Здесь всегда рождалась интрига
Двухлетие Госсовета РФ планируется отметить выставкой фотографий
Мария АРЗУМАНОВА
Два года назад Владимир Путин придумал Госсовет. Его появление наряду с институтом полпредства вполне отвечало политическим реалиям времени. Президент строил властную вертикаль и искал для региональных лидеров разумное место в новой конструкции. С образованием Госсовета и принятием новых принципов формирования верхней палаты парламента Кремль, с одной стороны, лишил губернаторов возможности вмешиваться в решения Центра, с другой — приблизил к власти с правом совещательного голоса.
Нельзя сказать, чтобы практика «мы тут посоветовались, и я решил» сразу нашла в сердцах губернаторов горячее сочувствие. Масла в огонь подлила пресса — СМИ однозначно оценили новацию как пустышку, которую Путин сунул регионалам, чтобы не плакали по утраченному влиянию. Два года (поначалу особенно яростно) с мест раздаются голоса то о необходимости придания Госсовету конституционного статуса с правом решающего голоса, то о назначении глав регионов президентом. Однако из Кремля с той же регулярностью поступает твердое «нецелесообразно». С этой точки зрения Госсовет оказался весьма своевременным институтом, позволяющим Кремлю все время держать руку на пульсе региональных настроений. С его трибуны много раз звучала жесткая критика по самым разным поводам. Путин слушал, иногда возражал, иногда соглашался, но эмоции губернаторов так и оставались эмоциями.
С другой стороны, губернаторы не могли не признать, что Госсовет облегчил им выход на президента и координацию деятельности с федеральными чиновниками.
За два года состоялось 7 заседаний Госсовета, 22 раза собирался президиум. Губернаторы образовали 31 рабочую группу, выбирая тему «по душе» — оборонка, ипотека, физкультура, наука, итоги уборки урожая, — тут Кремль не давил. Иногда только одергивал. Так, слишком увлекшемуся проблемами международной политики Александру Дзасохову аккуратно дали понять, что мониторингом ситуации в Лаосе и Камбодже довольно успешно занимается МИД. Юрий Лужков не на все сто процентов справился с реформой госаппарата. Его разработки передали первому замглавы Администрации президента Дмитрию Медведеву, ведущему реформу госслужбы. Зато Юрий Михайлович беспрепятственно и с видимым удовольствием разработал и представил конные церемониальные выходы Кремлевского полка на Красную площадь.
Для разнообразия президиум несколько раз выезжал в регионы. Так, год назад в Оренбурге обсуждались проблемы сельского хозяйства. Владимир Путин ходил по фермам, щупал коров и с интересом слушал районных руководителей — о том, как новозеландское масло совсем задавило отечественного производителя. Одной из самых удачных — по результатам и оперативности — стала группа губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева. Ему наряду с президентом страна обязана быстрым и решительным утверждением государственной символики.
Между тем практика показала, что исполнительная власть работает, как правило, против губернаторского корпуса. Предложения рабочих групп Госсовета с удивительной регулярностью наталкиваются на противодействие со стороны правительства. Как правило, они требуют дополнительных расходов или изменения привычной стратегии, а консервативное чиновничество нелегко идет как на первое, так и на второе. Право выступить с альтернативными докладами на заседаниях Госсовета с самого первого раза отдавали профильным министрам. Губернаторы говорили о том, что нужно сделать, а правительство — что можно. Здесь всегда рождалась интрига, а Путин выступал судьей, наблюдая, как в споре рождается (или не рождается) истина. Поэтому именно на президентские указы по итогам прений, а не на сотрудничество с правительством, губернаторы возлагали и возлагают наибольшие надежды.
День рождения Госсовета в Кремле предполагается отметить буднично: выставкой памятных фотографий в фойе Георгиевского зала БКД. Скупые слова поздравлений, очевидно, будут приурочены к очередному заседанию, на котором губернаторы займутся проблемой местного самоуправления. С одной стороны, два года — дата не круглая, чего там особенно праздновать? Однако она свидетельствует, что пророчества о скорой смерти Госсовета окончательно не сбылись.
Без редактуры
Из выступлений на заседаниях Госсовета
Виктор КРЕСС, губернатор Томской области: «У нас давно действует комиссия во главе со мной по ограничению административных барьеров в малом бизнесе. Я называю ее комиссией по борьбе с государственным рэкетом».
Валерий МАЛЕЕВ, глава администрации, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ: «Только покупать землю, а в остальных правах ограничивать — это все равно что жениться, а потом ничего, кроме поцелуев».
Александр ЧЕРНОГОРОВ, губернатор Ставропольского края: «Никакая гора золота не заменит кусочек хлеба, поэтому по земле нужен всенародный референдум».
Константин ТИТОВ, губернатор Самарской области: «Необходимо вернуть на экран и радио утреннюю гимнастику, советы диетолога, проводить театротерапию, наконец».
Юрий ЛУЖКОВ, мэр Москвы: «Я занимаюсь конным спортом в любительском ключе — с удовольствием ношусь по полям на лошадях и вообще предпочитаю агрессивные виды спорта, которые дают адреналина в кровь».
Николай ФЕДОРОВ, президент Чувашии: «На наших телеэкранах идет реклама не бренда, а пивного образа жизни, жизни с бутылкой».
Дмитрий АЯЦКОВ, губернатор Саратовской области: «Надо держать себя в форме. Вот я — два раза в неделю — волейбол, на Крещение — в прорубь».
№ 34, 04-11 Октябрь, 2002 г., полоса № 04, "ВЕК" (online)
04/10/2002
|