Бюрократы в засаде
Анастасия Корня
Политики очень боятся того, что получится, если чиновники реформируют себя сами.
В ближайшее время президент должен внести в Госдуму проект закона "О государственной гражданской службе". Это уже второй по счету законопроект, направленный на реализацию административной реформы (проект закона о системе госслужбы прошел первое чтение), и у наблюдателей появилось достаточно материала для того, чтобы сделать неутешительные выводы. По мере того, как стратегия и тактика реформирования госслужбы обретают реальные очертания, они все больше противоречат главной цели административной реформы, то есть оптимизации системы исполнительной власти. Об этом говорилось на заседании экономического клуба компании "ФБК", посвященном административной реформе.
— Многие посчитали вполне приемлемым то, что закон "Об основах госслужбы" получился рамочным и очень "размытым", — говорит зампред комитета Госдумы по делам федерации Владимир Южаков. — Но уже следующий проект, закона о государственной гражданской службе, показал: эта неопределенность таит большую опасность. Она позволяет в дальнейшем вводить нормы, которые, по сути, препятствуют реформированию госслужбы: снижение уровня квалификационных требований к служащим, независимость их зарплаты от результатов службы и так далее. Кроме того, законопроект содержит много отсылочных норм к "иным нормативно-правовым актам". То есть получается, что сами чиновники будут решать, что и как реформировать. Попытки повлиять на законопроект "Об основах государственной службы" в Госдуме с тем, чтобы сохранить изначально заданный вектор реформы, скорее всего, будут мало результативными. Центристскому большинству дана совершенно определенная установка: закон должен пройти второе чтение.
Действительно, всем давно понятно, что судьба реформы госслужбы будет решаться не в парламенте, а в коридорах той самой исполнительной власти, которую рано или поздно, но все-таки придется перестраивать.
По словам одного из главных идеологов реформы, первого заместителя главы Мин-экономразвития Михаила Дмитриева, работа группы под руководством замглавы кремлевской администрации Дмитрия Медведева над проектом закона "О государственной гражданской службе" — по крайней мере на некоторое время — завершена. Документ, подготовленный рабочей группой, внесен на рассмотрение правительственной комиссии, которую возглавляет Михаил Касьянов. Однако он внесен при наличии существенных возражений со стороны МЭРТ (которое, как известно, является одним из "двигателей" реформы). По словам Дмитриева, основные нарекания вызывают положения, связанные с будущей системой трудоустройства госслужащих и оплатой их труда. В первом случае сфера применения срочных контрактов сведена к минимуму, а уволить госслужащего, принятого на постоянную работу, практически невозможно. Положение об обязательном конкурсном замещении вакантных должностей сопровождается таким количеством изъятий, что практически нивелировано. Ну а наметившаяся тенденция предельного сокращения "переменной" части оплаты труда чиновника — той самой, которая будет зависеть от результатов его работы и объема функций его ведомства — ставит под сомнение реализацию одной из составляющих реформы. То есть переход к финансированию ведомств в зависимости от объема их функций и качества их исполнения.
По мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, реформу госслужбы просто начали не с того конца: прежде всего следовало определить критерии оценки эффективности работы ведомств и чиновников. В противном случае ничего, кроме плохого, но работающего закона или хорошего, но неработающего — получить просто невозможно. На самом деле, как утверждает Дмитриев, такие критерии существуют и успешно во всем мире применяются. Например, работу его собственных подчиненных уже не первый год оценивают специалисты английской консалтинговой компании. "Но пока это как пятое колесо в телеге, потому что мы два года не можем продвинуть постановление, которое позволило бы увязать эти оценки с зарплатой", резюмировал он.
Как будут оценивать работу российских чиновников, в общих чертах уже известно. Особенно радует следующая перспектива: в том, что касается публичных услуг, планируется ввести четкие стандарты их доступности (и по времени, которое требуется на получение услуги, тоже ведь время — это деньги), а также санкции за нарушение стандартов. Однако страшно подумать, что будет, если стандарты станут устанавливать сами чиновники.
№ 1125, Время МН (online)
21/03/2003
|