Я Б В ЧИНОВНИКИ ПОШЕЛ, ТОЛЬКО МАЛО ПЛАТЯТ..
Во вторник состоялось заседание комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении. В этот же день председатель комитета Борис Алексеев провел заседание рабочей группы по подготовке региональных законов об административной ответственности.
-Борис Григорьевич, один из вопросов, который сегодня рассматривал ваш комитет, это утверждение списков народных заседателей городских и районных судов. В прошлом году с этими списками возникало много проблем. Как выяснялось, в них попадали инвалиды, заключенные, больные люди и даже иногда умершие. Удалось ли решить вопрос более качественной подготовки списков?
-После того, как в списках стали обнаруживаться "мертвые души", мы решили принимать меры. В начале 2002 года прошло совещание с участием депутатов ЗС, представителей областной администрации, силовых структур, аппарата судей, местного самоуправления. По его итогам направили рекомендации в органы местной власти, которые и занимаются подготовкой списков. В настоящее время в ранее принятые списки вносятся изменения, из них исключаются те, кто не может быть заседателями. Очень надеемся, что в будущем глобальная чистка не потребуется. Сейчас в муниципалитетах и судебных органах поняли, что списками надо заниматься серьезно, потому что, в конце концов, больше всего это надо им.
-Во втором чтении включены в повестку февральской сессии поправки к законам об отзыве депутатов Законодательного собрания и к Кодексу областных государственных должностей. Почему потребовалось менять эти законы?
-Необходимо привести их в соответствие с федеральным законодательством. На предыдущей сессии мы приняли эти законы в первом чтении. В новой редакции закона об отзыве осталось только одно основание для отзыва депутата: нарушение им Конституции РФ, федерального законодательства, Устава области и регионального законодательства при осуществлении своих полномочий. При этом факт нарушения должен быть установлен в надлежащем порядке. В действующей редакции предусмотрены три основания, в том числе невыполнение предвыборных обещаний и совершение действий, порочащих статус депутата, которые Конституционный суд РФ признал неправомерными, поэтому регион должен их отменить. На заседании мы рассмотрели поправки к законопроекту, предложенные областным избиркомом и депутатом Валерием Лукиным. В основном они касались порядка деятельности инициативной группы, созданной для отзыва депутата.
-Сколько нужно собрать подписей, чтобы отозвать парламентария?
-Законодательное собрание назначает голосование по отзыву депутата, если собрано не менее 10 процентов подписей граждан от числа принимавших участие в выборах. Нельзя отзывать депутата в течение первых и последних шести месяцев срока его полномочий и в связи с теми же действиями (бездействием), которые раньше уже побудили провести голосование по его отзыву, и оно было признано несостоявшимся, либо решение об отзыве на нем не приняли. Также нельзя отзывать депутата ранее чем через полгода после проведения голосования по его отзыву.
-Какие основные изменения предлагаются в Кодекс областных государственных должностей?
-Поправки в кодекс важны, главным образом потому, что они предусматривают повышение зарплаты областным госслужащим. Денежное содержание служащих категории "А" увеличится в 1, 51 раза, категории "Б" -в 0, 68 раза, категории "В" -в 0, 43 раза и будет соответствовать размеру содержания федеральных служащих. Я считаю, что депутаты поступили правильно, согласившись с предложением администрации повысить зарплату, так как отток кадров из властных органов принял просто угрожающие размеры. Как, например, отметил вице-губернатор Сергей Босхолов, за последний год значительная часть юристов плавно переместилась из областной администрации в соседнее здание -"Иркутскэнерго". Думаю, повышение зарплаты позволит удержать специалистов в госструктурах. Поправки особенно актуальны для специалистов категории "В", которые в настоящее время получают очень мало. Так, самая высокая зарплата среди работников аппарата ЗС составляет полторы тысячи рублей.
-Комитет рекомендовал сессии принять в первом чтении закон о территориальных избирательных комиссиях (ТИК). Раньше отдельного закона не было. В связи с чем понадобилось его разрабатывать?
-Принятие такого закона регионами предусматривает новая редакция федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, вступившая в силу летом 2002 года. Если раньше территориальные комиссии создавались только на время выборов, то теперь они становятся постоянно действующими органами и формируются сразу на четыре года. В начале декабря в области было создано 40 избиркомов: четыре в Иркутске и по одной в каждом муниципалитете, назначены их председатели. Еще одно отличие от прежних комиссий -большее количество в их составе представителей партий. Закон предполагает, что весь 2003 год ТИКи будут работать на общественных началах, с 2004 года восемь из них -в территориях, где количество избирателей превышает 60 тыс., -получат статус юридического лица, их председатели будут работать на освобожденной основе, зарплата им будет выплачиваться за счет бюджетных средств. Оклад планируется установить в размере 1, 5 оклада работников, занятых в экономике области. В связи с изменением федерального выборного законодательства в этом году нам также предстоит изменить региональные законы, в том числе Устав, в котором следует предусмотреть проведение выборов в Законодательное собрание по смешанной системе. Будут разработаны законы по местным и областным выборам и референдумам.
-Ваш комитет на заседаниях рассматривает не только региональные, но и федеральные законопроекты. На этот раз в повестку было включено два вопроса -поправки к закону о членах Совета Федерации и закон о системе госслужбы в РФ. Какие решения были приняты?
-Мы подготовили отрицательный отзыв на законопроект, предусматривающий внесение изменений в законы о порядке формирования Совета Федерации и о статусе сенаторов и депутатов. Эти поправки, принятые Госдумой в первом чтении, на наш взгляд, ущемляют права регионов. В частности, законопроект предполагает, что вопрос о досрочном прекращении полномочий сенатора решает Совет Федерации, несмотря на то, что представителя назначил регион. Также мы не согласны с тем, что сенатор может не исполнять поручения избравшего его органа госвласти региона по одобрению федеральных законов, на которые получены отрицательные отзывы президента РФ, правительства, комитетов и комиссий СФ. Кроме того, в законе предусмотрено, что региональные власти не вправе давать своим представителям в Совете Федерации поручения о том, как голосовать по вопросам, отнесенным к ведению СФ, и по поправкам к Конституции страны. Считаю, что эти положения являются необоснованными и неправомерными, так как сенаторы обязаны исполнять все поручения власти регионов, от которых они избраны или назначены. Мы намерены отправить свои поправки в Федеральное собрание. Отрицательное заключение на этот закон подготовила также и администрация области.
-Какие законы планируется разработать в сфере госстроительства и местного самоуправления в этом году?
-По предварительным оценкам, будет разработано около 20 законов. В частности, мы планируем подготовить законопроект об административной ответственности за правонарушения в области благоустройства городов и других населенных пунктов. Будет разработан закон об оказании бесплатной юридической помощи гражданам региона, о муниципальной службе, о границах избирательных округов ЗС, внесены поправки в закон об организации деятельности администрации и в Кодекс областных госдолжностей в части пенсионного обеспечения. Предложения к плану представили мэры ряда территорий области, региональное отделение партии "Единая Россия" (о муниципальных казачьих дружинах).
-Борис Григорьевич, вы не только председатель комитета, но и мэр Нижнеилимского района. Как вы оцениваете проект реформы местного самоуправления о разделении муниципалитетов ни три уровня?
-Пока только отрицательно. Считаю, что мы сильно торопимся менять существующую систему. Нельзя проводить реформу, не укрепив базу местного самоуправления. А федеральные власти намереваются делегировать полномочия в городские и сельские поселения, не задаваясь при этом вопросом, готовы ли они к этому, есть ли техническая и финансовая базы. В законе предусматривается, что муниципалитетам передаются ресурсы, однако, я вижу, что консолидированного бюджета области не хватает на то, чтобы закрыть все прорехи. Я сторонник поэтапного реформирования административной системы.
Ирина ДУГИНА, "Сибирские новости", 11, Восточно-Сибирская правда
23/01/2003
|