировании госслужбы… Понятно, что реформаторам не удастся решить все проблемы сразу. Однако хорошо то, что предпринята попытка эти проблемы хотя бы упорядочить. А это значит, что у госслужбы есть - пусть небольшой - шанс перестать быть коррупционной.
Мария Демидова, Политком.ru
20/03/2003
|