Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


КОГДА ЧИНОВНИК ВЗЯТОК НЕ БЕРЕТ

Чиновник, он и в Африке чиновник. И весь мир озабочен тем, как бы найти оптимальные принципы государственного управления. Великобритания, к примеру, вообще всю жизнь прокладывала путь к такой системе управления, которая бы напрямую была увязана с результатами ее деятельности. Много лет подобный опыт нарабатывают Новая Зеландия и Швеция. Долго держалась традиционных схем управления Германия. Оно и понятно: немцы - народ в законодательном отношении щепетильный и во всех смыслах пунктуальный, но и их допекло, решили, что эту сферу нужно реформировать. Нам, россиянам, всегда было как-то не до того. Но если экономические реформы худо-бедно, а уже 10 лет идут по стране, и рыночные отношения начинают приобретать цивилизованный характер, то о реформе госслужбы до сих пор и речи не было: эта система существовала практически в неизменном виде не просто с советских лет, а со времен царя Гороха. Любой бизнесмен да и просто обычный гражданин вам расскажет о чиновниках столько нелестного, что станет ясно: в целом эта система стала большим препятствием на пути экономического и социального развития.

Нельзя сказать, что никаких усилий по реорганизации госслужбы не предпринималось. Еще при Ельцине была создана комиссия по подготовке реформы госслужбы, но в силу разных причин дальше некоторых интересных идей дело не пошло.

Нельзя и сказать, что с приходом Путина все кардинально изменилось. Но он пришел к власти под лознугом государственника, провозгласив своей целью наведение порядка. Возобновилась работа многих комиссий по реорганизации. А в итоге в августе прошлого года была принята федеральная концепция реформирования госслужбы, затем был подготовлен соответствующий проект программы на 2003-2005 годы. А к нему - комплект документов с измененными и новыми законами, касающимися государственной, гражданской, муниципальной службы. Но прежде чем запустить в производство все эти идеи и проекты, решили посмотреть на местах, в реальном измерении, готовы ли регионы к тому, что начнет работать экономический механизм ответственности госслужбы перед гражданским обществом. С этой целью (и по приглашению администрации Самарской области) в губернии побывала экспертная группа из Москвы. Одним из ее руководителей был декан факультета "Государственного и муниципального управления" государственного университета Высшая школа экономики Андрей Клименко, который любезно согласился ответить на наши вопросы.

- Андрей Витальевич, хотелось бы подробнее об ответственности чиновников перед обществом. Наш бюрократ словно призван испокон веков, "тащить", "не пущать", "стращать". Может, у России все же свой, особый путь?

- Да не получается у нас своего пути. И хотя слова об ответственности порой звучат, как шутка, но это именно то, что позволит существенно изменить систему работы государственных институтов. Есть же принципальные моменты, общие для всех стран и континетов.

- Какие, например?

- Нельзя смешивать политические и хозяйственные функции. Тем более испольнительные и контрольные, а у нас один и тот же орган и исполняет, и сам себя контролирует. Теория управления говорит, что это просто нонсенс. Разные функции должны выполнять разные ведомства. Так что реформу грамотнее было бы назвать административной.

- Значит, вы предлагаете сузить фукции чиновника, органичить его свободу, чтоб меньше было возможностей для злоупотреблений?

- Скорее, наоборот. Свободы у него должно быть больше.

- Тогда парадокс получается. Вы говорите о четком административном и служебном регламенте, чтоб у чиновника был перечень прав и обязанностей.

- Да, и если при этом мы подключаем к организации его рыботы компьютерную программу, то этоим обрубаем огромный пласт административного (чиновничьего) усмотрения. То есть уточняем его фукнции, упорядочиваем, регулируем.

- И при этом говорите о свободе...

- Да, о свободе, но в четко определенной области. Разве сейчас она есть? Если руководитель департамента или управления занимается тем, что выбивает деньги на ГСМ или аренду помещения и при этом не может потратить ни копейки из них на зарплату чиновников или другие нужды, разве это свобода?

- Остается нашему чиновнику брать взятки?

