ЗАКОН О НОМЕНКЛАТУРЕ ВЛАСТИ
В пятницу Госдума приняла в первом чтении законопроект "О системе государственной службы Российской Федерации", внесенный президентом. Но депутаты не получили внятных ответов на свои вопросы: почему служащие военных ведомств и правоохранительных органов будут считаться госслужащими, а врачи и учителя нет; какой орган будет регулировать всю работу госслужбы; и почему нужно спешно принимать этот закон, когда не написаны отраслевые, которые детально пропишут содержание видов госслужбы - гражданской, военной и правоохранительной.
Замминистра юстиции Александр Карлин, стоя на трибуне, убеждал: "Законопроект не дает никаких оснований для более широкого, чем сейчас, понимания госслужбы и круга должностей, исполнение обязанностей по которым может быть приравнено к госслужбе. Предпосылки для приравнивания понятий "госслужащие" и "работники, находящиеся на бюджетном финансировании" отсутствуют".
Депутаты Карлину не поверили. Татьяна Астраханкина прямо спросила: "Если служащих учреждений образования и здравоохранения к госслужащим приравнивать не предполагается, то и оплата их труда не будет приравнена к оплате госслужащих?" Карлин ответил: "Все совершенно так, как вы и понимаете". Юрий Никифоренко никак не мог взять в толк, "почему в немилость попали у нас учителя и врачи": "Не проще ли тогда назвать закон "О номенклатуре власти"?" Замминистра строго сказал, что "право отражает тот уровень общества и те возможности государства, которые существуют".
Борис Надеждин попытался выяснить, "действительно ли к категории госслужащих будут причислены не только лица, работающие в госорганах, то есть в просторечии чиновники, но и лица, работающие в госучреждениях". Оказалось, что так. Изумленный логикой авторов законопроекта, Александр Чуев воскликнул: "Так что же, работающий в доме отдыха, принадлежащем Минобороны, будет госслужащим со всеми вытекающими особенностями пенсионного обеспечения, а работник такого же заведения, но только гражданского, нет?" Карлин утешил: "Президент сформирует перечень воинских должностей, где будут учитываться содержательные аспекты обязанностей". Остался непроясненным и важнейший вопрос: как госслужащие будут выполнять полномочия Российской Федерации и ее субъектов? По Конституции это прерогатива представительных органов власти. Зампред комитета по региональной политике Владимир Южаков объяснил, что "госслужащие претендуют на исполнение властных полномочий, что антиконституционно". Карлин никак не отреагировал.
Николай Коломейцев требовал объяснить, "в чем причина вынесения отношений госслужащих за рамки Трудового кодекса": "Получается, что госслужащие, сотворившие драконовский кодекс, будут жить и действовать по иным законам?" Карлин объяснил, что так и задумано: "Трудовой кодекс будет применяться, но в тех случаях, когда на то будет прямое указание законов о видах госслужбы". Коломейцев не унимался: "Все реестры должностей отданы указу президента, а не закону. Зачем же тогда закон, если указ старше?".
Владимир Южаков в своем выступлении пытался обратить внимание на "правовые лакуны", которые неизбежно возникнут, если принять закон о системе госслужбы без отраслевых законов о видах госслужбы. По его мнению, "правовой произвол в таком случае неизбежен". Южаков считает, что "упрощение порядка учреждения должностей госслужащих - это можно будет сделать любым нормативным актом, в том числе и подзаконным, - недопустимо". Реестр госдолжностей, на данный момент единый, становится "резиновым". Любое ведомство может "сочинить" себе то количество госдолжностей, какое считает необходимым. В законе, по мнению Южакова, необходимо прописать вопросы, общие для всех видов госслужбы: ограничения, права и обязанности, порядок поступления на госслужбу и ее финансирование. Депутата тревожит, что "работники госаппарата военных и силовых ведомств по законопроекту оказываются вне зоны законодательного регулирования".
С Южаковым согласились почти все: за принятие законопроекта в первом чтении проголосовали 290 голосами. На решение палаты не повлияли призывы Василия Ивера "вернуться к ленинскому принципу воспитания кадров". "В нашем зале много старых коммунистов, - напомнил Ивер, - так что моральный кодекс строителя коммунизма, имеющий связи с нормами христианского поведения, был бы кстати".
ОЛЬГА РЕДИЧКИНА, 11, стр. 2, Газета
27/01/2003
|