Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


ЭКС-ГЛАВА АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ ГОССЛУЖБЫ КРИТИКУЕТ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О ГОССЛУЖБЕ

Сопредседатель партии "Ак Жол" Алихан Байменов, в прошлом министр и председатель Агентства по делам госслужбы, прокомментировал по просьбе Панорамы изменения, предложенные в действующий Закон "О госслужбе", которые прошли стадию обсуждения в мажилисе.

По его мнению, некоторые из предлагаемых норм могут привести к отходу от недавно принятой системы конкурсного заполнения вакансий в государственных структурах. По словам г-на БАЙМЕНОВА, руководившим разработкой действующего закона, который вступил в силу с начала 2000 года, возможно, закон и нуждался в некоторых изменениях, но не меняющих кардинально его концепцию. Основное внимание он сосредоточил всего лишь на одном из предлагаемых изменений, которое может позволить "занятие должности административным государственным служащим без конкурсного отбора в порядке перевода в случае его соответствия предъявляемым квалификационным требованиям к соответствующей вакантной должности с согласия административного государственного служащего и уполномоченного органа или его территориального подразделения". Фактически это означает появление очень широкой лазейки для внеконкурсного назначения чиновников и появления ситуаций, когда, например, директором департамента министерства может быть назначен какой-нибудь служащий, работавший на невысокой должности в другом ведомстве, откуда пришел новый министр. По оценке экс-министра, все это, возможно, связано с давлением каких-то министров и акимов или других "политических" госслужащих, которых явно стесняла "конкурсная" система назначений. Причем ни требования соответствия квалификационным требованиям, ни согласие о назначении со стороны Агентства по делам госслужбы не могут быть серьезными барьерами для злоупотреблений, отчасти из-за того, что квалификационные требования существуют далеко не во всех госструктурах (не говоря уже об описании служебных обязанностей), отчасти - из-за весьма вероятного нежелания со стороны агентства портить отношения из-за каждой вакансии. Г-н Байменов считает, что принятие этой нормы будет означать возвращение к прежней системе и усиление практики, когда чиновник практически служит не государству, а своему начальнику, а смена руководства той или иной структуры автоматически ведет к сильному обновлению кадрового состава.

Следствием принятия подобной системы могло бы быть новое усиление зависимости госслужащих, а также "менталитета вертикальной иерархии" в противовес нацеленности на сотрудничество с населением. Собственно население, являющееся не только клиентом, но и работодателем чиновников, при массовом применении переводов вместо конкурсов, просто не будет ничего знать о вакансиях, а ведь рабочие места на госслужбе созданы на средства налогоплательщиков. Г-н Байменов также не согласен со скепсисом в отношении того, как действовал закон до сих пор, отмечая, что чиновника стало гораздо сложнее уволить немотивированно, и визуально текучесть кадров заметно уменьшилась, что видно, например, по канцелярии правительства. Алихан Байменов сослался также на весьма обширные исследования проблемы со стороны Всемирного банка, в которых отмечается, что набор на государственную службу на конкурсной основе признан респондентами справедливым, прозрачным и более совершенным по сравнению с ранее существовавшей системой. Кроме того, весьма показательно то, что более справедливым подобный метод занятия вакансий считают также даже 40% опрошенных, не прошедших по конкурсу. Достаточно очевидным является и еще один вывод исследования, согласно которому уровень коррупции ниже там, где существует прозрачная кадровая политика, ориентированная на личные заслуги. Сопредседатель считает, что правительство и Агентство по делам госслужбы, видимо, не информировали главу государства о результатах данных исследований.

Г-н Байменов отмечает также как проблему неготовность многих госслужащих пользоваться своими правами, обязательными в Законе о госслужбе, а также то, что агентство в недостаточной степени защищает их в случае неправильного увольнения. По его мнению, "необходимо создавать прецеденты", предавая огласке подобные случаи, и не оставлять госслужащих "один на один" с системой. При этом он не сомневается в необходимости совершенствования процедур конкурсного отбора, в первую очередь - в направлении еще большего ограничения влияния политических госслужащих, и повышения объективности собеседования. Кроме того, Алихан Байменов с сомнением воспринимает объяснения, связанные с тем, что изменения вносятся в связи с происходящим переходом на "карьерную модель" государственной службы, применяемую во многих европейских странах. По его мнению, речь идет о странном "гибриде", не имеющем ничего общего с карьерной моделью, при которой, например, начальником управления невозможно стать, не проработав определенное время начальником отдела. Помимо того, сама необходимость перехода на карьерную модель, эффективно функционирующую в условиях устоявшегося государственного управления, вызывает большие сомнения, поскольку в Казахстане в течение длительного времени, очевидно, необходим будет приток "свежих людей" на различные уровни государственного управления, рекрутирование которых лучше всего осуществлять с помощью конкурсов. Г-н Байменов также считает, что сами европейские страны, применяющие карьерную модель, которая внимательно изучалась в Казахстане в конце 90-х, "подумывают" о переходе на позиционную модель.

Сопредседатель "Ак Жола" также отметил, что реформа госслужбы была важной и, возможно, одной из наиболее успешно продвигаемых частей долговременной стратегии развития страны, а ее свертывание способно вызвать неуверенность в возможной последовательности действий правительства при реализации стратегии.


Николай ДРОЗД, 39, стр. 3, Панорама
11/10/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации