НА КОМ ГОРЯТ ШАПКИ
НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ГОД В РОССИИ НАЧАЛСЯ СО СТАРЫХ ПРОБЛЕМ
И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ...
Несмотря на то, что минувший август не обрушил на головы россиян очередной обвал рубля, спокойным начало нового политического сезона в России не назовешь. Если в Европе все лето шли ливни, вызвавшие в конце концов катастрофические наводнения, то многим районам России, где с апреля по сегодняшний день так и не выпало ни капли дождя, "повезло" ничуть не меньше: вовсю горят леса и торфяники, потушить которые власти просто не в состоянии.
Объявивший недавно из-за этого чрезвычайное положение в Подмосковье губернатор Борис Громов был хоть и осторожен в выборе слов, но все же конкретен в их адресности. Боевой генерал оценил катастрофическое положение с нынешними подмосковными пожарами как результат банального разгильдяйства и безответственности, царивших в течение последних полутора десятков лет в руководстве областью.
Внешняя деликатность далась нынешнему губернатору с трудом: "...Все растащено, разворовано", - горько посетовал Громов в объективы ТV-камер. Безусловно, он не имел в виду своего предшественника, явно не продававшего на сторону пожарные рукава, речь, конечно, шла об общем положении вседозволенности, которое сложилось во властных верхах при Ельцине. Явная беспомощность нынешних властей - естественный результат той вольницы.
Пожары в Подмосковье, которые сегодня в прямом смысле видны и ощутимы в Кремле, конечно, привносят беспокойство нашим правителям не только запахом гари.
Собственно, невозможность потушить их само по себе - не что иное, как одно из самых ощутимых звеньев в цепи общероссийского властного разгильдяйства, замолчать которое невозможно уже никак. В этом ряду и последствия мощных и тоже почему-то опять внезапных тайфунов, охвативших девять регионов в Южном федеральном округе и смывших в прямом смысле часть Черноморского побережья, которые не устранены до сих пор.
Все помнят, сколько скорбных чиновничьих лиц различного формата мелькало в те дни на экранах телевизоров, но никто сегодня так и не дал своим согражданам ответ на простой вопрос: "Кто виноват?" Виновных как не было, так и нет. Скорее всего, и не будет, несмотря на то, что 28 августа на селекторном совещании премьер Касьянов был вынужден констатировать, что до сегодняшнего дня на местах не начато восстановление разрушенных паводками и селями домов. Если спокойно оценить названные премьером цифры (из 12, 5 тысяч запланированных к сдаче 15 октября домов сегодня построено лишь ...25), то иначе как саботажем подобную политику местных руководителей назвать нельзя.
Впрочем, только ли местных? Если вспомнить многочисленные совещания по этому поводу в Кремле, массовые и порой бестолковые выезды различных министров на места, а затем их прилюдные споры до хрипоты о цене квадратного метра вновь возводимого жилья, трудно допустить, что все это делалось лишь из благих побуждений. Также можно лишь строить догадки, почему российские "зеленые" и их последователи не используют такую политически благоприятную для себя ситуацию: пожалуй, ни у кого сегодня нет лучших возможностей для создания партии и преодоления пятипроцентного барьера на очередных выборах...
В тот же ряд "внезапных" техногенных проколов, после которых должны называться "персонально ответственные", логично ложатся и взрывы домов, и крупные локальные авиакатастрофы, и общая неразбериха, например, в Чечне.
В этом российском субъекте федерации есть действующий глава администрации Кадыров (а если вспомнить, то еще и действующий, непереизбранный президент Масхадов, который, как утверждают спецслужбы, "скорее жив, чем мертв"), правительство, районные руководители и т.д. Есть постоянный, хоть, может, и не бесспорный, контроль ситуации в регионе со стороны Москвы. Нет одного - ответственных лиц за постоянные террористические акты на Северном Кавказе, несвоевременную выплату законных пособий пострадавшим, общую неразбериху и т.д. По данным СМИ со ссылкой на региональный оперативный штаб, в период с 7 августа 1999 г. по 22 июля 2002 г. в Чечне и Дагестане погибло 4249 военнослужащих, ранено свыше 12 тысяч человек, и пропало без вести 29. И это в мирное время... Даже после падения на минное поле вертолета МИ-26 и гибели при этом 1 19 человек ни один генерал не отдан под суд. Хотя приказ министра обороны за номером 225, запрещающий перевозку пассажиров на вертолетах, в том числе и МИ-26, был издан аж в 1997 г. Значит, все эти годы он банально и безнаказанно нарушался...
Наивно полагать, что президент Путин столь недальновиден, чтобы просто замолчать все происходящее. Потому логичнее допустить (и это, кстати, подтвердили некоторые наши источники в Кремле), что президент просто держит паузу.
Видимо, кадровая ситуация в высших коридорах власти находится в столь запущенном состоянии, что единичные "жертвенные коровы" Владимиру Путину сегодня просто не нужны: ему нужно все стадо. Скорее всего, по мнению наблюдателей. президент готовится к общему комплексному решению кадровой проблемы. Только этим, пожалуй, сегодня можно объяснить отсутствие жесткой реакции на происходящее со стороны главы государства.
ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ ИМ ГОТОВИТ
Надо сказать, что проблемы в системе государственного управления назрели уже давно и сегодня не только видны Кремлю, но и ощущаются всеми слоями населения.
Проблемы эти возникли не сами по себе, а достались Владимиру Путину в довесок вместе с ключом от кремлевской резиденции и являются сегодня одной из его основных головных болей. Не случайно еще год назад, 20 августа, глава государства подписал распоряжение об образовании комиссии по вопросам реформирования госслужбы в России. Возглавить эту комиссию было поручено премьер-министру Михаилу Касьянову.
По сути же, основная работа по подготовке проекта закона "О системе государственной службы" ведется группой специалистов под руководством заместителя главы кремлевской администрации Дмитрия Медведева. Именно этот проект и должен быть представлен на обсуждение парламента в конце года. Что и как будет прописано в этом документе, пока не ясно. На сегодняшний день единственным напоминанием о том, что эта работа все-таки ведется, стал Указ президента о принципах поведения госслужащих от 13 августа.
В целом этот документ, отдельные положения которого вызывают откровенную улыбку (например, содержащее обращение к вкраплениям человеческой совести у чиновников), мало что значит на практике. Наивно полагать, что после этих увещеваний чиновники начнут жить лишь на одну зарплату, а проблемы простых граждан станут для них выше личных. Ко всему прочему, не совсем ясно -почему для нормальной работы бюрократической машины нужны еще какие-то дополнительные законы: неужели действующего Уголовного кодекса мало? Ведь там, кажется, достаточно четко прописаны наказания задачу и получение взяток, превышение служебных полномочий, или, наоборот, халатность и т.д.
Скорее, нынешняя законодательная активность властей помимо продекларированной социальной начинки имеет еще одну, не менее конкретную - пиаровскую. Если учесть, что этой осенью на стол президента должен лечь проект концепции административной реформы, такие предположения, скорее, логичны. Впрочем, наблюдатели уже обратили внимание на некоторые разногласия, возникшие между разработчиками. Но они все-таки, по мнению аналитиков, преодолимы, а с точки зрения пиара и вообще полезны. Концепция будет написана с учетом всех спорных мнений и доложена для принятия решения главе государства: ведь не зря Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию дал премьеру наказ на подготовку "обоснованных положений по реструктуризации системы исполнительной власти". Нынешний документ и должен показать, кто и с какой ответственностью исполняет поручения главы государства...
Безусловно, такое своеобразное "одергивание" президентом своих чиновников не может ограничиваться лишь безликой "реструктуризацией": ситуация, конечно, потребует персоналий.
На сегодняшний день, как рассказал "РВ" один высокопоставленный чиновник из окружения президента, речь может идти о нескольких знаковых фигурах. Их имена известны давно: Михаил Касьянов, Александр Волошин, Анатолий Чубайс. Трудно найти СМ И, которые бы не уделили время и место своему политическому прогнозу относительно их будущего. Во всяком случае, среди огромного числа уже озвученных версий, на взгляд аналитиков, наименее проходная та, где Михаила Касьянова стараются представить противником действующего президента на выборах 2004 г. Слухи о коварстве "семейного" Касьянова, скорее, виртуальны, чем жизненны. Если премьер и потеряет кресло, то скорее за то, что не сможет обуздать аппетиты подчиненных министров, и подобный шаг президента будет логичен и с точки зрения "паблисити", и по правилам трудовой дисциплины.
Кстати, по нынешним данным, число участников возможной кадровой "корриды" на самом деле может быть существенно расширено. Например, усилились слухи о возможной отставке Генпрокурора Владимира Устинова и назначении на это место полпреда президента в СЗФО Виктора Черкесова. Говорят, что уже в ближайшее время можно ожидать соответствующее президентское представление в Совет федерации.
Среди тех, кто может заменить В.Черкесова на посту полпреда, называют нынешнего командующего войсками Ленинградского военного округа генерал-полковника В.Бобрышева. Кандидатура министра внутренних дел Б.Грызлова также числится в ряду потенциальных претендентов на пост пострадавшего недавно в аварии секретаря Совета безопасности В.Рушайло, хотя по некоторым данным Грызлову вроде бы удалось уговорить президента оставить его как министра пока на прежней работе.
Тем не менее, запасную кадровую площадку для смены руководства МВД кремлевские кадровики на всякий случай тоже готовят. Если переход Грызлова все же состоится, наиболее реальным его сменщиком может оказаться либо нынешний первый зам. министра В.Васильев, либо милицейский профессионал высшего класса, а ныне зам. генпрокурора генерал В. Колесников. И хоть концентрация этих слухов в обществе все-таки привела в замешательство руководство Белого дома и даже заставила в конце месяца сделать соответствующее анонимное опровержение в СМИ, наблюдатели из правительства все же не исключают подобного развития сюжета. Впрочем, это лишь версии, хотя периодическое их озвучивание в СМ И позволяет Кремлю лишний раз напоминать Белому дому, кто "в этом доме хозяин".
Ну, а в эпицентре этого круговорота страстей по-прежнему простые россияне, многие из которых до сих пор истово верят в то, что кому и кем быть в России, будут определять именно они.
Михаил СМИРЕНСКИЙ., 30, стр. 2, 3, Российские вести
11/09/2002
|