ЧИНОВНИКИ СПЕШАТ ОСТАВИТЬ ВСЕ КАК ЕСТЬ
Реформаторы госслужбы не справляются с косностью реформируемых
Еще не начавшись, реформа госслужбы зашла в тупик. Как говорят участники рабочей группы под руководством первого замглавы администрации президента Дмитрия Медведева, формальный разработчик закона "О государственной гражданской службе" Минтруда написало проект, по сути копирующий нынешнюю систему. Проигнорировав принципиальные предложения деятелей из администрации президента, Минэкономразвития и продвинутых депутатов Госдумы, ведомство Александра Починка предпочло как можно скорее отчитаться о проделанной работе. Законопроект передан в профильную правительственную комиссию (которой группа Медведева подчиняется). В ближайшее время министры под руководством Михаила Касьянова рассмотрят документ. А после "сверки часов" в правительстве этот закон уже от имени президента должен быть внесен на суд депутатов ГД.
Однако сроки штамповки нормативных актов отнюдь не вдохновляют участников межведомственной рабочей группы: важнейшая часть административной реформы, принятая в варианте Минтруда, может потерять смысл. Такие опасения высказывались идеологами "чиновничьей перестройки", в частности, на недавнем заседании клуба ФБК.
По словам замминистра Минэкономразвития Михаила Дмитриева, процедура приема на госслужбу прописана в варианте Починка таким образом, что госслужащего по-прежнему можно устроить по блату, но при этом практически невозможно уволить. Такую меру законопроект допускает лишь в случае ликвидации должности. Если же она просто перепрофилируется, то в ход идет инерционный механизм переаттестации.
Неясен и конкурсный механизм. "Открытые конкурсы по найму в законе заложены, но вместе с тем там такое количество изъятий, что практически в любом случае работодатель может найти основание и не взять на работу", - замечают в Минэкономразвития. Например, проект оговаривает причастность каждого чиновника к секретной информации. При этом работник может по собственному желанию отказаться ею владеть. "То есть существуют нормы, позволяющие не взять на госслужбу человека, если он не допущен к гостайне. Таким образом, неявно закон предполагает, что на каждой должности есть гостайна, к которой далеко не все могут быть допущены", - считают реформаторы.
Что касается самого наболевшего вопроса - стимулирования деятельности чиновников за счет адекватной зарплаты, тут Минтруда тоже далеко загадывать не стало. Из текста закона выходит, что возможность оплаты труда, соразмерной с результатами работы, предусмотрена лишь в одном случае: когда с госслужащим заключается срочный договор. Между тем такая форма сотрудничества в законе оговаривается лишь как исключительная - в рамках эксперимента. То есть соответствующую зарплату всем остальным обеспечить по закону не удастся. "Таким образом, задача по стимулированию госслужащих зарплатой реализована быть не может", констатируют идеологи реформы.
Депутат фракции СПС Владимир Южаков, входящий в группу Медведева, объясняет тормозящий реформу фактор: "Большой ошибкой изначально стал допуск чиновников к реформе самих же себя". Теперь успех реформаторов полностью в руках реформируемых.
Но и в стане самих идеологов реформы единства нет. В частности, Южакова не устраивает расширительное понятие "госслужащий", приравнивающее к гражданским чиновникам и военных, и милицию. "Таким образом, закладывается механизм пополнения кадрового вакуума за счет ушедших в отставку силовиков. Какова будет квалификация новой когорты чиновников, можно только догадываться - профильного высшего образования от кандидатов на госслужбу требовать не будут", - замечает Южаков.
Кроме того, депутат указывает на ущербность уже внесенного в Думу и принятого в первом чтении рамочного Закона "О системе госслужбы". Он, по словам Южакова, содержит в себе много отсылочных норм не к законам, а к подзаконным актам, следовательно, фактически перепоручает разработку правовых стандартов новой системы госслужбы самим чиновникам.
Уже есть и практический негативный результат: принципиальная нестыковка позиций Минтруда и отчасти разрозненных, но все же единых в общем желании дебюрократизировать чиновничество и повысить эффективность его работы членов группы Медведева.
Реформаторы считают, что если им не удастся преодолеть сопротивление правительственных чиновников, в том числе и из Минтруда, то "карьера госслужащих по-прежнему будет зависеть не от их эффективности, а от умения услужить, протекционизм получит дополнительное подкрепление". Выход есть - создать "негосударственный национальный комитет по реформированию госслужбы, который включил бы самое широкое представительство гражданских институтов и вел бы публичное обсуждение норм закона". Однако такой вариант, как опасается часть идеологов реформы, существенно растянет преобразования госаппарата.
Скорее всего будет выбран другой путь: с косностью чиновников будут бороться одновременным претворением в жизнь другой части административной реформы - перераспределением функций и обязанностей министерств - вплоть до ликвидации должностей. Уже начавшаяся административная реформа этому способствует.
Хотя есть и альтернативный способ: опробовать оговоренный законопроектом "эксперимент", заключив на конкурсной основе со всеми работниками того же Минтруда контракт о срочной службе, - повысить зарплату и пообещать карьерный рост соразмерно результатам проводимых реформ. А вдруг им бы понравилось?
Светлана Офитова, # 57 (2890), Независимая газета
24/03/2003
|