Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


ИДЕАЛЬНЫЙ БЮРОКРАТ

А бывают ли вообще на белом свете умные, трудолюбивые и не вороватые чиновники? На этот риторический вопрос отвечает заместитель руководителя аппарата правительства Алексей ВОЛИН.

- Поговаривают, что чиновники торопятся насладиться нынешним "бабьим летом". Оно может стать последним в их спокойной и размеренной жизни: в октябре правительство представит президенту Концепцию реформирования органов госвласти. И она обещает быть "революционной"...

- Для начала уточним: есть несколько рабочих групп, которые занимаются реформой. Одну возглавляет зам. руководителя администрации президента Дмитрий Козак. Они занимаются вопросом разграничения полномочий между федеральным Центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением. Другой группой руководит тоже зам. главы администрации Дмитрий Медведев. Ему поручено подготовить Концепцию госслужбы: что это такое, чем один вид службы отличается от другой и т.д.

Что касается председателя правительства Михаила Касьянова, то он к осени представит Владимиру Путину предложения по реструктуризации системы исполнительной власти. Основываться они будут на мировом опыте, жестко устанавливающем границы государственного вмешательства в экономику, в социальную сферу, в политику и культуру. Во всем мире многие функции государства вытесняются институтами развивающегося гражданского общества. Вот нам и предстоит во всем этом разобраться и сделать так, чтобы не чиновник определял, чем ему заниматься и что курировать, а здравый смысл и буква закона, выверенные в соответствии с потребностями гражданского общества.

- Некоторые авторы проектов реформирования госслужбы предлагают ввести принцип состязательности: чиновникам среднего и низшего звена придется проходить конкурс, победителю которого и будет вручаться приз - заветная вакансия. На ваш взгляд, идея эта разумная или от нее отдает пионерлагерем?

- В чиновники я пришел с конкретного производства, из бизнеса. И у меня иное видение этой проблемы: отбором чиновника путем конкурсов мы ничего не решим. Если вы хотите получить результат, то создавайте команду. Сами подбирайте себе сотрудников, которым вы доверяете. Получилось - ордена и плюшки пополам. Не вышло - будьте готовы к пинку.

А что у нас с победителем конкурса? Ведь он же герой, его уволить нельзя. Вот вы и получите на какое-то время не сменяемого, а значит, и не управляемого чиновника. Его под зад коленкой ну никак нельзя. Да и не верю я в таких победителей. Наше общество не в той стадии зрелости, чтобы человек вот так просто работал, не щадя живота своего.

- Какая-то безрадостная у вас выходит картина: только угроза пинка может заставить чиновника порадеть на благо Отечества.

- Ну почему? Есть и другая "воспитательная" мера. У нас, слава Богу, меняется менталитет избирателя. За последние десять лет они стали понимать, правда, не до конца, что государство существует на налоги, которые они платят из своего кармана. По сути являются своеобразными акционерами корпорации "Российская Федерация". Ведь это за их счет существует государство, а многие вороватые чиновники позволяют себе кучерявую жизнь. А раз так, то именно налогоплательщики и должны заказывать государству музыку, а не наоборот. Если вы платите налоги, то и определяйте правила игры. Иначе это сделают и зачастую уже делают совсем другие. Путин, Касьянов, Христенко, Волин, Пупкин - все они наняты на деньги налогоплательщиков и обязаны печься о благе своих нанимателей.

- Звучит красиво, но как вы проконтролируете деятельность тех, кто. по вашим словам, "нанят нами на работу"? Не случайно, к примеру, медведевская группа предлагает в этих целях создать при министерствах и ведомствах специальные коллегиальные органы, в которые войдут как чиновники, так и представители общественности. А присматривать они будут за тем, чтобы личные интересы бюрократов не вступали в конфликт со служебными обязанностями. Другими словами, не воровали...

- Понимаю: эдакая щука для присмотра за карасями. И вот уже чиновники побежали дружно выстраиваться в очередь, чтобы настучать друг на друга о "конфликте чиновничьих интересов с общественными". Я в это не верю, И потом: где найти таких представителей общественности, которые бы с утра до вечера следили за движениями чиновничьей руки? Я наблюдал всех представителей гражданского общества, которые весной собрались на свой съезд в Кремле. Вы не поверите: две трети выступавших требовали от государства регулирования деятельности общественных союзов. Настаивали на том, чтобы государство утирало бы им сопли, разбирало их ссоры друг с другом. Вот вам и "зрелое общество".

- Выходит, и щука не нужна, и караси никуда не годятся. Кто ж тогда "рассеет тучи", кто тогда "развеет мглу"?

- Пока никто. Но не пугайтесь: у населения есть несколько вариантов взять ситуацию под свой контроль. Первый - путем аттестации высшего руководителя страны раз в четыре года. Что я имею в виду? Собрание акционеров корпорации "Российская Федерация" под названием "президентские выборы".

- Допустим. А как быть с парламентскими выборами в корпорации "Российская Федерация"?

- Парламенту отводится иная роль: не только принимать законы, но и контролировать расходование средств, исполнение бюджета. Если хотите, то парламент у нас должен стать своеобразной ревизионной комиссией корпорации "РФ". Следить за тем, чтобы деньги не увели "налево". Роль контролера могут играть и средства массовой информации. Не случайно президент в своем послании к Федеральному собранию говорил о том, что пора определить законом право граждан и СМИ на доступ к информации министерств и ведомств.

- Немало воды утечет, пока это случится. Сегодня же беззастенчиво уводят в этой самой корпорации "РФ" прямо из-под носа не только "ревизионной комиссии", но и президента бюджетные деньги. И ничего не происходит. В такой ситуации хватаешься за соломинку: может быть, конкурсы да общественные советы умерят аппетиты вороватых чиновников?

- Борьба с коррупцией поручена правоохранительным органам. И у них достаточно полномочий для этого. Пускай они и занимаются этим, а мы с них спросим. Вовлекать же в это дело общественность неразумно.

- Как же тогда искоренить гидру коррупции и заставить чиновников работать на общество, а не на свой карман?

- В этом вопросе я придерживаюсь следующей позиции. Страна выбрала президента, президент формирует правительство. А дальше должно происходить так: каждый член Кабинета является по сути менеджером проекта. Один проект называется Министерство внутренних дел, другой проект - Федеральная служба безопасности, третий проект -Министерство экономики. Каждый менеджер под себя должен формировать правила игры. Требование к менеджеру-министру одно - успешное выполнение поставленных задач.

- Понятно: для вас вся Россия - одна корпорация с президентом-менеджером. Справился с экономикой, лучше стали мы жить, тогда он может претендовать на второй срок, нет - выгоняем его с работы. Но нет у вас впечатления, что все это гладко на бумаге, а в оврагах все те же вороватые чиновники, коррупция и неэффективное управление. И снова мы разведем руками: хотели как лучше, а вышло как всегда.

- Есть лекарство и от этой беды. Чтобы чиновники не воровали, повышение им зарплаты (на этом настаивают некоторые разработчики планов по реформированию госслужбы) или контроль за их деятельностью проблемы не решат. Какой выход? Приглашать во власть богатых людей. Другого пути не вижу. Потому что разговоры об увеличении зарплаты - до пяти-десяти тысяч долларов США в условиях нашей страны не совсем реальны.

Зачем богатые люди идут во власть? Заняться устройством страны. Реализовать свои политические амбиции. Кстати, в Гонконге, между прочим, мэру города платят в год порядка одного миллиона долларов. Если мы сравниваем Россию с корпорацией с оборотом 50 млрд. в год, то вполне нормально, чтобы премьер получал у нас миллион долларов в год, президент страны -десять миллионов на срок исполнения своих полномочий. И тогда ситуация была бы ясная и прозрачная. К сожалению, этого мы не можем сделать, не тот у нас уровень доходов основной массы населения страны.

- А вы уверены, что и богатые люди во власти не станут воровать?- А зачем? Не для этого они туда пришли. Идут они во власть по ряду причин. Во-первых, когда уже заработано достаточно денег, хочется попробовать себя на новом поприще, найти применение своим идеям. Бизнесмены во власти также понимают, что им нужны цивилизованные, нормальные правила игры, и эти правила игры они лучше обеспечат, чем другие. И, наконец, происходит "повышение капитализации" бизнесмена. После опыта работы в госучреждениях такой человек приобретает бесценный опыт и знания, которые пригодятся при возвращении в бизнес. Цена такого бизнесмена на рынке увеличивается в несколько раз.

- Ну и где же вы наберете столько умных и богатых?

- А это проблема того самого менеджера-министра. Он и должен набрать свою команду, В дефицит таких людей я не верю.

Вот и все. Набрал толковую команду - почет тебе и уважение. Не сумел набрать - освободи место для другого. Ну а если совсем беда, министра президент всегда может отправить в отставку, а для проштрафившегося президента есть процедура импичмента, предусмотренная Конституцией.

- Госдума подготовила кодекс поведения чиновника, где строжайше запрещено брать взятки...

- У нас был кодекс строителя коммунизма, но коммунизм мы так и не построили. Я бы обратил внимание на другое: у нас все больше высокое начальство следит за своим рейтингом. Если вы оказываетесь невнимательными к жалобам граждан или к жизни граждан, то к чему это приводит? В обществе нарастает раздражение, рейтинг высшего начальника (президента) падает. А тут скоро выборы. Огромное количество социологических центров каждую неделю публикуют свои данные. Вот и реагируют на это, пытаются выправить ситуацию. А другого пути нет.

- Представим себе такую картину: вы с вашими идеями о России-корпорации, о богатых во власти выехали за пределы Садового кольца Москвы, к примеру, в сторону Рязани. У меня нет уверенности, что там разделят ваши идеи.

- А я не считаю, что люди за городом должны оказывать влияние на формирование структуры государственной власти. Простые люди за городом, как налогоплательщики, раз в четыре года принимают решение: кому они доверяют страну. Дальше простым людям за городом все это становится неинтересно. Они вообще могут не знать фамилии министров. Зачем забивать себе голову? Простых людей должно волновать, а прибавилось ли у них в кошельке от управления страной командой президента. Поедут ли они в следующем году отдыхать на Канарские острова или их ждет Подмосковье? Будут ли они менять крышу на даче или покупать новый автомобиль? Вот вопросы, которые должны волновать людей.

- Во время недавней поездки Владимира Путина по Дальнему Востоку и Сибири в его адрес звучала и критика: мол, не царское это дело вникать во все детали, тратить время на посещение каких-то ферм и заводиков, лучше бы заняться серьезными проблемами экономики...

- Президент Путин - достаточно молодой управляющий корпорации "Российская Федерация". Если вы хотите быть хорошим менеджером, хорошим управляющим, вы должны понимать, каким образом у вас система работает. Вот он и пытается все потрогать, пощупать своими руками. Одно дело принимать решения в Кремле, а другое - самому посмотреть, как все это работает в глубинке.

- В последнее время президент стал чаще заниматься разруливанием спорных ситуаций в бизнесе. Но, к примеру, лидер "Яблока" Григорий Явлинский видит в этом серьезные пробелы в системе управления страной...

- Во всех странах мира общение президента с крупнейшими предпринимателями является нормальным, естественным явлением. Более того, если мы говорим, что Российская федерация - это своего рода акционерное общество, содержащееся на деньги налогоплательщиков, то кто у нас является самыми крупными налогоплательщиками? Олигархи, конечно. Встречаться и решать спорные вопросы с такими налогоплательщиками -прямая обязанность президента. Ведь на деньги этих налогоплательщиков и содержится во многом наше государство. Что такое крупный олигарх, крупный предприниматель? Это не только его капитал. Это тысячи, а иногда и миллионы людей, работающих в его секторе. И благополучие этого бизнеса - это одновременно благополучие десятков тысяч людей, занятых в этом бизнесе.

- Серьезные нарекания в адрес чиновников вызваны и теми льготами, которыми они пользуются. Будут ли они урезаны или ликвидированы вообще?

- Я сторонник того, чтобы чиновник получал только одну, но достойную зарплату. При этом они должны быть лишены всех льгот и привилегий. Что у нас сегодня? Возьмите начальника управления или департамента. Квартиру он реально может получить? Может. У него есть служебная машина. А это и водитель, и бензин, и ремонт. На Западе, правда, евробюрократия сегодня даже на виагру компенсацию получает. В Европе они социализм уже построили. Но они забывают об одном: социализм всегда рано или поздно заканчивается. Поэтому надо просто чиновникам платить большие зарплаты и лишить их поликлиник и всех прочих льгот. Чиновники должны быть ближе к жизни. Не нужно их пересаживать ни на "Волгу", ни гнать в подземку. Но они на свою зарплату могли бы купить себе автомобиль - и ездить на работу.

- Простите, а у вас "мигалка" есть?

- Есть, но я ей не пользуюсь, на работу езжу на своем автомобиле. Во всем мире чиновник через пробки не прет с "мигалкой". Такое право - только у президентов. Во Франции, между прочим, в конце каждого месяца парламент публикует данные, сколько раз президент, председатель правительства и глава парламента нарушили правила уличного движения. А мы чем хуже их?

***

Наша справка

Алексей Волин окончил Институт стран Азии и Африки в 1986 году. С 1986 по 1989 год работал в агентстве печати "Новости". С 1990 по 1991 год работал в Индонезии заместителем заведующего бюро АПН, с 1992 по 1994 год - корреспондент, зам. генерального директора Дирекции информации РИА "Новости". В 1996 году назначен генеральным директором канала "Деловая Россия". Работал в администрации президента Бориса Ельцина первым зам. начальника управления по связям с общественностью. В 1998 году возглавил департамент правительственной информации. В августе 1998-го назначен председателем правления Агентства РИА "Новости". С июня 2000 года - зам. руководителя аппарата правительства РФ.

Фото:

- Алексей Волин в своем кабинете.


Беседовал Сергей ЗАВОРОТНЫЙ, 160, стр. 3, Трибуна
11/09/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации