СЛУЖБА, ОТ КОТОРОЙ ЗАВИСИТ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВА
Депутаты Государственной думы приняли в первом чтении законопроект "О системе государственной службы Российской Федерации". Представляя нормативный документ, первый заместитель министра юстиции Российской Федерации Александр Карлин отметил, что он призван закрепить правовые и организационные системы государственной службы Российской Федерации и методы ее управления.
- Предлагаемый законопроект по своим характеристикам и предназначению является базовым, рамочным. Его задача - путем решения общих проблем правового регулирования государственной службы устранить создавшиеся в последние годы серьезные противоречия междуфедеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и рядом федеральных законов о видах государственной службы; снять юридические барьеры и дать импульс для начала реального реформирования важнейшей сферы общественных отношений, подвести под эту работу надежный и современный правовой фундамент, - сказал он вашему корреспонденту. - После того, как будет принят и введен в действие данный документ, Закон "Об основах государственной службы" прекратит свое действие.
Несмотря на то, что закон принят в первом чтении, мнения депутатов о нем неоднозначны, и авторов документа ждет большая работа над поправками и замечаниями при подготовке его ко второму чтению. Так, заместитель председателя комитета по делам Федерации и региональной политики Владимир Южаков подчеркивает новаторскую изюминку закона, упрощающего порядок учреждения должностей государственной службы, благодаря включению их в реестр. Это означает, что любым нормативно-правовым актом могут быть учреждены любые новые должности государственной службы. Однако, считает он, в законе нужно четко прописать, что Единый реестр должностей должен утверждаться либо законом либо указом президента Российской Федерации с тем, чтобы исключить здесь произвол и расширение этого перечня.
Заместитель председателя комитета по регламенту и организации работы Государственной думы Николай Коломейцев убежден, что закон должен более детально прописывать и регламентировать реестры и чины, вопросы функционирования государственного аппарата и его чиновников. Только в этом случае можно бороться с произволом. В противном случае всегда погоду будет определять некий "дядя", ближе сидящий к высокопоставленному уху и имеющий возможность подписывать тот или иной указ, что в принципе будет стимулировать и без того цветущую буйным цветом коррупцию.
Заместитель председателя комитета Госдумы по делам содружества независимых государств и связям с соотечественниками Анатолий Чехоед считает, что от государственных служащих зависит, какой порядок будет в стране. Так как именно они будут реализовывать принятые законы.
Согласитесь, говорит он, что сегодня карьера государственного служащего зависит не от его личных качеств, а от того, в чьей он работает команде, к кому приближен. Особенно это характерно для регионов. Изберут нового руководителя администрации, он по сути дела разгоняет всю старую команду чиновников, набирает новую. Ощущая себя временщиком, чиновник во время пребывания у власти больше думает не о том, как работать в пользу народа, а о том, как в эти четыре года обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь. И поэтому я думаю, что этот закон о госслужбе должен выступить по охране прав государственных служащих, гарантировать им стабильность, способствовать воспитанию кадров. Необходимо сохранять традицию и преемственность в этой сфере, тогда бы власть была более действенной,
Первый заместитель руководителя фракции "Союз правых сил" Борис Надеждин отметил позитивный момент в статусе госслужащих. Это переход его благодаря законопроекту из области трудового права на уровень административного права.
- Но я настаиваю на том, - говорит он, -чтобы в закон были внесены положения о регулировании базовых вопросов госслужбы не указным правом, а федеральными законами. Считаю, что параллельно должна быть форсирована и завершена работа над Кодексом поведения государственных служащих, который фундаментально важен для того, чтобы чиновники работали эффективно и честно.
Заместитель председателя комитета по делам женщин, семьи и молодежи Вера Лекарева сказала вашему корреспонденту:
- Законопроект о государственной службе давно назрел и необходимость его принятия не вызывает сомнений. Несомненным достоинством законопроекта я считаю - четкое разделение государственной службы на гражданскую, правоохранительную и военную. Выделены принципы построения системы госслужбы. Однако не прописан статус специальной структуры, которая бы курировала государственную службу в стране, статья 17 закона ничего не говорит о решении формирования системы государственной службы. Необходимо четче в законе прописать критерии профессионального отбора кадров.
Заместитель председателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев:
- Необходимо более четко обосновать деление службы на подразделения. Целесообразно в разряд государственной службы зачислить служащих социальных сфер- учителей, врачей... Обозначить такой вид службы, как социальная государственная служба. Не решен в законе вопрос о равном доступе граждан к государственной службе. Я внимательно изучал положения документа, но так и не обнаружил четкой статьи о конституционном принципе равного доступа к государственной службе. Не раскрыты в документе механизмы формирования кадрового резерва. На мой взгляд, в стране отсутствует широкая система подготовки кадров, и в итоге сталкиваемся с кадровой проблемой в центре и в регионах. Четче предусмотреть в законе о конкурсном принципе назначения на вакантные должности, это поможет выдвигать способных людей, благодаря их деловым качествам, а не личной преданности вышестоящему начальству. Нам надо постоянно помнить, что государственная служба это та самая служба, от которой зависит наша с вами жизнь, функционирование государства и развитие экономики. И потому критерии требования к новому законодательному акту должны быть чрезвычайно высоки.
Председатель комитета по делам Федерации и региональной политики Виктор Гришин:
- Существующая правовая база по государственной службе достаточно противоречива. Если отдельно рассматривать законы об основах государственной, воинской службы, а также службы в правоохранительных органах, то найдем там много противоречащих положений. Когда готовилась концепция реформирования государственной службы, ставились две задачи - не разрушить существующее законодательство и подготовить базу для постепенного и целенаправленного реформирования государственной службы. Перед авторами законопроекта, несомненно, стояла достаточно сложная задача. Мои коллеги депутаты при обсуждении проекта требуют комплексности закона, и в то же время выдвигают претензии, чтобы все статьи документа были конкретными. Такого быть не может. Тема настолько широка, что полностью ее решить в одном законе невозможно. Настоящий законопроект это, прежде всего, концепция для создания правовой базы. Это рамочный закон с правовым обоснованием видов служб. На базе и в рамках этого закона будут создаваться отраслевые законодательные акты по всем видам государственной службы. Законопроект вводит достаточно понятные нововведения, которые должны быть расширены в отраслевых нормативах. К примеру, формируемая система рангов дает возможность перехода с одного вида службы на другой с соблюдением условий для зачтения общего стажа.
Заместитель председателя комитета по международным делам Василий Ивер подошел к рассмотрению закона с неожиданного ракурса:
- Закон, конечно, важный, - говорит он. -Но не надо изобретать велосипед. Есть ленинские принципы подбора, расстановки и воспитания кадров, которые были заложены в советской кадровой политике. И надо взять эти принципы за основу, отобрав все лучшее, что там было. Это касается и ответственности, и вопроса морального поведения чиновников. Вспомним моральный кодекс строителя коммунизма, который сочетается во многом с христианскими заповедями.
Тамара Плетнева, член комитета по образованию и науке, тоже настроена к законопроекту критично:
- Ни для кого не секрет, - говорит она, -что в последние десять лет на государственную службу в основном попадали не по критериям профессионализма (я не хочу оскорбить всех госслужащих), а по принципу личной преданности начальству. В законе я не нашла, как же будет меняться принцип подбора кадров. Когда принцип "личной преданности" будет изменен на принцип "профессиональной пригодности"...
Василий ТРЕСКОВ., 12, стр. 3, Торговая газета
19/02/2003
|