Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


НА ТРОИХ

Контуры новой государственности никак не нарисуют Козак, Медведев и Касьянов Благодаря усилиям идеологов большинство граждан России сегодня уверены, что административная реформа началась два года назад. С инаугурации Владимира Путина. Но это не так. Можно считать, что административная реформа в России не кончалась никогда, и все новые идеи, которые обкатывала русская элита, уже когда-то опробовались в иных исторических ситуациях.

В постсоветское время власть также реформировала себя очень интенсивно. В 1991 году государство отказалось от многих функций распределения и контроля. Начав причем с лакомых кусков - природных ресурсов и энергетики. Тогда были ликвидированы Министерство внешней торговли, Госплан, Госснаб и другие.

Однако это не помешало в 1996 году помощникам президента Ельцина подготовить аналитическую записку о необходимости дальнейшей реформы управления. Аналитики отмечали, что в сложившейся системе многие государственные функции дублируются, а органы власти конкурируют между собой. Ельцин, правда, документа не получил. Есть все основания полагать, что многие постулаты той записки перешли в наследство помощникам Путина, который в этой хронологии возглавил лишь очередной этап административной реформы.

Моментальный снимок административной реформы как она есть, анфас и в профиль, выглядит следующим образом. Теоретических центров проведения реформы - три. Первый курирует замглавы администрации президента Дмитрий Козак, Второй - первый замглавы администрации президента Дмитрий Медведев, третий - их непосредственный начальник Александр Волошин.

Самую интригующую и вместе с тем нединамичную часть - "нацтройку" правительства курирует Александр Волошин. Об отставке кабинета министров ходят слухи буквально с переезда Путина в Кремль. При этом ни с правительством, ни тем более с Касьяновым почти ничего не происходит.

Не произошло ничего с кабинетом министров и в первый месяц осени. В начале октября правительство в ответ на требования, озвученные Путиным в президентском послании Федеральному собранию, должно было подготовить предложения по административной реформе и реструктуризации правительства. Что оно и сделало даже с опережением сроков. Результатом пятимесячного труда правительства стала страничка текста, где утверждается, что реструктуризация правительства к административной реформе отношения не имеет. Но, поскольку президент требовал от ведомства Касьянова предложений прежде всего по административной реформе, он их и получил. В Белом доме декларируют, что профанацией, то есть сменой названий министерств или их слиянием, заниматься не собираются. Там предпочитают "идти другим путем": сначала определить сферы деятельности государства, потом свериться с Конституцией и разделить ответственность между федеральными и региональными властями, а также местным самоуправлением. Только после этого в Белом доме готовы писать новую концепцию структуры правительства. И никакое возмущение вице-премьера Алексея Кудрина, требующего от руководителя аппарата правительства Игоря Шувалова, занимавшегося сведением правительственных предложений воедино, немедленно предложить новую структуру, не в счет.

Похоже, что в Кремле оценили юмор Белого дома. По крайней мере к этому на Красной площади были готовы. Еще когда правительство только готовило "планы самореформирования", источники "НМ" в Кремле говорили, что никакой "невидимой миру тонкой настройки" кабинета министров на сей раз не будет. Кремль собирался действовать по принципу: либо все, либо ничего. Но поскольку толком никто не знал, что такое в данном случае "все", а правительство не спешило с выдачей разъяснений, в Белом доме были уверены, что "старшие товарищи" прибегнут ко второй составляющей кремлевского принципа. На Старой площади такой настрой Белого дома прекрасно понимали и понимают, вяло поругивают правительство за "мыслительную импотенцию", получают в ответ: "Нас тоже не аист принес", - но отдают себе отчет в том, что реструктуризация кабинета министров, равно как и его замена, - крайний для предвыборного года ход, применять который рекомендуется только в случае резкого ухудшения экономической ситуации в стране.

Впрочем, правительством движет не только инстинкт самосохранения, когда оно посильными методами оттягивает счастливый момент изменения своей структуры. Логика представленных в Кремль предложений предполагает, что сначала свою часть административной реформы должен завершить Дмитрий Козак, занимающийся разграничением полномочий Центра и регионов. На стол президента уже легла концепция разделения России на муниципальные округа (по аналогии с федеральными). Первые же экспертные оценки показали, что эти новации, будучи примененными на практике, открывают ящик Пандоры - по сути, взрывают конституционные начала российской государственности. В силу этого обстоятельства в ближайшее время Центр вряд ли соберется форсировать это направление. Но даже если не мудрствовать, а ограничиться "прямолинейным" разграничением полномочий, и здесь могут возникнуть серьезные проблемы. Ущемлять интересы, скажем, национальных республик за год до выборов -очень рискованный шаг. Все-таки речь идет примерно о восьми миллионах избирателей.

Новая линия в отношениях с национальными республиками наиболее ярко проявилась во время недавнего визита Путина в Казань. Там он сделал ряд символических жестов, которые можно было трактовать как отступление от стратегии подавления регионов. Ведь даже несмотря на присутствие президента России на Конгрессе татар, Конгресс все равно принял вполне националистическую резолюцию. В ней отмечалось и то, что в последнее время в политической жизни российского общества наметилась тенденция к отходу от принципов федерализма в государственном строительстве, а введение письменности на основе латинской графики было признано внутренним делом татарского народа, носящим сугубо лингвистический характер.

Что же касается реформы госслужбы под патронажем Дмитрия Медведева, то она пока никого не озлобляет. Наоборот, все играют в нее с удовольствием. В рамках пиара говорятся лишь самые теплые слова. Хорошо бы назначать всех чиновников по конкурсу. Хорошо бы, чтобы за министерствами присматривали некие коллегиальные органы, сформированные в том числе и из представителей общественности. Сами чиновники, как говорится, с интересом воспринимают эти новые подходы, надеясь, что до реализации дело не дойдет.

Видимо, исключительно в качестве тренировки общественного мнения в духе предстоящей реформы в мае был проведен через Думу Указ "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". Так называемый Кодекс чиновника. Президент подписал его в конце августа. Отличительная черта этого "кодекса поведения" - его абсолютная неприменимость на практике, поскольку все реальные отношения служащих регулируются трудовым законодательством.

Но если труды Дмитрия Медведева благодаря изначально поставленной задаче не впадут в слишком большое противоречие с наработками двух других кремлевских фигур, то предложения Дмитрия Козака и доведенные до ума Александром Волошиным мысли правительства могут и не пересечься. Один только вопрос - недра - уже демонстрирует различные подходы представителей козаковской и правительственной рабочих групп. Реформа "на троих" потребует немало времени, чтобы согласовать все спорные моменты и привести в соответствие видение ситуации трех кремлевских фигур. А если к тому же учесть, что 2003 год - предвыборный, то с административной реформой, видимо, решат повременить до второго срока Владимира Путина. Резкие движения накануне выборов все-таки бывают чреваты.

Потеря служебных машин и мигалок пока чиновникам не грозит

фото: Артем Чернов


Марина Волкова Сергей Митрофанов, 1, стр. 18-19, Новая модель
07/10/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации