КАК И ПОЧЕМУ УПОРЯДОЧИЛИ СТРУКТУРЫ ОДНОГО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ
Большим положительным шагом в работе Госдумы в эту весеннюю сессию было, как я считаю, принятие в первом чтении проекта закона "О системе государственной службы Российской Федерации". Докладывал официальный представитель Президента РФ, первый заместитель министра юстиции РФ Александр Карлин. Закон, несомненно, крайне своевремен и призван сыграть важнейшую роль. У него есть своя история.
Проект разработан в соответствии с планом первоочередных мероприятий на 2001 -2002 годы по реализации Концепции реформирования системы государственной службы РФ. Насколько мне известно, она была утверждена Президентом РФ 15 августа 2001 года.
Почему же назрела такая острая необходимость в этом законе?
Прежде всего, как я думаю, становление самой государственной службы проходило в сложных условиях, развивалось непоследовательно и отставало от общего темпа реформ в экономике и социальной сфере.
Кадровый потенциал государственной службы, формы и методы ее работы во многом не отвечали современным потребностям.
Одновременно мы наблюдаем, как происходит снижение престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности. Нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием незаполненных вакансий, что связано с низкой оплатой труда.
Что важного несет в себе этот закон?
Я бы отметил, что президентский законопроект жестко и четко определяет правовые и организационные основы системы государственной службы. Она будет делиться на федеральную государственную, которая включает в себя федеральную государственную гражданскую службу, военную, правоохранительную, и на государственную гражданскую службу субъектов РФ.
Государственная гражданская служба впервые выделяется в качестве самостоятельной разновидности. В перспективе отношения в ее сфере будут регулироваться в основном не трудовым, а специальным административным законодательством, что дает государственным служащим заметно больше гарантий от увольнений, а также в области пенсионного обеспечения.
Хочу подчеркнуть, что согласно этому закону четко определяются госслужба и ее виды на местах, он разделит федерального государственного служащего, просто государственного и государственного гражданского служащего субъекта РФ. А то ранее была такая практика: если человек переходил из региона служить в центр, то терял чуть ли не весь свой стаж.
Итак, федеральная государственная служба будет разделена на три группы: к первой можно отнести должности федеральной государственной гражданской службы, ко второй -воинские должности и, наконец, должности правоохранительной системы.
В законопроекте четко прописано, что "государственным нанимателем для федеральных государственных служащих является РФ, а для государственных служащих субъектов РФ -соответствующий субъект.
Закон определяет условия формирования кадрового состава государственной службы, поступления на нее и прохождения, присвоения, сохранения и лишения чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.
А вот трудовой договор с госслужащими в законе предписано заключать и переходить на контрактную службу (служебный контракт), а это больше напоминает условия договора по примеру стран Западной Европы. Там четко соблюдаются все условия контракта.
Думаю, этот законопроект прогрессивный, важный. Причем особо стоит отметить, что он не предусматривает создание специального государственного органа по управлению государственной службой.
З. БАГИШАЕВ, 45-46, Республика Башкортостан
07/03/2003
|