Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


Кому рулить страной

Рис. Виктора Чумачева

"Я боюсь людей, которые приходят и говорят: хочу на руководящую работу", — признается "Времени МН" президент-ректор Российской академии государственной службы ВЛАДИМИР ЕГОРОВ.

— От чего зависит успешное управление нашей огромной страной?

— Имея в виду систему управления в России, следует говорить об административной реформе, о реформировании государственной службы. В августе прошлого года президент подписал концепцию реформы госслужбы, где учтены предложения специалистов нашей академии. А концепция кадровой политики — документ, инициативно подготовленный в академии. Но это пока проект. Сразу возникает основной вопрос: а чего мы хотим? Чтобы российское государство было эффективным. Прежде всего это эффективность управления, профессиональный госчиновник. Но самое тяжелое — административная реформа. По сути, органы госвласти должны предложить, как самих себя реформировать. Мы приходим к качественно новому обществу. Стало быть, надо определить: а где предел вмешательства государства в те или иные сферы общества, жизнь конкретного человека. При соприкосновении с мировым опытом государственного управления вытекает самый главный урок — нельзя скопировать опыт ни одной страны. Чтобы быть похожей на цивилизованную страну, России необходимо, кроме всего прочего, остаться со своим лицом.

— Можете ли вы сравнить Россию с другими странами по эффективности функционирования государства?

— Смотря с чем сравнивать. С точки зрения количества чиновников на душу населения совершенно разные показатели, скажем, во Франции и Германии, Великобритании и Швеции. Что взять для России? А невозможно что-либо взять. Ни одна из этих стран не имеет такой огромной территории, наших природно-климатических отличий. Ни одна из них не является столь многонациональной и многоконфессиональной, что предопределяет и наше совершенно оригинальное федеративное устройство. Кстати, на тысячу человек населения в России бюрократии меньше, чем во всех европейских странах.

Тут дело в другом. Государство должно быть конкурентоспособным на рынке управленческого труда по отношению к коммерческим структурам самой России. Без этого все талантливые специалисты уйдут в бизнес. И останется государственная управленческая машина с серым чиновным людом. В результате будут страдать прежде всего люди и государство. Вместе с тем приходится учитывать, что ни одно богатое государство мира не платит столько, сколько платит частный сектор. К примеру, в Канаде специалисты одинакового уровня в частной компании получают в 4 раза больше, чем в госорганах власти. А во всех министерствах и ведомствах есть должность помощника министра. Его назначает премьер страны. Помощник — человек, который от имени государства и правительства обеспечивает кадровую стабильность в данном органе власти.

— А кто главный кадровик у нас в стране?

— Это вопрос на засыпку. Такого кадровика у нас нет. Расстановку руководящих кадров на высших должностях государства определяет президент. Есть управления кадров в администрации президента и правительстве, кадровые службы во всех министерствах и ведомствах. Но единого органа по России не существует. Хотя для проведения единой кадровой политики, для того, чтобы профессионально и перспективно работать с резервом, подготовкой и выдвижением наиболее способных, уже проявивших себя специалистов, такая координация необходима. В связи с административной реформой и реформой госслужбы уже звучат предложения: "А не иметь ли нам в стране некое агентство или ведомство, которое занималось бы кадрами и кадровым резервом?". В некоторых странах (Франция, Германия) есть такие самостоятельные структуры, на правах министерства.

— В советское время все решалось в ЦК? А как сейчас?

— Разница достаточно большая. И не только в том, что раньше государство было идеологизированным, а сейчас нет. Механизмы примерно те же самые. В советское время имелась более выстроенная система прохождения кадров по различным ступеням госвласти, отслеживание этого карьерного роста кадров, работа с его резервом, а затем и выдвижение и назначение. Только система была не политико-государственной, а политико-партийной. Выстроенная в советские годы технология кадровой политики выглядит очень привлекательно. Но сказать, что она была очень эффективной, я не могу. Если б она была таковой, страна бы не рухнула. Вот главный аргумент.

Теперешнее состояние госслужбы и системы нашего управления переходное. Мы за 10 с небольшим лет, не без ошибок, в том числе и серьезных, сумели выстроить принципиально новые органы госвласти и в центре, и на местах, построить такие же взаимоотношения между центром и субъектами Федерации, создать органы муниципального управления, заложить основы законодательного порядка под действие органов госвласти и работы чиновничества вообще. Мы сумели создать государственную машину, которая приспособлена к работе в рыночных условиях правового государства.

— И сейчас для продвижения по службе уже не требуется партийное "добро"?

— Когда наконец у нас будет нормальная партийная система, партии будут действительно партиями, а не объединениями, которые собраны под предвыборную кампанию, тогда партия, ставшая парламентской, при формировании правительства, конечно же, будет делегировать людей, в которых она проверила, подготовила, которые прошли через соответствующее политическое и управленческое горнило опыта. Потому что любой споткнувшийся выдвиженец от ее имени — пятно для партии. У нас, к сожалению, пока еще нет такой партийной системы.

Беда наших партий и в том, что они очень плохо занимаются молодежью. Сильных авторитетных молодежных организаций у наших партий нет.

— Для эффективного функционирования государства нужны люди, работающие на своих должностях так, как выгодно государству.

— При одном условии. Иначе, не дай Бог, мы получим государственного монстра. Это должны быть люди, умеющие работать на пользу государства, если само государство стремится работать не на само себя, а на общество и на человека.

А то, что сейчас молодой человек имеет возможность предложить свои услуги через Интернет, в том числе органам госвласти, это нормально для гражданской службы. Этим надо пользоваться. Хотя я очень боюсь людей, которые приходят и говорят: "Я хочу на управленческую, руководящую работу".

— Предположим, у кого-то есть друг президент. Можно ли сегодня получить назначение, обойдя систему роста и подготовки?

— К сожалению, можно. И это несмотря на все рекомендации, должностные инструкции, практически всеобщее понимание необходимости соответствующего опыта для того, чтобы занять тот или иной руководящий пост. У нас достаточно много выдвижений и назначений по принципу личного знакомства — "я этого человека знаю". Когда стоит выбор между несколькими претендентами и руководитель среди равных (или почти равных) выбирает того, кого он знает, то это абсолютно естественно и понятно. Но если, выражаясь армейским языком, человека, не прошедшего батальон, ставят на армию — это нонсенс.

И еще, перетекание кадров из бизнеса в госструктуры власти — очень продуктивное, хорошее дело. Государство заинтересовано в талантливых людях, проявивших себя в бизнесе. Но когда речь идет о возвращении на госслужбу или приход из бизнеса, надо внимательно смотреть на дно. Деятельность в одной сфере госуправления и бизнеса при таком перетекании исключена. Это прямой путь к коррупции, лоббированию вопреки интересам государства и общества. Кстати, подобные ограничения, иногда пожизненного порядка для определенных должностей и сфер, также есть во всем цивилизованном мире. И здесь России изобретать ничего не надо.

Беседовал Армен Уриханян


Прямая речь:, № 1040, Время МН (online)
23/10/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации