Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


"НИКАКИХ МЫСЛЕЙ, ПРЕДВЫБОРНЫХ ИЛИ ОБОРОННЫХ, МЫ НЕ ДЕРЖИМ"

Михаил Касьянов защитил бюджет-2003 перед корреспондентами "Ъ"

протокол

Любое правительство ежегодно сдает тест - бюджет. Правительство Михаила Касьянова уверено, что тест-2003 будет сдан на "отлично". Тем не менее, корреспонденты "Ъ" НИКОЛАЙ ВАРДУЛЬ и КОНСТАНТИН СМИРНОВ устроили председателю правительства МИХАИЛУ КАСЬЯНОВУ накануне его выступления на Саммите Земли в Йоханнесбурге свой тест. Вот его результаты.

- Непосредственно перед тем, как проект бюджета был передан в Думу, вы ездили в Китай. Сразу после того, как депутаты возьмутся за бюджетный пирог, вы улетаете в Африку. Значит ли это, что вы абсолютно уверены, что с бюджетом все в порядке?

- Активная работа с бюджетом в Думе начнется где-то 15 сентября. Тем не менее определенное спокойствие есть: мы долго вымеряли все традиционные проблемы, с которыми правительство сталкивается при рассмотрении бюджета в Думе, работали с фракциями, которые хотели взаимодействовать. Я убежден в том, что проект сбалансирован с точки зрения удовлетворения тех потребностей, которые на данном этапе имеются у страны. Мы удовлетворяем эти потребности в меру возможностей сегодняшнего дня. Есть четыре приоритетных направления: оборона, правоохранительная деятельность, образование, судебная реформа - они в полной мере соответствуют тем программным документам, которые приняты президентом и правительством.

Другая важная часть, конечно,- это сбалансированность общей финансово-экономической политики. Бюджет играет важную роль в балансировании и стабильности территориальных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов: Пенсионного, медстрахования и соцстрахования. Здесь тоже найден хороший баланс. Учтены также потенциальные риски, связанные с колебаниями цен на нефть, газ, металлы, продукцию химической промышленности. Есть необходимый профицит, который заложен в бюджете следующего года, примерно 0,6% ВВП, он обеспечивает демпфирование возможных неблагоприятных изменений. Наряду с обычными мерами по финансированию платежей по погашению основной части долга- доходы от приватизации, реализация госзапаса драгметаллов и камней, заимствования внутренние, заимствования внешние - у нас есть профицит и финансовый резерв. Две эти дополнительные составляющие будут также обеспечивать стабильность.

- Вы хвалите бюджет...

- Не то чтобы хвалю. Я говорю, что он нормально сбалансирован, исходя из имеющихся возможностей и прогнозов.

- Но есть его критика. Например, ЦБ в "Основных направлениях кредитно-денежной политики" не приветствует снижение профицита в условиях пика платежей по внешнему долгу. Вероятно, этот факт наводит банк на печальные мысли: в крайнем случае прибегнут к его резервам. Есть и традиционный спор: Минфин говорит, что инфляция в России имеет исключительно монетарный характер, то есть кивает на ЦБ, который слишком много печатает рублей. ЦБ же считает, что инфляция развивается потому, что правительство слишком много тратит.

- Спор уместный. Первое: большой профицит или маленький? Профицит на том уровне, на котором он и планировался. В 2002 году он чуть больше, чем в 2003-м. В последующие годы он примерно таким же и будет - около 0,6% от ВВП. Но сам ВВП растет, поэтому и профицит в денежном выражении, конечно, будет больше при одновременном снижении объемов платежей. Пик платежей будет в 2003 году, дальше профицит как доля от ВВП может снижаться, но только в целях снижения налогового бремени - эффект от снижения налоговых изъятий подтолкнет рост экономики. Профицит в 2003 году просто необходим. В следующие два года он необходим, как подушка-запас. Но он меньше нужен, чем в 2003 году. Почему профицит в следующем году ниже, чем в этом году? Потому что мы снижаем налоговое бремя. В этом году государство по всем структурным уровням бюджетной системы изымает доходов из экономики на 39% ВВП. В следующем году этот уровень будет уже ниже. Я говорю уже второй год, что мы не должны увеличивать расходы быстрее, чем растет экономика. То есть не должны изымаемые в большом объеме (в том числе благодаря росту собираемости налогов) средства из экономики перераспределять сами.

- Собираемость растет, когда налоги снижаются.

- Поэтому если мы продолжим эту работу, то добьемся успеха. Мы говорим о снижении налогового бремени; налог с оборота снижен сейчас, налог с продаж - в следующем году, а там уже НДС, соцналог и т.д. Не исключаю, что это можно будет сделать и раньше 2005 года. По итогам года мы, надеюсь, увидим, что результаты, которых мы ожидали от проведенных налоговых изменений, достигнуты.

- Помимо того что 2003 год пиковый с точки зрения платежей, он еще начинает двухлетку выборов. И проект бюджета подвергается критике именно с этой точки зрения. Депутаты заявляют, что армии обещали повышение доходов наполовину, фактически повысили на 10-20%. То есть с точки зрения выполнения предвыборных задач проект бюджета 2003 года скуповат. После встречи с вами Геннадий Райков, лидер депутатской группы "Народный депутат", сказал, что "жирка в бюджете нет". Так ли это хорошо? Тем более что "жирок" можно найти. Вы только что сказали, что рассчитываете на рост в 2002 году около 4%. Данные Госкомстата за июнь-июль могут свидетельствовать, что рост будет выше, а значит, и предмет дележа увеличится.

- В июле были данные по росту промышленного производства на 7,8%. Если очистить этот рост от сезонности, это будет уже 6,2%. В целом же рост ВВП за год, к сожалению, объективно не достигнет прошлогодних 5%, но превысит первоначальный прогноз в 3,6%.

- То есть роста расходов не будет, даже несмотря на предвыборный год?

- Кто-то назвал проект бюджета "военно-предвыборным"...

- Это была газета "Коммерсантъ".

- На самом деле бюджет никакой не предвыборный, не оборонный - и хорошо. Никаких мыслей, предвыборных или оборонных, мы не держали и не держим. Он соответствует тем приоритетам, которые мы обозначили.

- Но оборона - один из приоритетов.

- Да, он соответствует этим приоритетам, потому что рост расходов на закупку вооружения и ремонт техники соответствует программе вооружения. При этом проводится повышение денежного довольствия в том объеме, в котором это предлагалось. В дебатах в Думе, надеемся, мы сумеем убедить депутатов, донести нашу уверенность, что проект сбалансирован. Для дополнительных расходов в нем "жирка" нет. Потому что любой жирок для расходов - это снижение профицита и принятие на себя дополнительного риска, связанного с внешним долгом. Потому что профицит у нас идет на погашение внешнего долга.

- Вы говорите, бюджет не предвыборный. А в Думе говорят, что на предвыборную кампанию Думы в год выборов в Думу выделяется 3,5 млрд руб., а на предвыборную кампанию президента, хотя выборы будут в 2004 году, 5 млрд руб.

- Это готовит Центральная избирательная комиссия. Мы им доверяем.

- 2003 год особенный еще и потому, что в этом году России надо будет продвинуться по дороге в ВТО. Между тем спор об условиях присоединения к этой организации в России продолжается, вот, например, президент недавно говорил о неприемлемости требований Евросоюза о повышении внутренних цен на энергоносители до мировых. Сумеет ли Россия на своих условиях вступить в ВТО?

- Одно из ключевых требований к России - о необходимости, как говорят, ликвидации двойного, внутреннего и внешнего, ценообразования на энергоносители - не связано с ВТО. ВТО эти вопросы вообще не регулирует. Россия - страна с богатейшими природными ресурсами. Это наше естественное, природное преимущество. Странно было бы, наверное, говорить о том, что мы должны продавать внутри страны газ по европейской цене ($130 за 1000 куб. м), когда большая часть этой цены складывается из расходов на его транспортировку. У нас же рыночная цена на границе с Украиной - $80. Дальше транспортировка доводит ее до $130. Правда, внутри страны цена сегодня ниже себестоимости добычи и транспортировки до российских потребителей. У нас сегодня 1000 куб. м стоят $20, а чтобы привести цену в соответствие с рынком, она должна быть повышена до $35-40.Но решение этой проблемы - дело будущего, и она с нашим вступлением в ВТО не связана.

- О том же говорят и в ЕС: "Повысьте до $40!"

- Это есть в нашей программе - не повысить цену, а довести цену реализации на внутреннем рынке до уровня рентабельности. Цель же - чтобы добычей и реализацией газа на внутреннем рынке могли заниматься и частные компании.

- Есть вопрос, как говорится, несколько в сторону. Почему именно сейчас всплыла тема административной реформы? Это синоним реформы правительства?

- Нет, это совсем не так.

- Разве административная реформа - это не реформа власти? Вот в сказке Евгения Шварца "Обыкновенное чудо" был министр-администратор, и реальная власть принадлежала ему...

- Вы правильно сказали: административная реформа - это реформа власти, а не правительства. Административная реформа - это ответ на вопрос, сколько нужно властных полномочий и на каких уровнях для исполнения обязанностей власти, предусмотренных в Конституции. Где-то этих полномочий мало, а где-то (и таких ситуаций больше) они явно излишни. Надо поэтому сделать ревизию. Я сейчас больше говорю об исполнительной власти в экономике. Есть разграничение полномочий, предусмотренное в Конституции: есть исключительные полномочия федеральной власти, есть полномочия власти региональной, есть полномочия совместного ведения - федеральной и субъектов РФ. Какие скандалы на слуху? Использование недр. Лес. Водные ресурсы. Рыба. Это все из совместного ведения. И еще в Конституции записана такая функция, как делегирование. Не только разграничение, но и делегирование полномочий. То есть федеральное правительство по Конституции имеет право делегировать свои даже исключительные полномочия, но их исполнение контролировать. Может делегировать и региональная власть. Проблема в том, чтобы правильно распределить эти полномочия. Ну и еще одно направление - это работа с общественностью, повышение прозрачности процесса принятия решений.

- А у вас уже есть приоритеты в административной реформе?

- Сейчас даны поручения в месячный срок каждому министру представить перечень полномочий, которые, как каждый из них считает, можно будет отдать или дополнительно получить, одновременно я попросил губернаторов сделать тоже, чтобы лица, непосредственно участвующие в исполнении этих властных полномочий, могли дать свое мнение. Надеюсь, это мнение будет откровенным, взвешенным и объективным.

- Говорят, что реализация административной реформы начнется во второй президентский срок?

- Нет. Подготовительный этап должен быть закончен к 2004 году. Я не исключаю, что мы пригласим группу аналитиков. Сейчас же нужно собрать фактуру. Она есть, но не структурирована. Подготовительную работу я поручил Игорю Шувалову, руководителю аппарата правительства, а также министрам Герману Грефу и Юрию Чайке. Через месяц они начнут анализировать собранную информацию, и будет сделана программа этой реформы. Конечно, в полном объеме будет использовано то, что уже наработано комиссией, которую возглавляет Дмитрий Козак, она значительную работу проделала по разграничению полномочий. При этом будет учтено и то, что сделает рабочая группа Дмитрия Медведева по реформе госслужбы.

Фото:

- Слева направо: обозреватель отдела экономической политики "Ъ" Константин Смирнов, председатель правительства РФ Михаил Касьянов, заведующий отделом экономической политики "Ъ" Николай Вардуль Фото ДМИТРИЯ АЗАРОВА


НИКОЛАЙ ВАРДУЛЬ, КОНСТАНТИН СМИРНОВ, 157, стр. 1-2, Коммерсант
03/09/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации