Владимир Южаков: "Реформирование бюрократии оказалось в руках самих чиновников".
На заседании профильного комитета Госдумы, которое состоялось во вторник, 19 марта , обсуждались готовящиеся ко второму чтению поправки в законопроект о системе государственной службы в РФ. О том, какие решения были приняты и об общей концепции законопроекта по окончании заседания комитета корреспонденту БПИ Марии БЕЛОЗЕРОВОЙ рассказал заместитель председателя комитета ГД по делам федерации и региональной политики Владимир ЮЖАКОВ.
- Какие недостатки проекта закона о системе госслужбы в РФ, на Ваш взгляд, являются наиболее существенными?
- Прежде всего, я бы хотел немного рассказать о целях этого законопроекта и о возможных предполагаемых результатах от его принятия. Одной из основных, декларируемых законом целей, называется упорядочивание законодательных актов по вопросам государственной службы, устранение противоречий между действующим законом об основах государственной службы и рядом законов о военной службе и о правоохранительных органах. По действующему закону государственной признается только служба в госорганах, хотя законами о военной службе и правоохранительных органах вся такого рода служба является разновидностью федеральной государственной службы. Законопроект направлен на устранение этого противоречия, распространив систему госслужбы на всех военнослужащих и служащих правоохранительных органов, а не только на лиц, занятых в государственных органах. Предполагается, что это откроет дорогу для реформирования государственной службы, в том числе и для реализации тех целей, которые заявлены в Программе реформирования государственной службы, утвержденной Президентом РФ.
Я бы со своей стороны выделил еще одну недекларируемую цель, а быть может, получится и так, что это будет единственный результат принятия проекта. Предлагаемое им превращение всех военнослужащих и служащих правоохранительных органов в государственных чиновников значительно облегчает переход военнослужащих, после ухода в отставку в достаточно раннем возрасте, на должности государственной гражданской службы в государственные органы. Они получают возможность, по достижении, условно говоря, 45-лет, автоматически перейти на работу в министерства и ведомства. Сейчас это достаточно актуально, ведь ни для кого не секрет, что не просто найти желающих занять должности в ведомствах, поскольку стоит вопрос оплаты и престижа такой работы. Недостаточное денежное содержание и низкая конкурентоспособность на рынке труда – вот основные проблемы госдолжностей.
С одной стороны это быть может хорошо для тех, кто уходит на пенсию, но вряд ли это очень хорошо с точки зрения профессионализма для государственных служащих. Если мы заботимся о повышении профессионализма госслужащих, об их способности работать эффективно для государства, то вряд ли это хорошо. Смотрите, для того, чтобы достичь этих целей в следующих законопроектах, например, о государственной гражданской службе, предусматривается для облегчения этого перехода в том числе и снижение квалификационных требований по должностям гражданской государственной службы. Если ранее для замещения вакантной государственной должности обязательно требовалось наличие высшего профессионального образования, отвечающего профилю государственной должности, то теперь предлагается установить в качестве обязательного требования наличие любого высшего образования – будь то военное или техническое, не имеющее никакого отношения к профилю деятельности госоргана. Это одно из возможных последствий принятия предложенного законопроекта в той редакции, в которой его одобрил комитет.
- Какие основные поправки предлагалось внести в законопроект, и к какому результату Вы пришли на заседании комитета?
- Думаю, что законопроект имеет все шансы быть принятым практически в том виде, в каком он был принят в первом чтении. Единственная поправка, которую комитет согласился поддержать, и она не отражена авторами законопроекта, это поправка о необходимости установления соответствия должностей федеральной государственной службы должностям гражданской государственной службы субъектов федерации. На первый взгляд эта поправка несколько запутана, но на самом деле практический принцип закладывается очень простой – установить соответствие должностей с тем, чтобы упростить переход региональных чиновников в федеральные госорганы и наоборот, осознавая соотношение уровня оплаты и статуса. Это позволит повысить уровень профессионализма госслужащих в целом, поскольку создает основы для пополнения федеральной госслужбы за счет достойных представителей чиновничества из субъектов федерации. Остальные поправки, точнее, система поправок, которая была направлена на кардинальное изменение законопроекта, фактически была отклонена.
- Что это были за поправки?
- Система поправок была предложена мной и Борисом Надеждиным, мы представляли позиции СПС. Поправки были направлены, в частности на то, чтобы законы о государственной службе были законами именно о чиновниках, и не путали чиновников и военнослужащих, в частности, солдат - контрактников и офицеров. Я бы сказал даже - не позволяли чиновникам скрыться за спинами военнослужащих, в том числе и с точки зрения учета чиновников, их численности и т.д. Но, главные вопросы, которые возникают в этой связи - это вопросы об обязательности конкурса на замещение вакантных должностей государственной службы, оценке эффективности деятельности госслужащего по результатам его службы, и, соответственно, оплата, назначаемая по результатам его службы. Поправки были внесены с тем, чтобы этот законопроект был ориентирован на интересы граждан, а не на интересы собственно бюрократии.
Еще один принципиальный вопрос - какими актами будет решаться в дальнейшем вопросы о развитии государственной службы, законами или иными нормативными правовыми актами. Согласно законопроекту, все ключевые вопросы государственной службы будут решаться иными нормативными правовыми актами, которые будут в ведении чиновничества. Они сами для себя будут устанавливать последующее правовое регулирование. Это касается, например, вопросов учреждения должностей государственной службы, порядка финансирования государственной службы, установления квалификационных требований по должностям госслужбы и т.д. То, что на заседании комитета было принято такое решение, есть демонстрация того, что с самого начала разработка законодательства о госслужбе оказалась в руках самих чиновников, и нам предлагается законом закрепить то, что все реформирование бюрократии будет делаться самими чиновниками.
- Значит ли это, что законопроект будет принят с такими недостатками, которые, по сути, сводят на нет все усилия по реформированию госслужбы?
- Мы попытаемся отстоять на заседании Думы хотя бы ключевые поправки, но, судя по всему, результат предопределен. Хотя я, конечно же, не столь пессимистично отношусь к этому вопросу. Этот законопроект носит рамочный характер, большинство его норм, к сожалению, очень неопределенные, и из них, самих по себе, ничего не следует. Мы хотели сделать их более определенными, так, чтобы было понятно, куда мы движемся, куда пойдет реформирование государственной службы на законодательном уровне. В дальнейшем мы намерены продолжать добиваться того, чтобы в следующих законопроектах, в частности в законе о государственной гражданской службе, эти недостатки были исправлены хотя бы по отношению к конкретным видам госслужбы. Инициатива теперь в руках президентской стороны и мы можем лишь только пытаться как-то повлиять на выбранное направление.
- Что на Ваш взгляд, необходимо, чтобы реформа госслужбы действительно состоялась?
- Необходимо принять какие-то радикальные решения, нужно обновить кадровый состав государственной службы. Речь идет не о том, чтобы выгнать людей на улицу, а установить поступление на вакантные должности госслужбы или замещение государственных должностей только по конкурсу. Но предварительно нужно сделать сами эти должности конкурентными на рынке труда, и следующий момент в этой связи - должна быть установлена прямая зависимость заработной платы от эффективности работы государственных органов. Это очень непростая задача, поскольку нужно суметь дать качественную, обоснованную, нередко количественную оценку этой деятельности. При этом, вилка этого денежного содержания должна быть достаточно большой – эффективная работа должна существенно вознаграждаться. Если эти изменения будут сделаны, значит, у нас есть шанс, что госслужба перестанет быть, во-первых коррупционной, а во-вторых, вызывать постоянные претензии и от государства и от всех налогоплательщиков, на чьи деньги она существует.
БПИ
19/03/2003 19:32:00
|