Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


"КОЛИЧЕСТВО МИНИСТЕРСТВ НАДО СОКРАТИТЬ ВДВОЕ"

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов объясняет правительству, как ему реформироваться

О том, что федеральное правительство подвергнется ре-структуризации, было объявлено ровно два года тому назад. Заявил об этом президент Владимир Путин. Подготовить предложения по новой структуре правительства было поручено премьер-министру Михаилу Касьянову и руководителю администрации президента Александру Волошину. Однако к установленному сроку - май 2001 года - предложения готовы не были. А несколькими месяцами позже Касьянов заявил, что в серьезной реструктуризации нужды пока нет - достаточно будет "тонкой настройки". В это время президент подключил к разработке плана административной реформы группу членов Госсовета во главе с Юрием Лужковым. Эта группа свои предложения представила в срок, но никакого решения по ним принято не было. Стало ясно, что объявленная "реструктуризация" тормозится, что "наверху" далеко не все считают ее делом неотложной важности.

В начале нынешней осени об административной реформе заговорили вновь. Недавно заинтересованным лицам и организациям была представлена концепция структурной перестройки системы исполнительной власти, разработанная группой ученых под руководством ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова. "НГ" попросила руководителя группы рассказать, какую реформу они "прописали" правительству и на какие последствия рассчитывают.

- Ярослав Иванович, это инициативная разработка группы ученых-добровольцев или у нее есть заказчик?

- Нет, это не заказная работа. Хотя, берясь за нее, мы, разумеется, рассчитывали на вполне определенных потребителей и всем им направили наш доклад. Я надеюсь, они его прочтут.

- Президент ожидал плана административной реформы от премьер-министра. Если ваши предложения понравятся в Кремле, Михаил Касьянов с его "тонкой настройкой" будет выглядеть саботажником. Это не входило в ваши планы?

- Конечно, нет. Высшая школа экономики тесно сотрудничает и с администрацией президента, и с правительством. Зачем нам кого-то подставлять?

- Тем не менее вы рекомендуете не "настройку", а радикальную реконструкцию.

- Да, мелкими модернизациями не обойтись. Проблема нашей исполнительной власти заключается в том, что она все еще сохраняет многие черты советской организации. Министерства, например, по-прежнему чувствуют себя "штабами отраслей", а не регулирующими органами, которые реализуют общегосударственные или общенародные интересы в данных отраслях. Прежде эту функцию целеуказания и регулирования за них выполняли партийные и плановые органы, а сегодня она оказалась "ничейной".

Во многих ведомствах круг их регулятивных полномочий не совпадает с кругом распорядительных. Возьмем для примера высшую школу. Приблизительно две трети государственных вузов контролируются Министерством образования, оно эти учебные заведения финансирует и полностью ими распоряжается. Остальные государственные вузы находятся на содержании и соответственно в распоряжении других министерств и ведомств. А есть еще негосударственные вузы, которые ничем не обязаны никаким министерствам. А между тем кто-то же должен регулировать общероссийский рынок образовательных услуг? Если за это возьмется нынешнее Министерство образования, то понятно, что оно будет "регулировать" в пользу тех вузов, которые принадлежат ему непосредственно. Та же картина в Минпромнауки: налицо явный перекос финансирования в пользу подведомственных структур.

Что мы предлагаем? Первым делом - определить и разграничить функции различных органов власти. Есть политические функции - это функции целеуказания для всех объектов управления и для самого аппарата власти. Политической функцией можно, например, считать формирование госбюджета, разработку государственных программ, подготовку нормативных документов. Есть функции регулирования - тех или иных рынков, скажем. Есть распорядительные функции, когда орган управления распоряжается предприятиями или учреждениями на правах полного хозяина. Есть функции контроля за исполнением норм и заданий, принятых властью. В соответствии с этим мы предлагаем "развести" ведомства на три уровня. Верхний этаж - министерства, которые выполняют регулирующие и отчасти политические функции, ниже - федеральные агентства, которые должны предоставлять публичные услуги и исполнять распорядительную функцию по отношению к своим подведомственным предприятиям, затем -органы федерального надзора, назначение которых - государственный контроль.

Мы не расписывали эту схему до деталей. Конфигурацию новых ведомств должно определять правительство. Но что было бы разумно сделать, скажем, в сфере управления высшим образованием? Очевидно, из Минобразования можно выделить федеральное агентство, которое будет финансировать все государственные вузы и техникумы и отвечать за предоставление общественных образовательных услуг. А контроль за качеством этих услуг и за расходованием финансовых средств поручить специальному надзорному органу. Тогда министерство будет работать как ведомство, регулирующее весь рынок образования.

- Как изменится число ведомств в результате этой реорганизации? Их станет больше или меньше?

- Количество министерств, по нашим прикидкам, должно сократиться примерно вдвое, а агентств, конечно, прибавится.

- По первому впечатлению агентство станет более "хлебным" местом, чем министерство. Это не может послужить препятствием для реализации вашей схемы?

- Вы хотите знать, где будет комфортнее коррупционеру? Думаю, что с этой точки зрения вся предлагаемая нами система не очень привлекательна. Удобнее всего брать взятки, когда ты сам пишешь нормативные акты, сам даешь деньги, сам проводишь тендеры, сам себя ревизуешь. С обособлением этих функций возможности для мздоимства становятся намного скромнее. А кроме того, у нас есть специальное антикоррупционное предложение - система электронных административных регламентов. Суть ее в том, что в каждом ведомстве составляется точная "карта деятельности", в которой описываются функции, полномочия, взаимосвязь различных элементов этого ведомства. Задается маршрут движения той или иной входящей бумаги или распоряжения начальника ведомства) устанавливается время, за которое бумажка от чиновника А должна дойти до чиновника Б, а от него проследовать к чиновнику В. Если бумажка отклонилась от маршрута или в какой-то точке задержалась дольше положенного времени, на пульте у начальника срабатывает "сигнал тревоги". То есть мы формализуем по каждому документу набор решений, формализуем время, в течение которого чиновник должен принять решение, формализуем процедуру контроля над ним. Таким образом) у него значительно меньше пространства для произвола и) следовательно, для коррупции. - Есть ли у вас рекомендации по реформированию федерального правительства? Оно станет "кабинетом министров" или его аппарат будет оставаться самодостаточным надминистерским ведомством, дублирующим подчиненные министерства?

- Собственно структуры правительства мы не касались. Я сторонник того, чтобы перейти к кабинетной системе. Думаю, что эффективно работающее правительство должно состоять не более чем из 15-20 министров. Но можно ли браться за эту реорганизацию, не проведя преобразований в нижних звеньях управления? На мой взгляд, нельзя. Аппарат правительства громоздок - это верно, но таковы сегодня министерства, что без этой надстройки пока не обойтись. А кроме того, кто же будет проводить реформу министерств и ведомств? Без правительственного аппарата организовать ее некому.

Вообще реформу нужно начинать не с "головы", а с "кирпичиков" административной системы. Такими "кирпичиками") на наш взгляд, является реформа госслужбы, цель которой - создать для чиновников материальные и моральные стимулы работать на государство, выделение высокооплачиваемого слоя менеджеров, вывод технических и обслуживающих функций за пределы госаппарата (так называемый аутсорсинг), создание системы административных и должностных регламентов, введение регулярного планирования и оценки деятельности, а также обеспечение открытости несекретной части регламентов и планов для публичного контроля.

- Ваша схема довольно похожа на ту, что в начале прошлого года предложила президенту рабочая группа Госсовета, руководимая Юрием Лужковым.

- Если одна и та же мысль приходит в головы разным людям, наверное, это неглупая мысль.

- Но доклад госсоветчиков был положен под сукно...

- Наши предложения директивной силы тоже не имеют. Если аппарат не хочет самореформироваться, то никакая группа ученых его не заставит. Но с другой стороны, нельзя же сидеть и ждать, когда аппарат захочет реформ. Мы не можем приказать правительству) но можем мобилизовать общественный интерес к административной реформе) и если этот интерес будет достаточно сильным, правительство рано или поздно вынуждено будет пойти ему навстречу.


Анатолий Костюков, 205-206, стр. 1-2, Независимая газета
27/09/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации