Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


"НАШИ ПРОТИВНИКИ - ЭТО СИСТЕМА ПРИВЫЧЕК И КУЛЬТУРА ЧИНОВНИКОВ"

Сейчас в стадии активной подготовки находится документ под названием "Программа реформирования государственной службы в Российской Федерации". Один из участников разработки этой программы, первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев, ответил на вопросы "ДП".

- Какова степень готовности программы и ее основные положения?

- С точки зрения техническою исполнения реформы государственной службы у нас готов первый из законов, который, скажем так, создает основы для последующей реформы. Это рамочный Закон о системе госслужбы в России. Он очень короткий, но определяет, какие существуют вилы государственной службы, и указывает на целый ряд существенных моментов, которые нагом нужно будет реализовать в других законах. В частности, предполагается ввести принципиально новые понятия - такие, как конфликт интересов и служебное поведение. До сих пор они отсутствовали в принципе в самой терминологии правовых актов. Это один из важнейших антикоррупционных механизмов.

Ведется активная работа над законом о государственной гражданской службе, и в этом законе реализуются очень многие новые принципиальные подходы, которые абсолютно немыслимы в рамках нашей старой системы государственною управления, и прежде всего - сориентированные на механизмы обратной связи между государством и обществом.

- Появятся ли служебные контракты?

- Да. Более того, заключение контракта станет обязательным для большинства государственных служащих. В законе последовательно проводится принцип, который был совершенно немыслим при старой бюрократической системе, - о найме государственного служащего посредством открытого конкурса.

В самой работе госслужащих будут введены механизмы оценки деятельности в зависимости от результатов. Такого рода механизмы в современной системе не применяются в принципе, и это крайне негативно сказывается на мотивации чиновников. Они, по сути дела, несут ответственность только за соблюдение формальных требований - о своевременном появлении на работе и соблюдении сроков исполнения поручений. Теперь же, с учетом результатов, будут вводиться и новые критерии оплаты труда.

- Каким образом?

- Предполагается существенно увеличить долю переменной составляющей в заработной плате госслужащих.

На сегодня эта переменная составляющая очень незначительна и на практике никак не связана с реальными результатами деятельности конкретного человека. Мы планируем увеличить долю таких выплат. Она может варьироваться от 30 до 70% от общего уровня денежного содержания и будет напрямую увязана с вновь вводимыми оценками работы государственного служащего. То есть будет большая дифференциация в оплате, но она будет справедливой исходя из того, кто как работает.

Кроме того, предполагается существенно повысить прозрачность государственной службы, и для этого готовятся два закона, один из которых должен быть направлен в Правительство уже в ноябре. Это закон об информации, которая подлежит обязательному опубликованию органами государственной власти.

Кроме тою, планируется в действующий Закон "Об информации" внести изменения, которые позволят гражданам и организациям обеспечить доступ к той информации, которая в обязательном порядке не публикуется, но при этом не является секретной. Здесь мы внимательно изучаем опыт развитых стран, в том числе Швеции, где государство славится своей прозрачностью. Например, в Швеции механизм доступа к информации устроен таким образом, что почту премьер-министра гражданин может прочесть раньше, чем сам премьер-министр. Мы пока не готовы заходить так далеко, но этот пример показывает, что возможности для повышения прозрачности у нас колоссальные.

- Прозрачность государства связана напрямую с контролем над коррупцией?

- Да, и здесь у нас все пока плохо. По оценкам Всемирного банка, Россия занимает одно из последних мест в мире по способности сдерживать коррупцию. Весьма отстаем от стран с аналогичным нам уровнем развития.

В целях предотвращения коррупции мы предполагаем внести принципиально новые процедуры, основы которых уже заложены Указом Президента о нормах этического повеления госслужащих, и они будут далее более детально реализованы в Законе о государственной гражданской службе и в последующих нормативных актах. Смысл состоит в том, чтобы создать четкую, постоянно работающую систему отслеживания любых ситуаций, когда интересы чиновника вступают в противоречие с интересами государства, с теми интересами, которые на своем рабочем посту чиновник обязан реализовывать. Во всех подобных ситуациях необходимо ограничивать свободу действий чиновника или отстранять его от исполнения обязанностей.

- Эти функции будет выполнять какая-то новая структура безопасности?

- Это будет система, при которой каждый государственный служащий и его руководитель будут обязаны регистрировать любую ситуацию конфликта интересов. Будет разработан свод правил, по которому в зависимости от степени остроты конфликта будут накладываться определенные ограничения на действия государственного служащего.

Фактически это позволяет любые заведомо потенциально коррупциогенные ситуации переводить в открытые и подконтрольные, что делает коррупционные действия невозможными или крайне рискованными для коррупционера. На Западе такая система себя очень хорошо проявила, мы ее реализуем с учетом нашей, российской специфики, адаптируем к особенностям нашего чиновничества.

- Конкретный пример можно?

- Представьте себе абсолютно нормальную ситуацию. Чиновник в системе образования отвечает за то, чтобы выделять ассигнования тому учебному заведению, где учится или работает дочка этого чиновника. Это типичный конфликт интересов. В такой ситуации у чиновника есть два выбора: либо его дочка не поступает в это учебное заведение, либо она поступает, но полномочия по принятию решения о выделении средств он должен делегировать другому чиновнику, у которого нет такого конфликта. Причем он должен написать заявление, в котором отражена эта ситуация.

Или другой пример: финансист из бизнеса перешел в госорган, регулирующий этот бизнес, и принимает решения в пользу компании, где он раньше работал.

- В России это общее место.

- Система отслеживания конфликта интересов устроена таким образом, что при назначении на должность уже будут наложены ограничения на его действия в отношении такого рода организаций, которые будут прописаны в его личном деле.

- Это же большие жертвы для чиновников! Получается, что должны быть какие-то компенсации.

- Главная компенсация в том, что мы привязываем оплату труда к результатам. Чем лучше работает чиновник, тем выше его вознаграждение. Расширяется самостоятельность органов власти в определении штатного расписания и размера оплаты труда.

Учитывая то, что резервы более эффективного использования ресурсов в исполнительной власти на сегодня очень велики, мы только за счет мобилизации этих резервов, более рационального использования всех видов ресурсов можем добиться значительного повышения оплаты труда наиболее квалифицированным работникам.

- Этой есть тот самый упомянутый в концепции программы переход со сметного на программный способ финансирования?

- Совершенно верно. В частности, этот способ позволяет, как показывает опыт развитых стран, гораздо эффективнее использовать недвижимость. Для федеральных органов власти, которые расположены в центре Москвы, это один из основных факторов потерь на сегодняшний день. Безумно дороже здания используются крайне нерационально, очень часто впустую. Создание в рамках нового механизма финансирования большей заинтересованности в рациональном использовании недвижимости позволит высвободить средства, которые можно направить на оплату квалифицированных работников.

- Руководитель проектной группы, назовем его так, вправе будет распоряжаться дополнительными средствами, которые позволят варьировать премиальные выплаты?

- Совершенно верно. В наиболее продвинутых формах такой принцип формирования бюджета предполагает, что экономию от более рачительного использования офисных помещений можно направить на повышение оплаты труда.

- То есть через какое-то время не стоит удивляться, если какое-то из административно-управленческих решений будет приниматься на окраине?

- Это можно только приветствовать. Во многих случаях на окраине это можно делать и дешевле, и эффективнее.

- Все равно сомневаюсь, что кто-то захочет выезжать из центра города...

- Захотят, если резервы экономии можно будет потратить, например, на приобретение современного оборудования - компьютеров, налаживание Интернет-связи, привлечение квалифицированных кадров с более высокой оплатой. Я Вам скажу, что первые из стран, которые стали внедрять эти механизмы, сами убедились в том, что это способно революционным образом изменить психологию чиновничества.

Например, после аналогичной реформы министерство иностранных дел Новой Зеландии через некоторое время оказалось в маленьком здании, достаточно компактном, которое оно брало в аренду у сингапурской компании. Это было первое здание МИДа в развитых странах, которое оказалось не принадлежащим национальному собственнику. Сделано это было потому, что это оказалось выгодно самим чиновникам, и при этом ни в коей мере не помешало МИДу успешно выполнять свои функции.

- Новая система позволит легально привлекать светлые головы из бизнеса?

- На самом деле просто привлекать на работу светлые головы из бизнеса - только одно из направлений доступа к интеллектуальному потенциалу общества, которым власть сегодня не в состоянии воспользоваться. Да, надо больше использовать людей, имеющих опыт корпоративного менеджмента, специалистов среднею возраста от 35 до 45 лет, которые находятся в расцвете сил. Это будет сделать легко, когда изменим принципы оплаты труда.

Но есть и другое направление. Оно связано с тем, что государство практически не использует внешнюю независимую экспертизу на стадии выработки любых политических решений.

В США, например, до того как определенные типы законопроектов начинают разрабатываться, власти сперва обязаны опубликовать их предварительную концепцию и сделать паузу на 3 месяца. В течение 3 месяцев эту концепцию обсуждает общественность. После этого проводится обсуждение концепции по заранее оговоренным правилам, и только после составления специальною реестра начинается работа. Все эти процедуры, включая и независимую экспертизу проектов, у нас в стране либо начисто отсутствуют, либо применяются от случая к случаю по большим праздникам.

В действительности это еще один способ усилить профессиональный потенциал госслужбы, делегировав часть содержательных функций сторонним специалистам. Сейчас государство не хочет этого делать, и не только потому, что нет денег, а потому, что существует барьер недоверия к институтам гражданского общества.

- Сейчас это делается факультативно. Охотников предложить свои услуги чиновникам достаточно, особенно среди тех, кто лоббирует свои интересы.

- Обычно это делается непрозрачно, в угоду специальным интересам, что не позволяет сделать такие процедуры объективными. Это, как правило, следствие случайных решений и случайных личных связей. От подобной практики надо уйти и внедрить прозрачные процедуры, обеспечивающие профессионализм и объективность внешней экспертизы.

- У реформы есть явные противники?

- Наши противники - это, скорее, вся система привычек и культуры чиновников. Это противник неявный. Никогда в лоб он не станет бороться против таких решений, но это противник очень серьезный, потому что самое мощное его оружие - это саботаж и неисполнение принятых законов или симуляция их исполнения.

- Во сколько обойдется реформа государственной службы?

- Сама программа реформы государственной службы тянет на 0,5 млрд рублей и на 3 года - с 2003 по 2005 год. Я должен сказать, что это весьма небольшие деньги в масштабах нынешних расходов на госслужбу. Мы в год на содержание только федеральных органов власти тратим по одной статье 56 млрд рублей и несем немалые расходы по другим статьям.

Фото:

Заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев надеется, что реформа госслужбы обяжет чиновника жить по средствам и выкладываться по полной.


ПОДГОТОВИЛА ВАЛЕНТИНА ШЕСТАКОВА, 191, стр. 19, Деловой Петербург
28/10/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации