ЭКС-ГЛАВА АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ ГОССЛУЖБЫ КРИТИКУЕТ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О ГОССЛУЖБЕ
Сопредседатель партии "Ак Жол" Алихан Байменов, в прошлом министр и председатель Агентства по делам госслужбы, прокомментировал по просьбе Панорамы изменения, предложенные в действующий Закон "О госслужбе", которые прошли стадию обсуждения в мажилисе.
По его мнению, некоторые из предлагаемых норм могут привести к отходу от недавно принятой системы конкурсного заполнения вакансий в государственных структурах. По словам г-на БАЙМЕНОВА, руководившим разработкой действующего закона, который вступил в силу с начала 2000 года, возможно, закон и нуждался в некоторых изменениях, но не меняющих кардинально его концепцию. Основное внимание он сосредоточил всего лишь на одном из предлагаемых изменений, которое может позволить "занятие должности административным государственным служащим без конкурсного отбора в порядке перевода в случае его соответствия предъявляемым квалификационным требованиям к соответствующей вакантной должности с согласия административного государственного служащего и уполномоченного органа или его территориального подразделения". Фактически это означает появление очень широкой лазейки для внеконкурсного назначения чиновников и появления ситуаций, когда, например, директором департамента министерства может быть назначен какой-нибудь служащий, работавший на невысокой должности в другом ведомстве, откуда пришел новый министр. По оценке экс-министра, все это, возможно, связано с давлением каких-то министров и акимов или других "политических" госслужащих, которых явно стесняла "конкурсная" система назначений. Причем ни требования соответствия квалификационным требованиям, ни согласие о назначении со стороны Агентства по делам госслужбы не могут быть серьезными барьерами для злоупотреблений, отчасти из-за того, что квалификационные требования существуют далеко не во всех госструктурах (не говоря уже об описании служебных обязанностей), отчасти - из-за весьма вероятного нежелания со стороны агентства портить отношения из-за каждой вакансии. Г-н Байменов считает, что принятие этой нормы будет означать возвращение к прежней системе и усиление практики, когда чиновник практически служит не государству, а своему начальнику, а смена руководства той или иной структуры автоматически ведет к сильному обновлению кадрового состава.
Следствием принятия подобной системы могло бы быть новое усиление зависимости госслужащих, а также "менталитета вертикальной иерархии" в противовес нацеленности на сотрудничество с населением. Собственно население, являющееся не только клиентом, но и работодателем чиновников, при массовом применении переводов вместо конкурсов, просто не будет ничего знать о вакансиях, а ведь рабочие места на госслужбе созданы на средства налогоплательщиков. Г-н Байменов также не согласен со скепсисом в отношении того, как действовал закон до сих пор, отмечая, что чиновника стало гораздо сложнее уволить немотивированно, и визуально текучесть кадров заметно уменьшилась, что видно, например, по канцелярии правительства. Алихан Байменов сослался также на весьма обширные исследования проблемы со стороны Всемирного банка, в которых отмечается, что набор на государственную службу на конкурсной основе признан респондентами справедливым, прозрачным и более совершенным по сравнению с ранее существовавшей системой. Кроме того, весьма показательно то, что более справедливым подобный метод занятия вакансий считают также даже 40% опрошенных, не прошедших по конкурсу. Достаточно очевидным является и еще один вывод исследования, согласно которому уровень коррупции ниже там, где существует прозрачная кадровая политика, ориентированная на личные заслуги. Сопредседатель считает, что правительство и Агентство по делам госслужбы, видимо, не информировали главу государства о результатах данных исследований.
Г-н Байменов отмечает также как проблему неготовность многих госслужащих пользоваться своими правами, обязательными в Законе о госслужбе, а также то, что агентство в недостаточной степени защищает их в случае неправильного увольнения. По его мнению, "необходимо создавать прецеденты", предавая огласке подобные случаи, и не оставлять госслужащих "один на один" с системой. При этом он не сомневается в необходимости совершенствования процедур конкурсного отбора, в первую очередь - в направлении еще большего ограничения влияния политических госслужащих, и повышения объективности собеседования. Кроме того, Алихан Байменов с сомнением воспринимает объяснения, связанные с тем, что изменения вносятся в связи с происходящим переходом на "карьерную модель" государственной службы, применяемую во многих европейских странах. По его мнению, речь идет о странном "гибриде", не имеющем ничего общего с карьерной моделью, при которой, например, начальником управления невозможно стать, не проработав определенное время начальником отдела. Помимо того, сама необходимость перехода на карьерную модель, эффективно функционирующую в условиях устоявшегося государственного управления, вызывает большие сомнения, поскольку в Казахстане в течение длительного времени, очевидно, необходим будет приток "свежих людей" на различные уровни государственного управления, рекрутирование которых лучше всего осуществлять с помощью конкурсов. Г-н Байменов также считает, что сами европейские страны, применяющие карьерную модель, которая внимательно изучалась в Казахстане в конце 90-х, "подумывают" о переходе на позиционную модель.
Сопредседатель "Ак Жола" также отметил, что реформа госслужбы была важной и, возможно, одной из наиболее успешно продвигаемых частей долговременной стратегии развития страны, а ее свертывание способно вызвать неуверенность в возможной последовательности действий правительства при реализации стратегии.
Николай ДРОЗД, 39, стр. 3, Панорама
11/10/2002
|