ЕВГЕНИЙ ЯСИН ОПРЕДЕЛИЛ ЛИШНИЙ ВЕС ГОСУДАРСТВА
макроэкономика
Вчера научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин представил доклад "Бремя государства и экономическая политика". Впервые за годы реформ в России проведен системный анализ того, как сделать государство эффективным, чтобы оно не висело гирей на российской экономике и бизнесе. Гиря оказалась очень тяжелая -60-65% ВВП. Для ускорения экономического роста ее надо уменьшить на 20-25 %. Доклад будет представлен президенту.
Многие экономисты, в том числе советник президента Андрей Илларионов, часто говорят: для активизации экономического роста надо снижать долю госрасходов в ВВП и бремя государства в экономике. Такие слова зачастую вызывали возмущение: куда еще снижать бюджетные расходы, их и так не хватает. Не всегда было понятно, что речь идет и о том, чтобы сделать госрасходы эффективными. С ростом же ВВП они могут, если это необходимо, расти в абсолютном выражении. Что касается бремени государства, а именно того, как и в каких сферах оно прямо и косвенно высасывает средства из экономики и бизнеса, то ясности в этом вопросе не было никакой.
Теперь ясно, где и как государство тормозит экономический рост. Представленный вчера доклад называет сферы, где государство изымает и не очень эффективно перераспределяет львиную долю национального дохода, и дает предложения по изысканию внутренних резервов. Большие резервы кроются в бюджетной политике. Там надо навести порядок и с расходами, и с доходами. Консолидированный бюджет сейчас достигает 41% ВВП. Для ускорения экономического роста он должен составлять не более 30%. Расходы федерального бюджета с этой же целью нужно также сократить до 2005 года на 6-7%. Это все возможно, если сделать госрасходы эффективными. Например, экономия бюджетных средств в сфере госзакупок при прекращении практики "откатов" и введении настоящих открытых конкурсов может составить 1, 5-1, 7% ВВП. Наведение порядка в финансировании бюджетных учреждений, чтобы их расходы опирались не на затребованную ими смету, а на реальные потребности конкурсных закупок, позволит сократить расходы учреждений на треть. При этом сократится количество чиновников. Программа предлагает более радикальную реформу госслужбы, нежели правительство: сократить численность чиновников вдвое, но поднять им зарплату в 3.5-4 раза. Аналогичное наведение порядка в региональных бюджетах вместе с переходом на целевую систему трансфертов, разрешением регионам устанавливать ставки региональных налогов и реформой ЖКХ высвободит 10-12% расходов.
Одновременно с повышением эффективности расходов можно будет снизить налоги. В частности, на 10-11% сократить единый социальный налог, который сейчас слишком высок (35, 7% от фонда зарплаты) и продолжает вытеснять бизнес в теневой сектор. А это сказывается на доходах социальных фондов и создает проблемы с наполнением Пенсионного фонда.
Большие резервы кроются в системе предприятий, находящихся в госсобственности. По оценке авторов доклада, они дают до 50% ВВП. Однако толку от них мало. Большинство государственных унитарных предприятий и АО с госучастием плохо контролируются государством, работают в интересах менеджеров. Над о ускоренно их приватизировать. Резервы также есть в сфере контроля за естественными монополиями, экономию расходов дает военная реформа.
Самая примечательная - последняя часть доклада, где речь идет о неформальном вредном воздействии государства на экономику. Оно повсеместно. Издержки для бизнеса колоссальные- $38-40 млрд (12-13% ВВП). Их порождает необходимость преодолевать административные барьеры, участвовать в разных фондах по требованию местных властей и просто давать взятки. В итоге Евгений Ясин так выразил суть доклада: "По большинству статей расходы у нас надо увеличивать. Но для этого надо, чтобы пирог был большим. Следовательно, надо мобилизовать резервы. Надо приучить общество к мысли, что все равно это придется делать, чтобы в итоге лучше жить".
Фото:
Евгений Ясин думает, как заставить президента и правительство ускорить либеральные реформы ФОТО ДМИТРИЯ ДУХАНИНА
ИРИНА ГРАНИК, 193, стр. 14, Коммерсант
23/10/2002
|