- А почему, кстати, существует такая проблема? Потому что есть единая тарифная сетка. И сколько бы ты ни принес департаменту денег, выполняя хозяйственные функции, тебя никак не оценят. Вот и рассчитывает чиновник на помощь со стороны. Президент в своем Послании Федеральному собранию четко сказал об этом: "Нынешняя организация работы госаппарата, к сожалению, способствует коррупции. Коррупция - это не результат отсутствия репрессий - хотелось бы это подчеркнуть, - а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер - тем большое взяток и чиновников, их берущих". А вот если некую организацию отделить как юридическое лицо, дать свой счет, баланс, возможность зарабатывать, но под руководством управления, департамента, и распределять эти средства, может, на доплату за квалификацию или на привлечение экспертов, то заинтересованности в результатах будет больше, а злоупотреблений меньше.

- Но денег-то, как известно, много не бывает. И если чиновник при мизерном окладе построил шикарный коттедж, ездит на новой иномарке и живет на широкую ногу, то вряд ли его можно убедить в преимуществах неподкупности...

- Знаете, люди на самом деле не очень любят нарушать закон без надобности. Сделай ему приличную зарплату, и он не станет рисковать.

- Ох, соблазн так велик... Впрочем, это уже другой разговор - о морали и нравственном законе. Человек слаб...

- Значит, у него должно быть меньше искушений, а в его функциональных обязанностях - меньше противоречий. Сейчас же он одной рукой деньги выписывает, а другой - тратит. То есть поставлен в такие условия, которые провоцируют его на коррупцию, превышение должностных полномочий, неисполнение обязанностей. И не нужно изобретать велосипед, такая практика наработана в той же Швеции, Франции.

- Ну, Швеция нам не указ.

- А почему? Мы ж перенимаем западную моду, почему бы не воспользоваться здравым опытом, тем более что нам и бояться-то нечего. "От какого наследства мы отказываемся?" Госаппарат неповоротлив, неэффективен, а должен стать работающим инструментом реализации экономической и одного из ее важнейших направлений - социальной политики. Такой опыт есть в других странах, но он начал появляться и в российских регионах. В Самарской области, например, в сфере здравоохранения, социальной защиты. Тот же социальной паспорт жителя, который предполагается разработать и внедрить в губернии, позволит систематизировать всю информацию о социальном статусе каждого жителя области, повысить адресность оказания ему помощи и в целом сделать более эффективным взаимодействие населения и органов исполнительной власти в социальной сфере.

Есть интересные наработки в департаментах здравоохранения, образования, экономического развития. Кстати, среди регионов, которые откликнулись на инициативы федерального центра и выразили готовность поработать с экспертами из Москвы, были всего четыре субъекта - Самарская, Саратовская области, Таймыр и Чувашия. Их и посещаем, чтобы выявить готовность страны идти по пути реформирования и ограничения в бюджетной, финансовой, законодательной и других сферах, мешающие это сделать.

- Цель предстоящих изменений - сэкономить деньги, повысить управляемость регионов, приблизить власть к населению?

- Все эти цели, вместе взятые, и составляют одну основную - эффективность самой государственной службы.

Но хочу подчеркнуть, общие принципы, которые мы вырабатываем, должны обеспечивать свободу выбора решений на уровне регионов. А если мы жестко закрепим не только принципы, но и саму организацию процесса, дадим департаментам типовые положения, привяжем к единой тарифной сетке, то более худшую систему трудно придумать.

- Но есть мнение, что страну нужно объединять.

- Если за счет жесткого скелета, то мы ее развалим! Все регионы, попав в клетку, начнут из нее рваться на волю. Поэтому нужны мягкие границы. В открытой системе все динамично, нельзя смотреть на нее как на замкнутый контур. Это только кажется, что жесткость обеспечит порядок. Вспомните, как разводил руками президент, сетуя, что пропали направленные на восстановление Чечни миллиарды.

- Все догадываются, где они осели, только концов не найдешь.

- А что творится в стране с армией, милицией, медициной!.. Да у нас в Москве помрешь десять раз, пока попадешь на прием к врачу в обычной поликлинике. А система МВД работает эффективно? Вы обращаетесь за помощью в милицию? Если только по традиции. Реально же на самых разных уровнях у нас нет защиты. И не будет до тех пор, пока мы держимся за старую, вернее, безнадежно устаревшую систему управления. Она, как радиация, без цвета, без запаха... Страшная вещь. И если оставим все как есть, эта атомная бомба рванет у нас на дому...


Людмила МОЛЯКОВА, 167, Волжская Коммуна
11/09/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации