ДЕПАРТАМЕНТЫ ПОПРОСЯТ ПОДЕЛИТЬСЯ ФУНКЦИЯМИ
В области начинается эксперимент по реформе госслужбы
С этого года в Самарской области начинается эксперимент по реформе государственной службы. Идеологи реформы сочли для России возможным отказаться от "идеальной бюрократии", модель которой была предложена миру Максом Вебером более ста лет назад и которая по сей день доминирует в государственном устройстве многих стран. Вместо нее российской власти будет предложен путь, по которому всего несколько лет назад пошла Англия. В результате за 7 лет число государственных служащих туманного Альбиона сократилось на 75%. К чему эта реформа приведет Россию, можно будет увидеть на примере Самарской области в 2005 году
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ посредством выделения из департаментов и управлений исполнительных агентств началась в конце 80-х годов в Великобритании. За период с 1989 по 1996 годы реформаторы во главе с премьер-министром Маргарет Тэтчер добились того, что в правительстве осталось всего 25% от первоначального состава служащих. Это привело не только к сокращению затрат на их содержание, но и к росту доходов бывших чиновников. В некоторых случаях они начинали зарабатывать больше, чем их бывшие сослуживцы и начальники. При этом "на вольные хлеба" эти агентства никто не отпустил. Их руководители назначаются директором департамента, деятельность в рамках исполнения госзаказа строго регламентирована. В то же время исключительная ориентация на государственные услуги поставила бы агентства на колени. Они целиком и полностью зависели бы от государства, а их работники, потеряв многочисленные льготы, скорее всего, стали бы нищенствовать.
24 января Государственная Дума приняла в первом чтении проект рамочного закона "О системе госслужбы". Новый документ должен подготовить почву для реформы, которую в России предполагается начать в 2006 году. До этого одновременно в четырех регионах должен состояться эксперимент по реформированию системы государственной службы. Помимо Самарской области в нем примут участие Республика Чувашия, Саратовская область и Таймырский автономный округ.
Программа эксперимента в Самарской области была разработана совместное Министерством по экономическому развитию и торговле РФ и 27 декабря подписана губернатором Константином Титовым. Эксперимент, скорее всего, будет проводиться на базе департамента здравоохранения, который возглавляет Галина Гусарова. По крайней мере, другие варианты в аппарате администрации не рассматривают.
Сфера взаимодействия этого департамента с различными слоями населения очень широка. Соответственно, результаты эксперимента должны быть легко транслируемы на другие департаменты.
Одной из причин, по которым выбор пал на нашу область, стал ряд мероприятий, проведенных здесь еще до выхода Указа президента "О реформе госслужбы в РФ". Идеологию реформы управления регионом в области начали разрабатывать еще в 1999 году с участием Института проблем управления сложными системами РАН. По словам директора института Владимира Виттиха, три года назад он был приглашен губернатором для обсуждения проблемы неэффективности работы администрации. Одним из следствий той беседы стал отказ губернатора от многочисленных замов. Как известно, после победы на выборах 2000 года глава администрации области принял решение оставить при себе одного вице-губернатора, а всех остальных перевел в ранг руководителей департаментов. В результате они получили значительно большую свободу действий, в том числе и по распоряжению финансами. Правда, всех проблем это не решило. Каждый руководитель оставался в своем департаменте одновременно политиком и хозяйственником, заказчиком, исполнителем и контролером собственной деятельности...
Замышляемая в России реформа госслужбы нацелена на то, чтобы все эти функции разделить между департаментами и выделенными из их среды агентствами. Во всяком случае, так эти цели декларируют проводники реформы. По словам заместителя руководителя аппарата областной администрации Юрия Мосыченко, "задача сводится к тому, чтобы оптимизировать систему государственной власти, оставив за государственной службой политические и регулятивные функции, а все, что таковыми не является, - государственные услуги, хозяйственную деятельность - передать подразделениям, которые условно назвали агентствами".
Прообразом такого агентства в Самарской области отчасти может быть Лицензионная палата. Областной департамент промышленности в настоящее время достаточно активно оказывает предприятиям информационные услуги, участвует в лоббировании интересов самарской промышленности в московских структурах. По мнению реформаторов, эта деятельность не входит в задачи государственной службы. "В нашем понимании это агентство по развитию промышленности, - говорит Юрий Мосыченко. - И оно вполне сможет работать на бюджетной и внебюджетной основе, получая плату за свои услуги с тех же предприятий". Аналогичную деятельность, не связанную с разработкой стратегии развития региона, сегодня выполняют подразделения почти всех департаментов областной администрации.
В роли агентов в новой системе государственной службы смогут выступать и компьютерные информационные системы. В области должны появиться интернет-киоски и информационные центры, которые в конечном итоге должны полностью заменить некоторые бюрократические структуры, например БТИ. В числе уже реализуемых - проект "Социальный паспорт". Разработкой других систем в Самарской области уже занимаются компании "Маджента" и "Генезис знаний".
Пока у реформаторов больше вопросов, чем ответов. Эксперимент требует многочисленных изменений в нормативной базе, без которых его реализация может не только серьезно затормозиться, но и вовсе остановиться. Кроме того, реформа повлечет за собой серьезное перераспределение финансовых потоков и перемены в самом механизме финансирования деятельности государственных служащих. Наконец, прежде чем начать выделение агентств из департаментов, необходимо проанализировать их функции, состав, результативность работы. И качество выполнения именно этой работы является одной из самых серьезных проблем.
Людмила НИКОЛАЕВА, 5, стр. 43, Самарское обозрение
03/02/2003
|